Поцелованный Богом, равный Богу!
Михаил - в переводе с древнееврейского языка означает "равный Богу". В судьбе Михаила Семёновича Годенко таких символических знаков немало.
Родился он 1 мая - в День международной солидарности трудящихся. Украинец - стал гражданином России, а одарил своим творчеством весь земной шар. Масштаб его личности колоссален, деятельность поистине олицетворяла эпоху!
Человек мира
Награждённому медалями "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и "За победу над Германией" Михаилу Годенко в мирное время с восторгом сдавались шесть с лишним десятков столиц и государств.
То, что на каких-то материках не слыхали о Красноярске (в советские времена это был закрытый город), не странно, но случалось, там не знали даже о существовании СССР! Зато после феерических выступлений годенковского ансамбля танца Сибири "белые пятна" обретали яркие цвета, и все континенты (исключая разве что Антарктиду) становились его поклонниками.
Билеты на эти представления нередко раскупались на полгода вперёд. Чтобы попасть на концерт, люди преодолевали сотни миль - и были счастливы попасть в плен улыбчивых лихих сибиряков и нежных сибирячек голливудского стандарта.
Сочетание классического, народно-характерного и фольклорного танца внушало веру в духовную красоту и героику будней советской молодёжи. Посол СССР в США Анатолий Добрынин на званом ужине после гастролей-73 признавался: "Ребята, спасибо вам! Вы открыли глаза американской публике. То, что вы сделали, нам бы за 5 - 6 лет не суметь".
Неплохой вклад в мирное сосуществование стран и народов, не правда ли? А попутно - в продвижение родного Красноярья!
...Четыре "околопервомайских" дня город на Енисее широко праздновал 100-летие со дня рождения Михаила Семёновича. Он стал красноярцем в 44 года, но стал - навсегда!
Его детищу исполняется нынче 56 лет, а оно по-прежнему такое же юное, озорное, оптимистичное, потому что бесперебойно подпитывается "свежей кровью". То есть выпускниками хореографического колледжа, который открылся в нашем городе (по инициативе, конечно же, М. С. Годенко) в далёком уже 1977 году.
Нынче попасть в легендарный КГААТС посчастливилось 20 вчерашним студентам, которые учились у звёзд ансамбля и жадно расспрашивали их о том, как всё начиналось.
Как всё начиналось
А начиналось с того, что заслуженного деятеля искусств РСФСР М. С. Годенко пригласили возглавить существовавший с 1960 года Красноярский ансамбль танца народов Сибири.
Михаил Семёнович согласился на это с радостью, а вот Нина Александровна Казимирова поначалу упрямилась. Но как верная спутница жизни она вскоре смирилась, сменила комфорт Ленинграда на знакомые места (поженились-то они в Норильске и в Красноярской музкомедии поработали) и стала незаменимой помощницей мужа.
Тот искал своих танцоров по всей стране, выбирал лучших из лучших, а потом уже к нему со всей страны потянулись артисты - и профессионалы, и таланты художественной самодеятельности.
Шеф, как называли его подчинённые, обожал импровизацию. "Участвуйте, действуйте, предлагайте!" - говорил он, и когда ребята показывали какие-то движения или комбинации, с благодарностью принимал некоторые идеи, вспышки озарения и подсказки интуиции.
Итог? Годенковцы стадионы покоряли! А репетировали даже в поездах - от Москвы до Владивостока неделя пути, потом самолёт - в Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Южносахалинск...
Но прежде охватили, конечно, города и веси Красноярского края. Танцы народностей, живущих в нём, а также в республиках Советского Союза, становились источником новых концепций.
Горделивым резюме: "Олимпиаду-80 ещё никому не удалось переплюнуть!" помнятся миру торжественные церемонии открытия и закрытия XXII Игр в Москве.
В организации их участвовали и красноярцы - главный хореограф-постановщик М. С. Годенко с "золотым составом" своего ансамбля и создатель невероятных гимнастических снарядов В. М. Абалаков.
Улетающий ласковый Миша, поле, превращённое в огромную площадь для русских народных гуляний - с хороводами, плясками, залихватскими гармошками и балалайками, - это действительно незабываемо, и это - бесспорная заслуга мастера с берегов Енисея!
Художник по свету "первого призыва" Анатолий Криволапов вспоминает: "На нашем концерте в зале Чайковского я лично видел, как Игорь Моисеев плакал от восторга!"
Известен чудный диалог очарованного красноярскими танцорами великого актёра Иннокентия Смоктуновского с Михаилом Годенко: "Ну почему же ты, Миша, в Норильске не организовал такой ансамбль?" - "А что ты, Смоктун, раньше не сыграл своего Гамлета?" - парировал знаменитый хореограф...
Впрочем, слово "знаменитый" применительно к себе он не любил. Отказался позировать для портрета, был против того, чтобы с него лепили скульптуру, и когда в Красноярске ему, бесприютному, дали ключи и ордер на квартиру, предпочёл остаться в гостинице, осчастливив остро нуждавшуюся в жилье семью своих артистов.
Мне довелось познакомиться с Ольгой и Анатолием Ереметовыми ("Позывные "Ерёма" - улыбнулся глава семейства), которые пришли в ансамбль в 1967-м, а в прошлом году отметили золотую свадьбу. Ольга Николаевна и сейчас тоненькая, лёгкая, белокурая, и у обоих масса тёплых воспоминаний об их гастрольно-танцевальной жизни.
Вспомнили шутку: "Вчера в Красноярск на кратковременные гастроли прибыл ансамбль танца Сибири". Да, возвращаться домой им случалось нечасто - всё турне, гастроли, кремлёвские концерты... Ни одно серьёзное торжество в стране не проходило без их участия.
Апофеоз юбилейных действ
2 мая на улице перед Большим концертным залом то тут, то там слышался подзабытый вопрос: "Лишнего билетика нет?"
Это был, что называется, аншлаг аншлагов. Многие зрители листали программку со смеющимся мэтром на обложке. А вот он уже на экране и... на сцене! В позе, до боли знакомой по памятнику на Свободном проспекте, с цветами, словно возложенными вчера у мемориальной доски на Мира, 100.
Ведущие Анна Лысенко и Яков Алленов предоставили первое слово Анне Вдовицкой, которая маленькой девочкой поступила в "Орлёнок", а потом органично перешла в ансамбль Годенко. Благодарность учителю принесла солистка, дебютировавшая вместе с ним, - Лидия Дзьобак.
Когда в разных концах зала одновременно встали все присутствующие на гала-концерте ветераны, остальным зрителям тоже захотелось встать - в знак признательности и огромного уважения. Его озвучил Александр Усс, назвавший героя дня солью земли красноярской.
В перебивку с концертными номерами выступали - то наяву, то на экране - бывшие секретари крайкома КПСС Павел Федирко и Нина Силкова, напомнившие звонкий девиз, которому Михаил Семёнович посвятил свою жизнь: "Превратим Сибирь в край высокой культуры!".
Председатель краевого правительства Юрий Лапшин зачитал юбилейное поздравление министра культуры РФ Владимира Мединского, а потом напомнил, что БКЗ строился прицельно для ансамбля танца Сибири, и "повинился" за скромность подарка: коллективу передаются два больших автобуса и ключи от двух квартир.
Депутат Законодательного Собрания Виктор Кардашов сообщил о скором создании "на орбите планеты Годенко" кабинета-музея. Главный балетмейстер Омского хора Зуфар Талбеев подготовил для показа ностальгический номер "Вспоминая ансамбль" - фоном шли кадры с могилой и памятником Михаила Семёновича.
"Мама" красноярских "орлят" Вера Гудовская сказала, что свято исповедует наказ мастера учить детей никогда не танцевать "в полноги" и без эмоций. А руководитель ансамбля "Енисейские зори" Игорь Горлов, в прошлом солист ансамбля танца Сибири, признался, что до сих пор ощущает поддержку учителя...
Ну, а гвоздём программы была, конечно, хореография. Здесь каждый номер сопровождался бурными аплодисментами и криками "Браво!"
Первыми выпорхнули на сцену "птенцы гнезда Годенкова" - учащиеся колледжа с праздничным танцевальным миксом. Следом выплыли "Утушки" и вылетели "Комарики" Северного русского народного хора Миры Кольцовой, которых сменила бойкущая "хозяйка" птичьего двора Параня. Артисты из Архангельска задушевно исполнили песню "Через речку-речушку"...
Вспоминая вчерашний снег и сегодняшнюю жару, петуховцы-горловцы показали самые забойные фрагменты из сюиты "Проводы зимы". Ну, а название номера "Сибирская потеха" говорит само за себя.
Когда же на заднике возник бальный зал с жирандолями, бюстами, хрустальными бокалами на подносах слуг, дрогнули сердца любителей классического балета. Они не обманулись: пачки, пуанты, пышные султаны на юных головках - это снова были девочки и мальчики из колледжа, надежда Театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского и других театров России.
Заключительным номером юбилейных действ в БКЗ, как и в жизни Михаила Годенко, стал танец "Вечерний звон". Когда после полутора сотен шедевров мастер поставил это прекрасное шествие со свечами, артистов охватило горькое предчувствие.
Когда-то я зарифмовала даты жизни равного Богу, но смертного кумира на немецком и английском языках: айн-найн-айн-найн - айн-найн-найн-айн (1919 - 1991) и дополнила русским четверостишием "Господи святый, на то твоя власть: рифма проклятая вот и сбылась"...
На гала-концерте "Вечерний звон" шёл под тихое пение и гробовое молчание зала...
"Как много дум наводит он..."
1 мая в нашем крае "перехлестнулись" два юбилея - Астафьева и Годенко. Каждый - личность, каждый создал свою "Сибириаду".
И Красноярск словно бы разделился на "пишущих" и "пляшущих". Одни очарованы искусством речи, другие - искусством движения. Писатель создаёт свои произведения из слов, хореограф - из зрительных образов.
Почитатели таланта Виктора Петровича читают в мире его книги на 22 языках. Почитателям Михаила Семёновича перевод не требуется. А мы, безмерно благодарные выдающимся землякам, кланяемся обоим и обещаем равно помнить.
Пройдёт ещё 100 - 105 лет... И в 2119 году будут выбегать на сцену молодые артисты Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири и их юная смена из колледжа, и в 2124-м будет выходить из печати "Последний поклон". Может быть, не в виде сброшюрованных бумажных листов в картонном переплёте, а в виде...
Впрочем, не буду фантазировать, за прогрессом не угнаться. Жаль только, жить в эту пору прекрасную... Увы!
Софья ГРИГОРЬЕВА.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти