Весна в тасеевских краях задержалась в тайге
Ехал в хозяйство Владимира Якубовича, чтобы написать репортаж о севе зерновых. Но ещё задолго до райцентра Тасеево, на окраине которого находится основная база ООО "Восход", стало понятно, что весна в этот таёжный район нынче пришла с большим опозданием.
Понятно, когда снег ещё не растаял в лесных массивах, но удивило, что на вспаханных по осени полях большие лужи чередовались снежными шапками. При таких форс-мажорных обстоятельствах нужна минимум неделя жаркой погоды, и лишь после этого можно на пробу загонять в поля тракторы с сеялками.
- Мой друг Пётр Сухарев из Денисовского совхоза соседнего Дзержинского района сегодня позвонил и сказал, что тракторы в хозяйстве уже вышли на прибивку влаги, кроме этого, протравлена половина семян,- поведал Владимир Петрович.- А мы вообще ещё ничего не делали. Правда, вся техника и люди по первому сигналу могут выйти в поле, но когда это будет...
Горечь директора вполне объяснима, ведь главная цель в полеводстве у Владимира Якубовича заключается в том, чтобы получать ежегодно на круг с девяти тысяч гектаров зерновых не менее 30 центнеров с каждого. Надо сказать, это очень высокий показатель, ведь почва в таёжном районе очень бедна, слой гумуса здесь настолько тонок, что плуг запросто может вывернуть на поверхность серую землю.
Только применение минеральных удобрений позволяет хлеборобам "Восхода" получать высокие урожаи. В прошлом году, к примеру, не хватило всего два центнера, чтобы намолотить с каждого гектара по три тонны зерна.
Нынче Владимир Якубович вновь настроен на рекордный для этих таёжных мест урожай зерновых. Для подкормки земли уже закуплены полторы тысячи тонн азотно-магниевых удобрений. Дело осталось только за погодой. А она, коварная, подзадержалась в тайге.
Главная цель в полеводстве у Владимира Якубовича - получать на круг с девяти тысяч гектаров зерновых не менее 30 центнеров с каждого. Надо сказать, это очень высокий показатель, ведь почва в таёжном районе очень бедна.
Но и без сева в хозяйстве дел невпроворот. Неподалёку от сушилки, гаража, складов под зерно и других помещений находятся откормочные площадки, где набирают вес 1 800 голов крупного рогатого скота породы герефорд. Здесь же в загонах находятся 370 русских тяжеловозов. Площадки разбиты на загоны для содержания животных разных возрастов.
Кони для Владимира Якубовича - особая песня. Он специально занялся разведением тяжеловозов, чтобы улучшить породу вымирающих сибирских лошадок. В прошлом году было продано 60 элитных производителей и кобыл, которые разъехались по разным адресам большого края.
Приезжают в хозяйство за тяжеловозами любители этой породы из Хакасии, Иркутской области и даже из Забайкальского края. Правда, нынче из-за бедности покупателей и отмены дотаций цена на тяжеловозы заметно упала, но пока именно лошади приносят "Восходу" постоянный доход.
Наблюдать за ними одно удовольствие. Сначала мы остановились у загона, где с аппетитом хрумкали зелёное сено жеребцы-двухлетки. После этого Владимир Петрович повёз меня к месту, где содержались кобылы с малышами и несколько жеребцов. Причём у каждого самца был свой гарем, который они тщательно охраняли.
Стоило мне подойти поближе, чтобы сфотографировать жеребёнка, сосущего мамку, как на их защиту сразу ринулся крупный жеребец. Пришлось отойти от греха подальше.
Точно в таких же загонах находятся бычки и тёлочки герефордов. Телята здесь сосут вымя до шести месяцев от роду. Одновременно потихоньку начинают привыкать к грубому и сочному корму, которого в прошлом году заготовили вволю.
Если холодно или сильный ветер, животные прячутся от непогоды в специальных тепляках. Иными словами, живут они, как на курорте. Особенно летом, когда пасутся на выпасах в тайге.
- Природа словно знала, что нынче весна запоздает,- рассуждал вслух Владимир Петрович.- Мы обычно выгоняем коров и лошадей на выпасы в начале мая, а нынче, сам видишь, придётся подержать скот в загонах ещё пару недель, не меньше. Хороший запас корма позволит это сделать без особых проблем.
При виде такого обилия упитанных животных, а также учитывая высокие урожаи зерновых и кормовых культур, невольно приходишь к мысли, что хозяйство Якубовича не знает счёт деньгам. На самом деле здесь живут очень небогато.
В прошлом году, к примеру, получили всего 460 тысяч рублей прибыли. А всё из-за того, что по осени хлеб продавали по 5 600 рублей за тонну. Эта цена гораздо ниже себестоимости. Опытный директор смог попридержать часть зерна и сейчас продаёт его в Канск почти на три тысячи рублей дороже, но и это не позволяет хлеборобам шиковать.
Ещё хуже положение в животноводстве, где стоимость говядины не покрывает убытков на содержание герефордов. И это притом, что животные с мая до осени пасутся в тайге.
После отмены дотаций упал доход и от продажи тяжеловозов. А жить всё равно надо. Поэтому в хозяйстве не только готовятся к севу, но и планируют нынче построить ещё пару складов под зерно и новую сушилку.
Есть у Якубовича ещё одна фишка. В прошлом году он купил в районе несколько жеребцов и кобыл обычной сибирской породы. Хочет довести их количество до сотни. Этого, считает Владимир Петрович, достаточно, чтобы сохранить вымирающую породу.
Виктор РЕШЕТЕНЬ.
Фото автора.
Тасеевский район.
Гость (премодерация)
Войти