Заводы, которые мы потеряли

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

24.02.2019 12:16
6

Читать все комментарии

1437

На промышленную площадку Минусинского комплекса электротехнических предприятий (сначала ПО "МЭПК", затем его правопреемник - ОАО "Элко") последний раз приезжал годков этак 13 назад.

И ещё бы столько лет не приезжал, если б не маленькая нуждишка. Позвонил друг из Норильска, когда-то работавший в производственном объединении "МЭПК", ему для оформления пенсии требовалось это документально подтвердить, но в архиве Минусинска нужных данных не нашлось.

Друг попросил съездить на опытный завод высоковольтных вакуумных выключателей, где он в прошлом трудился. Сказал, что на промплощадке электрокомплекса это производство ещё как-то существует, в отличие от остальных.

Решил проверить, поехал. Долго и осторожно крался по донельзя запущенной дороге, лавируя меж многочисленных глубоких выбоин. Неказистый с виду небольшой заводик и вправду работает и, как мне сказали на проходной, что-то даже выпускает, выполняя некие разовые заказы.

Другая же обширная территория в десятки гектаров некогда бывшего промышленного гиганта представляет собой руины. В прямом смысле. Сюда бы школьников на выездные уроки отечественной истории возить, показывать, как выглядел после непрерывных бомбёжек в годы Великой Отечественной войны героический Сталинград.

Нет завода специального технологического оборудования, нет завода высоковольтной вакуумной аппаратуры, нет завода двигателей малой мощности, нет цеха керамики, нет административного корпуса с технологическими и конструкторскими службами, азотно-кислородной и водородно-кислородной станций. И ещё многого другого. Словом, нет ничего.

А ведь сравнительно недавно всё это было. В 2005 году, будучи собкором "Красноярского рабочего", встречался с руководством ОАО "Элко". Уже в то время от Дальнего Востока до Урала это было единственное предприятие, выпускающее высоковольтные вакуумные выключатели различных модификаций.

Легче назвать, в какой отрасли их не применяют, чем наоборот. Выключатели работают на железнодорожном транспорте, в шахтах, на карьерах, на металлургических заводах. "Элко" отгружал продукцию в Москву, Казахстан и другие республики Средней Азии, даже в Индию.

Да что там дальние города и веси - свыше 400 изделий отправили в течение ряда лет одному только "Норильскому никелю", более двух сотен установлены на трансформаторных подстанциях здесь же, в Минусинской котловине.

Не вызывало нареканий качество изготовления, не было серьёзных претензий к долговечности. Плюс ко всему на предприятии действовал специальный отдел сервисного обслуживания, который оперативно решал все вопросы, связанные с монтажом, текущим и капитальным ремонтом уникального оборудования.

Производство конструктивно сложных изделий - трудоёмкое, наукоёмкое, коэффициент оборачиваемости вложенных средств невысок. Это ж не торговля, где вчера купил, сегодня продал, а завтра маржу в карман положил.

И хотя по основным техническим и эксплуатационным параметрам минусинские выключатели не уступали зарубежным аналогам - при заведомой в сравнении с ними дешевизне - как нередко бывает, в своём отечестве нет пророка.

Крупнейшие в регионе потенциальные потребители электровакуумных изделий, энергетические компании, отдавали предпочтение иностранным импортным моделям. По разным причинам.

В том 2005 году на улицах небольшого городка слово "электрокомплекс" ещё слышалось, пожалуй, не реже, чем, к примеру, "магазин". Что неудивительно при 850 работающих, не считая членов их семей.

На предприятии, "прозрачном" для налоговых органов, Пенсионного фонда, соцстраха, зарплату "чёрным налом" в конвертах не выдавали. Больничные листы оплачивали полностью, отпускные тоже. Работал ведомственный санаторий "Бальзам", где можно было отдохнуть в любое время года, действовала турбаза на хакасском курортном озере Белё.

Однако рынок есть рынок, про запас на склад работать не будешь. Выключатель - устройство, рассчитанное на многолетнюю эксплуатацию. Как, скажем, автомобиль. Только автомобиль можно продать кому угодно - фирме, конторе, любому частному гражданину. А выключатель быстро не реализуешь, поскольку это аппарат узкого специфического применения.

К тому же производство таких конструктивно сложных изделий - трудоёмкое, наукоёмкое, коэффициент оборачиваемости вложенных средств невысок. Это ж не торговля, где вчера купил, сегодня продал, а завтра маржу в карман положил.

Уже в то время руководство ОАО "Элко" заботил острый дефицит оборотных средств. Технологический цикл изготовления партии выключателей - отнюдь не одна рабочая неделя и даже не две.

Он, этот цикл, предполагает наличие в цехах длинного перечня редких металлов, уникальных материалов и комплектующих, которые прежде следует приобрести у десятков российских смежников, а обескислороженную медь, например,- в Финляндии.

Средств на это катастрофически не хватало, дирекции как воздух был необходим льготный банковский кредит лет этак на пять-десять.

В ОАО "Элко" не прочь были оформить длительный заём при содействии и под гарантию местной либо региональной власти, однако понимания в чиновных кабинетах машиностроители не нашли.

И тогда решили рискнуть - взять обычный, под драконовские проценты, но в то же время очень крупный годовой кредит под залог заводского имущества. Взяли, истратив львиную его долю на уплату налогов и заработной платы персоналу.

И что получилось в итоге? Оставшихся денег элементарно не хватило для пополнения оборотных средств, и нетрудно догадаться, к чему это привело.

Кредиторскую задолженность окончательно не погасили, по налогам не рассчитались. А ведь ещё были необходимы миллионы рублей для вложения в основное производство, на приобретение материалов и комплектующих.

В общем, электрокомплекса, где ещё в начале нынешнего века шеститысячный коллектив выпускал десятки видов продукции - от машин для плазменной резки тугоплавких сверхпрочных материалов и автоматизированных складов до стиральных машин и медицинского оборудования - не стало вовсе.

Как не стало в стране десятков тысяч других ему подобных высокотехнологичных промышленных предприятий, некогда составлявших экономическую мощь Советского Союза. Причём не мнимую, как сейчас, а реальную, фактическую, конкретную.

Самое обидное, что вернуть былого не получится, точка невозврата уже пройдена. Не только в небольшом провинциальном Минусинске, где торговых центров, магазинов и прочих лавок, наверное, больше, чем рыбы в заросшей тиной протоке, разделяющей город надвое.

Владимир НЕСЯЕВ.

Фото автора.

Минусинск.

Комментарии (6)

Владимир. За последние 20 лет край потерял около 100 заводов. На их развале нажились конкретные люди. И сейчас пишут- вот китайцы построят ЦБК. Так он будет уже не наш, как с заводом СК. Ужас. А глава города говорит, что не заводы нужны, а Татышев, и пр  развлекаловка. Страшно жить. А вот что сказал пиндос в 2-13 на эконом форуме в Красноярске (стенограмму мне тогда дал Павловский) . В Вашем крае неправильная экономическая политика. Есть 7 ключевых отраслей-нефть, газ, лес, уголь, электричество, алюминий и никель. На них надо сделать вахтовые посёлки, а города и деревни с их населением убрать.  Тогда прибыль владельцев этих ресурсов возрастёт в 8 -10 раз. Жду комментария. 
Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Журналист

ответил Сергей Орловский


25.02.2019 07:59

Сергей, 100 исчезнувших заводов - это только крупные предприятия. Если добавить к ним разную "мелочь" вроде молсырзаводов, кирпичных, маслобоек, пеькозаводов, швейных, мебельных, консервных и проч., счет пойдет на тысячи. СССР был второй мировой экономикой, а сейчас наша страна превратилась в сырьевой придаток Запада с Востоком и все мы, ее граждане, иждивенцы, живущие на средства от продажи за рубеж природных ресурсов. Отправляем за границу сырье - получаем взамен импорт и хлопаем в ладоши от радости, как нам всем хорошо. Правда, кому-то от этого пирога достаются самые жирные куски, кому поменьше, кому-то вовсе крохи с барского стола.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Николай

ответил Журналист


25.02.2019 11:11

Была у нас в пригороде крупная звероферма. В 90-е годы, еще мой отец возил с нее в Канск на кожевенную фабрику продукцию. Это было огромное предприятие, в смену её охраняло только 8 сторожей.  На днях проездом посмотрел на то, что осталось. На месте бывшей зверофермы- очищен огромный участок (примерно 1000 на 300 метров), там теперь  подготавливают полигон для твердых отходов. От бывших строений уже подавно и ржавого гвоздя не найдешь.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил Николай


25.02.2019 21:47

У нас возле аэропорта был Зверосовхоз. Кого там только не выращивали, мой одногруппник там живёт- пенсионер. Был у него- сын показывал- гектары заброшенных вольер, разруха, работы в посёлке вообще нет. А куда ездить на работу- только на машине своей. А куда?

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил Журналист


12.03.2019 12:38

И разве только в Красноярск потеряли заводы. Перечислять не буду- для примера гляньте на дома и рыбзавод на Камчатке в городе Усть - Камчатск. Раньше тут рыбу перерабатывали, консервы делали, сейчас рыбу сдают в Японию, сами бедствуют.. И такое по всей стране.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


15.03.2019 10:24

До сих пор сердце кровью обливается, когда проезжаю мимо и вижу, во что превратили телевизорный завод, имевший три проходные, кормивший тысячи рабочих. А какая там была столовая "Ивушка", которую сейчас забрал Сбербанк.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры