И на Марсе будут яблони цвести

11.11.2018 10:56

В начале 60-х годов прошлого столетия моя родная Казачка была ещё многолюдной, хотя к этому времени уже закрыли ЦЭС, дающую электроэнергию в посёлок Таёжный, где в то время добывали редкоземельный минерал моноцит, из которого в СССР была изготовлена первая атомная бомба СССР.

Но ещё продолжал работать крупный леспромхоз, где работал крановщиком мой отец. Деловую древесину по Кану отправляли в секретный город Красноярск-45.

Пока родители работали в лесу, мы, пацаны, были, по сути, дела, предоставлены сами себе. Нам не хватало дня на игры и развлечения. И только поздним вечером матери с трудом загоняли нас домой.

К зиме 1961 года мы хорошо знали, что в космос запущены несколько искусственных спутников Земли. Чтобы увидеть на небе светящие движущие точки, мы подолгу вглядывались в ночную темень. И когда среди мерцающих звёзд находили спутники, радости не было конца.

Мой отец по моде того времени называл плетённые из ивовых прутьев морды для зимней ловли рыбы спутниками, а самые большие - ракетами.

Я оканчивал второй класс, когда 12 апреля 1961 года по радиоприёмнику "Москвич" сообщили потрясающую новость: в космосе находится первый в мире космонавт - майор Юрий Гагарин.

На следующий день в нашем единственном помещении начальной школы, где один учитель обучал учеников сразу четырёх классов, вывесили газету "Пионерская правда". Она вышла цветной, и на первой полосе было опубликовано сообщение ТАСС о полёте советского космонавта в открытый космос и помещён большой портрет Юрия Гагарина.

Это было так здорово, что мы сразу перестали играть в войнушку, и все стали мечтать стать космонавтами.

Затем последовали другие полёты, в том числе первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Мы запомнили выход в открытый космос Алексея Леонова. Мы свято верили, что скоро на Марсе будут яблони цвести, а полёты на Луну станут туристическими.

Но время шло, а далёких планет в лучшем случае достигали только необитаемые космические аппараты. Правда, на Луну американские астронавты всё-таки слетали, но программа исследования спутника Земли оказалась настолько затратной, что даже богатые янки отказались от неё.

А потом полёты на орбиту Земли стали обыденностью, и мало кто перечислит имена всех советских и российских космонавтов.

Но мне очень запомнился июль 1971 года. Я тогда служил в армии, и наша миномётная батарея второго батальона Севастопольского ордена Александра Невского мотострелкового полка участвовала в больших окружных учениях. В один из таких боевых дней к нам в палатку вошёл командир огневого взвода лейтенант Виктор Круглов и попросил всех встать.

- Сегодня во время спуска обитаемого отсека ракеты "Союз-11" погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, - со скорбью в голосе произнёс наш командир. - Прошу почтить память погибших героев минутой молчания.

Смерть сразу трёх советских космонавтов из-за неисправности клапана потрясла. Стало понятно, что освоение космоса - по-прежнему далеко не лёгкая прогулка, а тяжёлая и опасная работа, связанная с большим риском. Эту аксиому позже подтвердила и гибель семи американских астронавтов во время взрыва космического челнока "Шаттл" и недавняя авария нашего "Союза"...

Но одно дело, когда сообщения о запуске и посадке космических кораблей читаешь в газетах или даже смотришь по телевидению. Другое, когда своими руками можешь пощупать обгоревший спускаемый отсек космического корабля, увидеть настоящие скафандры космонавтов, их космическое питание, познакомиться с документами, свидетельствующими о героической работе землян по освоению космоса и планет Вселенной.

Мне нынче выпала возможность походить по Аллее космонавтов, начинающейся со знаменитой стелы с ракетой на самом верху. Зашёл и в музей космонавтики, который расположен внутри большого холма. И не пожалел, ведь здесь собраны уникальные материалы.

Пожалуй, и дня не хватит, чтобы всё хотя бы скрупулёзно рассмотреть. Долго, к примеру, я стоял у макета стартовой площадки с ракетой, готовой к взлёту. Интересно было увидеть настоящие скафандры. Много увидел различных спутников, которые, известно, собираются и у нас - в ИСС имени Михаила Решетнёва. Видел тюбики с различной космической едой.

Но больше всего поразил спускаемый аппарат корабля "Союз". В музее - не копия, а подлинный отсек, обгоревший до красноты во время спуска на Землю. Заглянул внутрь и увидел в сравнительно небольшом замкнутом пространстве два кресла. Они, к слову, появились после того, как задохнулись из-за неисправного клапан трое наших космонавтов.

Можно себе только представить состояние посланцев Земли, когда через иллюминатор они видят бушующее пламя. В такой ситуации нужны не только хорошее здоровье, но и железный характер, стальные нервы. Как после этого не уважать настоящих мужчин?

После осмотра экспозиции я ещё раз перечитал фамилии, выбитые золотыми буквами на гранитных плитах возле музея космонавтики. И поклонился в пояс гениальным конструкторам во главе с Сергеем Королёвым, чьи бюсты расположены на аллее.

А вернувшись домой, вновь стал внимательно всматриваться в ночное небо, надеясь увидеть летящую звёздочку. Может, и вправду наши потомки когда-нибудь посадят яблони на Марсе?

Виктор РЕШЕТЕНЬ.