Губили ни в чём не повинных

30 октября - День памяти жертв политических репрессий

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

28.10.2018 10:22
0

Читать все комментарии

1081

«Мой прадед, енисейский казак Никифор Пименович Байкалов, родился в 1874 году в станице Монок Аскызской волости Минусинского округа Енисейской губернии (сейчас это Бейский район Хакасии) и жил там.

"СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ"

Он был раскулачен и со всей семьёй выслан на поселение сначала в Туруханский район, затем - в посёлок Ольховка (ныне - Артёмовск Курагинского района).

Это я знала ещё в детстве, но распространяться было не принято. Всё произошедшее в ту пору довольно сложно себе представить. Ни за что ни про что людей выгнали из собственного дома, назвав кулаками, лишили имущества, крыши над головой, привычного уклада жизни и бросили на выживание.

Арестовали прадеда 2 апреля 1930 года, обвинение - контрреволюционная деятельность. Осудивший орган: тройка полномочного представительства ОГПУ. Приговор: высылка.

Дата реабилитации: 25 декабря 1989 года. Но прадед так об этом и не узнал. Ему тогда оставалось только сказать: "Спасибо, что живой". У кого-то приговор был другим - расстрел.

Жизнь крестьянина-"кулака" была не из лёгких. Приходилось пахать в поле от зари до темна, жить натуральным хозяйством, тяжёлым физическим трудом обеспечивать себя и свою семью. Основным занятием было земледелие, хлебопашество.

У Никифора Пименовича в хозяйстве было несколько лошадей, необходимых для работы в поле, и разная другая живность, требующая своевременного ухода и заботы. Работы хватало всему семейству. В перечне изъятого имущества, помимо усадьбы и домашнего скота, фигурировали всевозможные вещи вплоть до зеркала.

Не знаю, что чувствовал тогда прадед. Он ни о чём не рассказывал, не выдавал своих чувств и никогда не жаловался. На спецпоселении приходилось начинать всё с нуля.

Доживал свой век Никифор Пименович в таёжном посёлке Пихтачи, недалеко от Артёмовска, или как его ещё тогда именовали - ДЭС, по названию Джебской электростанции, которая там находилась.

В посёлке было много сосланных со всего СССР. Работали они в основном на заготовке дров для электростанции. Прадед плотничал, мастерил волокуши, с помощью которых огромные тяжёлые брёвна дотаскивали до нужного места, пилили, рубили на дрова. Этим занимались мужчины и женщины - ссыльная молодёжь.

Прабабушке Евдокии Титовне разрешили взять с собой швейную машинку, на которой она обшивала всё село, за что люди ей давали кое-что из продуктов. Ещё приходилось выращивать лён, сушить, толочь, прясть, ткать одежду.

И всё-таки выжили, не сгинули. Много и тяжело работали. Но в глубине души осталась какая-то невыразимая горечь...

Моя бабушка Павлина Никифоровна Байкалова трудилась на руднике на подъёмно-канатной дороге. В 1927 году построили подвесную канатную дорогу для транспортировки руды от места добычи до флотофабрики.

В военное время бабушка работала санитаркой в госпитале Абакана. Затем вернулась в Артёмовск, стала поваром в рабочей столовой.

ОХРАННИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Никифор Пименович Байкалов был, повторюсь, казаком, служил одно время в охране генерала Попова.

Напомню, что в впервые казаки пришли на берега Енисея в район старого Туруханска в 1607 году и основали там Туруханское зимовье, затем - Мангазейское. Именно в те годы началось присоединение территории к Русскому государству. В 1618-1619 годах был основан Енисейский острог, в 1628 году - Красноярский.

Летом 1707 года казаки поставили Абаканский острог в районе горы Туран, что находится на правом берегу реки Абакан. В лето 1717 года основали ещё один опорный пункт - острог Саянский, поставленный на правом берегу Енисея по прямому указанию российского императора Петра Первого.

После подписания в 1727 году Буринского договора с Китайской империей о сферах влияния и установления демаркационной линии русско-китайской границы, на юге Сибири возникли казачьи посты и караулы для охраны присоединённой территории: Арбатский, Таштыпский, Монокский, Саянский, Бузуновский, Каратузский (Шадатский), Усть-Ойский, Кебежский, Нарысогойский и ряд других.

Постепенно рядом с основанными казаками форпостами и караулами начали образовываться первые русские поселения, так как казакам было предписано: "...никуда вдаль от постов не отлучаться, и исполнять свои обязанности исправно и аккуратно".

Позднее всем сибирским казакам были выделены земли в местах постоянной дислокации караулов. Как сказано в тексте документа: "...для проживания и обзаведения домами с семействами, при занимаемых ими оных караулах".

Одним из таких мест, где появился сторожевой пост-пикет, стала Байкалова деревня, названная по имени одного из её основателей. Расположили её в месте слияния реки Абакан и речки Монок. Затем, в связи с тем, что на территории Минусинского уезда была ещё одна деревня Байкалова, первоначальное название заменили на Манок, или Монок.

Это поселение было основано красноярскими казаками Иваном Байкаловым, Семёном Терсковым, Егором Макаровым и Василием Ермолаевым.

Временем появления первых казаков на новой пограничной линии в южной Сибири следует считать 1755-1759 годы. Вероятно, это и были первые жители Монока, основавшие поселение на удобном для оберегания границы месте.

Многомиллионный поток ссыльных отличался от предыдущих "чисток" и "компаний" ещё и тем, что здесь, так сказать, "не цацкались" - брали и высылали семьями, и даже ревниво следили, чтобы никто из детей "кулаков"» не отбился бы в сторону, избежав тем самым наказания за отца-кулака, лишённого всех прав и имущества.

С "КУЛАКАМИ" НЕ ЦАЦКАЛИСЬ
 Началом массовых репрессий всего российского казачества стало секретное циркулярное письмо оргбюро ЦК РКП(б) об отношении к казакам, более известное в народе как "Директива о расказачивании" от 24 января 1919 года, подписанная председателем ВЦИК Яковом Свердловым.

Следующим дискриминационным шагом в отношении казачества стало издание в феврале 1920 года специального декрета советского правительства. Его положениями были упразднены (ликвидированы) все казачьи административно-территориальные образования - области казачьих войск, ранее существовавшие в Российской империи. Таких областей было одиннадцать, а всё казачье население насчитывало 4 миллиона 434 тысячи человек.

Не стала исключением и территория бывшей Енисейской губернии. Род сибирских казаков Байкаловых потерял в результате репрессий не менее 110 человек.

Был разработан и применён целый комплекс серьёзных дискриминационных и запретительных мер, включавший массовые бессудные расстрелы мужского населения станиц и посёлков, полное разоружение казаков, переселение на казачьи земли иногороднего населения, перекройка и упразднение границ войсковых юртовых земель, отмена казачьих наименований.

Кроме того, в течение целого ряда лет существовал запрет на ношение традиционного воинского костюма, существование казачьей культуры и многое, многое другое...

Многими историческими справками о жизни енисейских казаков снабдил меня Сергей Иванович Байкалов, сам выросший в селе Монок и занимающийся историей, бытом казачества.

Как писал А. И. Солженицын в своём "Архипелаге ГУЛАГ", "именно в конце двадцатых - начале тридцатых годов прошлого двадцатого века хлынула следующая волна репрессий. Была она непомерно велика и не имела ничего подобного во всей истории России. По существу, это было переселение народов, это была этническая катастрофа на просторах бывшей Российской империи. Она сорвала с обжитых, дорогих сердцу мест миллионов пятнадцать-двадцать трудолюбивых русских мужиков. Имя этому явлению - насильственная "коллективизация" и напрямую связанное с нею "раскулачивание".

Этот многомиллионный поток ссыльных отличался от предыдущих "чисток" и "кампаний" ещё и тем, что здесь, так сказать, "не цацкались" - брали и высылали семьями, и даже ревниво следили, чтобы никто из детей "кулаков" не отбился бы в сторону, избежав тем самым наказания за отца-кулака, лишённого всех прав и имущества.

К слову сказать, вся эта многомиллионная "армия" раскулаченных ничтожно мало содержала в себе тех самых кулаков, по наименованию которых и получила своё громкое название кампания по проведению коллективизации - "раскулачивание". Раздувание и раскрутка этого хлёсткого термина - "кулак" - шла по стране неудержимо, и к началу тридцатых годов в советской деревне так именовали уже всех крепких хозяев: крепких в хозяйстве, крепких в труде, крепких в своих убеждениях".

ДОСТАТОЧНО БЫЛО ДОНОСА

Власть умышленно создала ситуацию, что на рубеже этих кровавых, страшных и роковых для России лет настоящих тружеников - крестьян-единоличников, кормивших своим трудом себя, свои семьи, а по большому счёту - всю огромную страну, бросились загонять в колхозы свои местные лентяи, неудачники и пьяницы, которые не умели и не хотели трудиться на земле.

В помощь им властью были посланы на места приезжие из города, которые сами зачастую ничего не смыслили в сельском хозяйстве, но были наделены новой властью неограниченными полномочиями. Они упивались этой свалившейся на них нежданно-негаданно возможностью вершить судьбы ни в чём не повинных людей.

В бесконечном потоке репрессированных оказывались простые люди, собиравшие от голода колоски на полях или оставшуюся после уборки колхозную картошку. В лагеря попадали и за невыполнение нормы трудодней, нарушение трудовой дисциплины.

Чтобы оказаться врагом народа, иногда достаточно было одного доноса. С особо жестокостью расправлялись и со священнослужителями.

Происходило массовое выселение целых народов. Жертвами депортации стали чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, курды, корейцы, буряты и другие народы. 3,5 миллиона - так исчисляется количество репрессированных по национальному признаку с середины 40-х по 1961 год.

Выселялись из Поволжья, Москвы, Московской области и других регионов лица немецкой национальности. Депортация коснулась 14 народов целиком и 48 - частично.

За годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек, точное количество пострадавших до сих пор не установлено.

Надежда МИСЮРОВА.

Курагино.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры