Власть обещает помощь в создании коооперативов на востоке края

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

14.10.2019 12:16
0

Читать все комментарии

444

Совещание в Заозёрном по проблемам кооперации в сельском хозяйстве, которое провёл министр сельского хозяйства и торговли края Леонид Шорохов, лично у меня оставило двоякое впечатление.

С одной стороны, это здорово, что власти предержащие наконец-то всерьёз задумались об артельном характере сельской отрасли. Ведь не только в советское время, но и при царском режиме село на Руси жило не обособленно друг от друга, а общинно. Именно "обчество", а не отдельные индивиды решали, кому из крестьян идти в армию, сколько наделов земли должна получить та или иная семья.

Про артели разговор особый. Они сохранились и успешно работали даже во времена Иосифа Сталина. И производили не только предметы народного потребления, но и сложные изделия для промышленности, в том числе оборонной.

Лишь волюнтарист Никита Хрущёв, решивший построить коммунизм к 1980 году, уничтожил их как пережиток частного капитала. Но даже он не тронул кооперацию, хорошо понимая, что в ином случае крестьянам будет просто некуда девать выращенную на личном подворье продукцию.

При генсеке Леониде Брежневе этот вид деятельности получил очень широкую поддержку. В каждом районе тогда были райпо, а в крупных сёлах - сельпо, которые не только имели свои магазины, но и всерьёз занимались переработкой сельхозпродукции.

Помнится, мой тесть Павел Иванович Корнейчук в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия держал много кроликов. Чтобы прокормить это прожорливое поголовье, он заключил договор с заготконторой, которая и поставляли частнику корма.

Взамен Павел Иванович должен был сдавать в заготконтору кроличье мясо. При этом мой тесть получал не только деньги за выращенную и сданную продукцию, но и талоны на дефицитные товары импортного производства. Выгода была обоюдная.

Однако в начале девяностых годов в России в одночасье порушили всё, что хоть как-то было связано с советской властью, хотя кооперацию на селе придумали далеко не большевики. Так мой тесть остался без дополнительного дохода, а любителям ценного диетического мяса пришлось довольствоваться "ножками Буша".

Сегодня в Красноярском крае существует крайпотребсоюз, но это далеко не та структура, которая плодотворно работала на селе с производителями. Надо признать, региональные власти озаботились этой проблемой не сегодня. Иначе бы не было у нас более 80 кооперативов различной направленности.

Сегодня, правда, их осталось всего 57 и только в 26 районах края. Пять кооперативов - на севере, восемь - на западе, двенадцать - в центральной части края, девятнадцать - на юге и тринадцать - на востоке.

Часть прежних кооперативов развалилась от неумения руководителей правильно вести хозяйство. Другие отработали своё дело и стали просто невостребованными. Третьи не выдержали конкуренцию со стороны крупных хозяйств.

- Наша задача - ещё раз проанализировать, что производят в каждом селе, каждой деревне края,- напомнил Леонид Шорохов участникам совещания.- Нужно понять, чем живут люди, готовы ли они вести личное подсобное хозяйство и сотрудничать с сельхозкооперативами, чтобы получить доход.

А там, где дело поставлено, как говорится, на широкую ногу, крестьяне действительно получают хорошие деньги. На совещании приводился такой пример: в ОАО "Молоко" сдают свою продукцию около двух тысяч семей, проживающих на юге края. Их заработок составляет от 100 до 200 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, очень даже неплохо, если не сказать больше.

К сожалению, на востоке края, хотя и есть здесь 13 сельскохозяйственных кооперативов, о таких доходах говорить не приходится. Более того, директор Денисовского совхоза Дзержинского района Пётр Сухарев считает, что такие кооперативы должны быть только в тех районах, где нет крупных хозяйств.

- Скот с личных подсобных хозяйств постоянно травит наши посевы,- объяснил свою позицию Пётр Васильевич.- Никто не хочет сегодня работать пастухом, поэтому животные пасутся, как говорят, самопасом. Чтобы личных коров в округе стадо как можно меньше, я вожу продавать молоко в райцентр, а своим рабочим даю его бесплатно. Иначе мы останемся без хлеба.

Но Леонид Шорохов, выслушав тираду разгневанного директора, остался непреклонным: кооперативам на селе быть! И тут же обратился с просьбой к директору Нижнеингашского молочного завода Денису Барсукову стать организатором этого нужного дела. Край даже готов выделить специальный грант предприятию, помочь специализированной техникой.

- Мы можем организовать закуп молока от населения,- согласился Денис Анатольевич,- но людям надоело таскаться с банками молока. Нужны мобильные ёмкости на колёсах, которые бы собирали молоко в сёлах и деревнях района. А мощности завода позволяют перерабатывать продукцию с сельских подворий.

- Поможем,- поддержал директора министр Шорохов.- Вы только возьмитесь за новое дело.

А браться за него есть большая необходимость. Когда завод в Нижнеингашском районе начали строить по краевой программе, здесь было около 400 дойных коров. Когда построили, их стало на сотню меньше.

Ожидалось, что потерю восполнят частники, но пока завод закупает молоко только в двух хозяйствах соседнего Иланского района. Кстати, в этом районе стоит мёртвым капиталом молзавод в Соколовке.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры