На территории ЭВРЗ предлагают разместить музеи, бизнес-объекты и жилой комплекс
Учёные СФУ вместе с сотрудниками проектной мастерской А2 предложили трансформировать промышленную территорию Красноярского электровагоноремонтного завода. Её хотят превратить в историко-культурный кластер с музеями, бизнес-объектами и жилым комплексом. Само предприятие предлагается вынести в промзону.
Авторы проекта отмечают, что территория ЭВРЗ в Железнодорожном районе Красноярска заслуживает более пристального внимания, так как относится к исторической застройке XIX и XX столетий. Это первое комплексное промышленное предприятие Енисейской губернии, территория, богатая артефактами и обладающая особым "духом места".
- Такие городские пространства не должны быть "под замком". Территория ЭВРЗ хранит историю развития не только нашего края, но и всей страны, здесь можно проследить все переломные моменты новейшей истории. Такие пространства необходимо открывать для общего доступа, чтобы повернуть гражданское общество к культуре, учить красноярцев, сибиряков истории не только по учебникам,- считает соавтор проекта, член Союза архитекторов, доцент кафедры архитектурного проектирования Института архитектуры и дизайна СФУ Ольга Успенская.
Концепция развития этой территории предполагает, что 11 объектов архитектурного наследия будет реставрированы и реконструированы, пройдёт экологическая реабилитация прирельсовых территорий "ржавого пояса"; запланировано создание историко-культурного и музейно-выставочного комплексов, а угольная ТЭЦ будет перенесена в промышленный парк "Красноярская технологическая долина" - решение об этом было принято на Красноярском экономическом форуме в 2022 году.
По мнению экспертов, на месте завода может появиться историко-культурный кластер с сетью музеев, фондохранилищем для краеведческого музея, с бизнес-объектами и жилым комплексом, обладающим развитой инфраструктурой. В настоящее время только одно из зданий завода считается объектом культурного наследия, однако и другие постройки конца XIX века имеют историческую и художественную ценность.
- Сегодня это большая промышленная зона, которая "разрывает" городскую ткань в центре Красноярска, нарушает пешеходные и транспортные связи, тормозит интенсивное развитие города. Здания железнодорожных мастерских имеют интересные конструктивные и архитектурные решения. Мастерские постоянно модернизировались и достраивались, и в 1970-х годах предприятие стали называть Электровагоноремонтным заводом,- отметил ассистент кафедры градостроительства Института архитектуры и дизайна СФУ Игорь Кушнир.
Эксперты полагают, что стратегию сохранения и восстановления уникального для Красноярска комплекса объектов промышленной архитектуры уместно разрабатывать в рамках подготовки к празднованию 400-летия города, которое состоится в 2028 году.
К числу объектов, имеющих особую историческую ценность, учёные отнесли деревообрабатывающий, вагоноремонтный и колёсный цеха, механическую мастерскую, кузнечную и модельную мастерские, паровозосборочную мастерскую и котельную. Большинство объектов - краснокирпичная промышленная архитектура конца XIX - первой трети XX века.
- Это визионерский проект, который отражает наш взгляд на родной город - авторское высказывание на тему, как могло бы выглядеть и какие функции выполнять уникальное пространство, расположенное в сердце Красноярска. Сейчас эта территория имеет незавершённый вид, затрудняет транспортную логистику. Расположенные там здания являются замечательными образцами кирпичного стиля, широко распространившегося на рубеже XIX - XX веков во всех российских городах. Они создавались при императоре Александре III, в момент бурного промышленного освоения страны, и имеют несомненную историческую и культурную ценность. Перестраивать завод под современные технические требования невозможно - для исполнения своих функций он должен быть перемещён в промзону. Пространство же должно "сомкнуться" с городом, будучи переосмысленным как жилое, творческое и сохраняющее исторический дух места,- сообщил руководитель проектной мастерской А2 Борис Шаталов.
Он добавил, что предлагаемые решения призваны привлечь внимание потенциальных инвесторов, производственных групп и девелоперов, а также вдохновить представителей городской власти на преобразование территории ЭВРЗ в духе современных российских урбанистических тенденций.
Сергей Орловский
23.05.2024 19:55
А надо ли уничтожать ЭВРЗ? Итак уже 100 заводов закрыли. Уникальное предприятие, его история, оборудование. Кому мешает-то?
Войдите, чтобы пожаловаться