Приговор цивилизованному миру

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.05.2019 11:33
0

Читать все комментарии

562

Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина представил премьеру спектакля "Август: Графство Осейдж" лауреата Пулитцеровской премии, американского драматурга Трейси Леттса в постановке неоднократного лауреата "Золотой маски" Марата Гацалова.

Кстати, последнюю престижную награду этот режиссёр получил в 2013 году за спектакль с тем же названием на малой сцене Новосибирского молодёжного театра "Глобус", но там Гацалов пошёл по пути реалистичной драматургии, на что настраивал и текст пьесы, и формат сцены: пространство было перегружено бытом - старой мебелью, книгами, вазами, стояла даже ржавая ванна.

В Красноярске режиссёр, видимо, предпочёл не повторяться и выстроил действие в слишком условных тонах - с работающими телевизорами, летающей мебелью, огромными экранами. И получилось настолько абстрактно, что за всякого рода иносказаниями и прочими сценическими изысками временами теряется смысл происходящего.

Напомню, премьера трагикомедии (привет Антону Чехову?) Трейси Леттса состоялась в Чикаго в 2007 году, а спустя пять лет она нашла своё воплощение на большом экране. Причём главные роли в картине сыграли настоящие звёзды - Мерил Стрип, Джулия Робертс, Бенедикт Камбербэтч, Юэн Макгрегор, Дермот Малруни, Сэм Шепард. Сам фильм был отмечен номинациями на "Оскар" и "Золотой глобус".

В России также сразу заинтересовались данным произведением и, кроме Марата Гацалова в Новосибирске, "Август. Графство Осейдж" поставили, причём, впервые в нашей стране, в театре имени Маяковского, где главную роль сыграла народная артистка РФ Евгения Симонова. Затем на "Золотую маску" приезжал спектакль Анджея Бубеня из Омска.

...Август. Жара. В городе Талса, штат Оклахома, в отчий дом съезжаются члены большой семьи Уэстонов. Пропал отец (народный артист РФ Алексей Исаченко), и три дочери Барбара (Ирина Иванова), Карен (Екатерина Соколова) и Айви (Екатерина Мишанина), их мать Вайолет (заслуженная артистка РФ Галина Саламатова), тётя Метти Фей Эйкен (заслуженная артистка РФ Тамара Семичева), а также их мужья и дети собираются под одной крышей.

Они выясняют отношения, обвиняя друг друга в предательствах, подавленных чувствах и изломанных судьбах. У каждого есть свой скелет в шкафу, и всё тайное, что обычно скрывается за фасадом благополучного дома, становится явным.

Таким образом, появляется история о вечных семейных вопросах: остаться с родителями в провинции, пожертвовав своей жизнью, или уехать строить свою судьбу, высылая деньги и подарки? Долг это или любовь - семейные узы, особенно если твоя жизнь искорежена по вине семьи, где от тебя стараются отщипнуть кусочек побольше и съесть за семейной трапезой?

Текст, написанный в лучших традициях русской классической драматургии Антона Чехова или американской Теннесси Уильямса, просто кричит со сцены, призывая к сочувствию и состраданию.

Однако, если, скажем, в московской или новосибирской постановках зритель видел вполне понятную сценографию (в Маяковке - современный дом с гостиной, кухней, ванной, кабинетом, мансардой, но с помощью технических приспособлений позволялось увидеть всё новые срезы помещения, словно открывавшего свои тайны), как, впрочем, и в Новосибирске, то красноярцев Марат Гацалов решил изрядно "удивить".

Поскольку по сюжету очень жарко, то постановщик посадил главную героиню на висящий в воздухе раскрытый холодильник: ей будто бы там будет прохладнее. С таким же успехом можно было её и в сам холодильник устроить - спокойно бы поместилась.

А в полутьме сцены над головой женщины явственно просматривается верёвка. Зачем? Какой-то фокус? Оказалось, ничего плохого, просто это техническая страховка, цирковая лонжа. И таких обманок, буквально отвлекающих не только от действия, но, главное, от текста, в спектакле более чем достаточно.

Например, в финале, когда холодильник переворачивается, из него начинают сыпаться яйца, иносказание режиссёра понять ещё можно: жизнь, рождающаяся из яйца, закончилась. Однако когда Барбара (Ирина Иванова) и Билл (заслуженный артист РФ Александр Истратьков) бурно выясняют отношения, устроившись на полу в спальных мешках, а между ними их же показывает телевизор, поневоле отвлекаешься от разговора, потому что интереснее узнать, где же находится видеокамера, транслирующая спор?

- Для меня пьеса "Август: графство Осейдж" - не только история одной американской семьи, - давал комментарий после получения "Золотой маски" Марат Гацалов. - В этом произведении Леттса заложены общие проблемы, связанные с взаимоотношениями близких и родных людей, которых можно собрать вместе только по такому поводу, как исчезновение отца. В драме Леттса - точное попадание в катастрофическую ситуацию, связанную с семьёй, что сегодня остро ощущается в обществе. К сожалению, есть процессы, которые невозможно повернуть вспять, они необратимы. В этой пьесе - приговор автора цивилизованному миру.

Впрочем, отдадим должное Марату Гацалову, а также сценографу Вере Макаренко: наряду с демонстрацией на огромном экране то летящей земной поверхности, что символизирует вечность, то замёрзшей лунной поверхности (понятно, что сие обозначает), им удаётся, благодаря опять же трансляции на большом экране, вывести на первый план, сделав практически бенефициарной, роль Вайолет, которую играет заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии имени К. С. Станиславского Галина Саламатова.

Пока в сцене поминок все сидят спиной к зрителям, мы видим лицо актрисы во всех красках переживаний, создаётся неповторимый эффект присутствия. И Галина Саламатова играет мощно, яростно, ярко...

Однако, повторюсь, Марат Гацалов в целом пожертвовал рассказом о крушении родственных связей, об уходе в прошлое старых традиций в угоду внешнему, режиссёрскому самовыражению, которое взяло верх над внутренними эмоциями таких замечательных актёров, как заслуженные артисты РФ Виктор Лосьянов (Чарли Эйкен), Владимир Пузанов (малыш Чарли), Сергей Селеменев (Стив Хайдербрехт) и названные выше остепенённые и ещё нет.

Думаю, такому актёрскому составу можно было оказать побольше доверия. Ведь, судя по откровениям того же Марата Гацалова, над спектаклем в Новосибирске он работал несколько месяцев, львиную долю времени уделив не спецэффектам, а работе над текстом. Итог известен...

Сергей ПАВЛЕНКО.

Фото из архива Красноярского драматического театра.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры