Река его жизни

Слово о старейшем енисейском капитане В. А. Козаченко

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.10.2018 11:24
0

Читать все комментарии

1731

Не так уж много тех, кто мог бы назвать Енисей рекой своей жизни. Виталий Александрович Козаченко - один из них, проживший вместе с Енисеем шесть десятков лет.

После окончания в 1945 году Красноярского речного техникума он быстро продвигался по службе, и уже в 1948 году участвовал в качестве первого штурмана в перегоне судов из Ленинграда на Иртыш.

В 1949 году он - подменный капитан в Игарском порту, а с 1951 года - капитан парохода "Полярный", который был приписан к Игарке.

В это время начала разворачиваться "Стройка 503", позже ставшая печально знаменитой "Мёртвой дорогой". "Полярный" был передан в аренду стройуправлению. Виталий Александрович близко познакомился с руководством лагеря, рука об руку работал со средним звеном.

Ему приходилось встречаться со многими людьми, по разным причинам оказавшимися узниками: бывшими высшими офицерами, докторами наук и медицины, заслуженными артистами, которые несли свой мученический крест.

Проверкой на прочность для судна, экипажа и капитана парохода "Полярный" стала спасательная операция по выводке из ледового плена рефрижератора "Советская Сибирь". На тридцатиградусном морозе более месяца караван пробивался через пургу и ледяные торосы. Участники экспедиции побили рекорд по сроку прибытия в Дудинку рекой - 22 ноября.

Особое место в жизни Виталия Александровича занял теплоход "Академик Туполев". В 1959 году караван буксиров в составе ледокола "Енисей" (капитан П. П. Борейша), теплохода "Родина", на котором к тому времени заменили паровую машину на дизели (капитан Ю. М. Рубинчик), теплохода "Академик Туполев" (капитан В. А. Козаченко), теплохода "Академик Архангельский" (капитан В. В. Абшилава) под общим командованием В. А. Егорова вышел на Салехард за баржами-нефтянками типа НС для Енисея и Лены.

То был обычный рейс на Обь. Тогда я и познакомился с В. А. Козаченко. А было это так.

...8 августа второму сыну Виталия Александровича, Сергею, исполнился ровно год (сегодня он возглавляет страховую медицину в крае). В Енисейском заливе стоял штиль, что позволило теплоходу "Академик Туполев" подойти к борту ледокола "Енисей", который шёл флагманом. И тут мы скромно отметили "юбилей".

Поскольку артельщиком на ледоколе был я, и некоторые вопросы приходилось согласовывать с Виталием Александровичем, то и познакомились мы с ним близко. Подтянутый, в ладно сидящей форме капитана всех групп судов, самый молодой из всей компании, он произвёл на меня неизгладимое впечатление.

В первой половине 1960-х годов экипаж "Академика Туполева" был неизменным лидером бассейнового соцсоревнования, забирая первые места, премии, переходящие знамёна. Одним словом, оставался маяком.

Но Виталий Александрович пошёл дальше. Он выступил инициатором соревнований между экипажем теплохода "Туполев" и бригадой Норильского комбината, установил связь с академиком А. Н. Туполевым и лично поздравил его с восьмидесятилетием, представляя на этом торжестве Енисейское пароходство.

Прошло не так много времени, и В. А. Козаченко передал теплоход И. Т. Марусеву, тогда ещё не Герою Социалистического Труда, но первой ступенью Ивана Тимофеевича к этому высокому званию стала работа на "Академике Туполеве".

А Виталия Александровича назначили капитаном-наставником пароходства. Это было время создания общественных советов бригадиров, капитанов и так далее. На Красноярском судоремонтном заводе был организован совет командиров, который возглавлял Н. Н. Балакин.

По инициативе В. А. Козаченко появился такой совет и в посёлке речников Подтёсово. Хотя это была общественная организация, она взяла на себя всю работу с плавсоставом. Создали секции, работали кабинеты судовождения, анализировали все аварии и происшествия - с выводами и предложениями для руководства пароходства...

С отчётом о работе совета командиров в Подтёсове Виталий Александрович выступил в Новосибирске, на выездном расширенном заседании коллегии Министерства речного флота РСФСР. Ему было предложено обменяться опытом работы с речниками других бассейнов.

Параллельно с работой в совете командиров он принимал активное участие в создании наставления судоводителям при плавании по Нижней Тунгуске.

В 1968 году с приходом на Енисей судов проекта 21.88 - они же "чешки", лучшее, что было на речном флоте из грузовых судов в то время, - Виталий Александрович не удержался и принял теплоход "Астрахань". Но одновременно взял на себя и кураторство эксплуатационной деятельности на Ангаре.

Трудно переоценить то значение, которое имел Ангарский бассейн для хозяйственного комплекса Красноярского края и всей страны. Специальные постановления правительства, касающиеся энергетики, лесной отрасли, минерально-сырьевой базы, требовали адекватных мер по развитию судоходных путей и флота.

За короткое время на Ангаре был заменён флот устаревших "костромичей", МБВ и так далее на современные суда типа Р-14, "Ангара", ТНМ-150. Разработан был проект радиорелейной связи, создана диспетчерская управления пароходства по всей реке: образованы диспетчерские участки в Стрелке, Мотыгине, Богучанах, Проспихине и Кежме, контрольные пункты по движению судов в Ново-Ангарске, Первомайске, Орджоникидзе, Манзе, Артюгине, Хребтовом, Коде, Болтурине, Таёжном.

С вводом радиорелейной связи все эти пункты были взаимно увязаны, а на каждом судне установили УКВ-станции. Таким образом появилась постоянная связь Красноярска, Лесосибирска с Ангарой. Кратно сократились простои судов в пути.

Когда по Ангаре стали спускать в плотах до 5 миллионов тонн леса, а общий грузооборот достиг 7 миллионов тонн, появилась необходимость разрабатывать и открывать вторые судовые ходы на участках, которые стали тормозом для наращивания объёмов перевозок, - в Стрелковском пороге, шивере Мурожной, плотовые ходы - в шиверах Алёшкиной и Татарской, перешли на освещаемую береговую и плавучую обстановку.

Блестяще было выполнено ответственное задание по доставке тяжеловесов для Усть-Илимской ГЭС, в том числе 15 рабочих колёс, технологического оборудования для Усть-Илимского лесопромышленного комплекса, Зиминского химического завода. От качества выполненной речниками работы зависел пуск этих предприятий.

Нелегко в те годы было работать на Ангаре. Частые селекторные совещания по вопросам сплава, без которого немыслимой являлась работа лесоэкспортных комбинатов в Лесосибирске, по поставкам круглого леса в Игарку и Дудинку, по отгрузке его на железную дорогу в Красноярске создавали нервозность, отрывали от дела руководителей лесного и транспортного комплексов.

Зачастую некорректная информация лесозаготовителей, особенно учреждений МВД, о готовности плотов вызывала бурю гнева в адрес речников со стороны крайкома КПСС, Министерства речного флота. Не испугавшись навлечь на себя гнев, Козаченко резко выступил на одном из совещаний о порочности такой практики.

В конце 1970-х, подготовив себе достойную замену в лице Б. В. Буркова, Виталий Александрович возглавил судоходную инспекцию Ангарского участка. Он давал в партийные и советские органы на местах и в крайком КПСС объективную оценку ситуации по сплаву.

Участвуя в работах комиссий, которых на Ангаре бывало немало - и по организации строительства Богучанской ГЭС, и по освоению месторождений магнезита, свинцово-цинковых руд, и по другим направлениям, - В. А. Козаченко как специалист-транспортник, хорошо изучивший местные условия, делал предложения по решению транспортных проблем.

В 1985 году Виталий Александрович вышел на пенсию и переехал в Красноярск. Вскоре его пригласил первый заместитель начальника пароходства М. Г. Мунин и попросил поработать немного в службе безопасности. Три месяца, согласно трудовому законодательству, можно было получать и пенсию, и зарплату. Вместо трёх месяцев получилось почти 20 лет.

Это были годы для Виталия Александровича тоже не застойные: лоцманские проводки ледокола, ревизорская служба по безопасности плавания, работа на посту секретаря совета безопасности сначала при первом заместителе начальника пароходства, затем - при генеральном директоре... Качественная подготовка рассматриваемых на заседаниях совета вопросов, которой занимался Козаченко, способствовала принятию правильных решений.

С 1998 года Виталий Александрович по поручению генерального директора вплотную занялся созданием региональной общественной организации "Клуб капитанов". За основу было взято положение о Российском морском собрании. Опираясь на закон об общественных организациях, он разработал положение о клубе, его устав.

В фойе актового зала управления пароходства были оборудованы кают-компания клуба и кабинет исполнительного директора, которым и стал Виталий Александрович. Была развёрнута работа по объединению всех ветеранских организаций речников Енисейского бассейна.

Появился филиал клуба в посёлке Подтёсово. Открытие мемориальных символов на речном вокзале в Красноярске, Игарке, Енисейске - всё это инициатива Виталия Александровича. С его помощью установилась связь с Российским морским собранием, со многими ветеранами пароходства, которые после ухода на пенсию разъехались по разным регионам.

Членами клуба стали генеральный директор ОАО "Иртышское речное пароходство" И. И. Яновский, генеральный директор ОАО "Томская судоходная компания" В. А. Кноль и другие известные в стране транспортники.

Большие организаторские способности проявил Виталий Александрович в подготовке и издании цикла книг о людях и флоте Енисея. Книга "Были великой реки" И. М. Назарова была переиздана. "Летопись Енисея", созданная группой авторов, "В Енисейском заливе" П. П. Борейши, "Имя на борту" М. Е. Филатова, другие издания, исторические очерки и рассказы самого Виталия Александровича воскресили многие события, ставшие историей Енисейского флота.

Близкие и душевные отношения сложились у Виталия Александровича с Виктором Петровичем Астафьевым, которого он сопровождал на теплоходе "А. Матросов" до Игарки и обратно. Отснятый об этом рейсе фильм донёс до нас содержание длительных бесед двух умудрённых жизнью людей, хотя, как говорил Виталий Александрович, не всегда они соглашались в оценках.

Идея Козаченко, что каждое самоходное судно должно иметь название, а с ним и душу, имеет глубокое психологическое значение, в том числе - для молодого поколения. Сегодня около семидесяти транспортных судов пароходства и "Енисейречтранса" носят имена речников, которые оставили заметный след в истории судоходства на Енисее

Проработав в пароходстве 59 лет, Виталий Александрович в 2003 году вышел на заслуженный отдых. Ему было присвоено звание "Почётный член Клуба енисейских капитанов". Его заслуги отмечены неоднократно руководством пароходства, председателем Законодательного Собрания края, председателем ЦК профсоюза работников водного транспорта России, министерством транспорта РФ, а трудовые достижения - рядом государственных наград.

До последнего времени Виталий Александрович не терял связи с Клубом енисейских капитанов, будучи главным советником президента по всем вопросам жизнедеятельности региональной общественной организации.

11 октября перестало биться сердце этого выдающегося речника, капитана Енисея - на 89-м году после продолжительной болезни Виталий Александрович Козаченко ушёл из жизни. Вечная ему память.

Похоронен В. А. Козаченко на кладбище в Дивногорске.

Иван БУЛАВА,

вице-президент Клуба енисейских капитанов, член Союза писателей России.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры