Деревни Драчёвки давно нет, но память о её погибших воинах жива
Недавно мне позвонила Валентина Харитоновна Ковалёва, бывший директор школы № 4 города, и сообщила радостную весть: получила из Минска от своего ученика Михаила Панкова книгу о воинах-боготольцах, погибших в годы Великой Отечественной войны...
Давно слежу за той поисковой работой, которую ведут солидные и по возрасту, и по положению в обществе люди. Ведут не только в архивах.
Я внимательно изучила послание генерал-майора в отставке Михаила Ивановича Панкова. По объёму это брошюра, в которой информация, накопленная ранее, пополнилась новыми данными.
Касается она не только стоящей в центре деревеньки Драчёвка стелы, хранящей имена отправившихся на фронт отцов и сыновей. Прослежены их пути во время войны -- от военкомата и до места гибели.
Наверняка возникает вопрос: почему речь именно о Драчёвке? Ведь в Боготольском районе каждая деревня провожала на войну всех, кто способен был держать в руках оружие.
Видимо, здесь жили люди, особо любившие свою малую родину, а педагоги из школы № 4 подогревали это великое чувство и постоянно поддерживали связь со своими выпускниками. Из ныне живущих это Валентина Харитоновна Ковалёва. К ней обращаются, ей звонят и пишут, приезжают и набираются новых сил.
А среди тех, кому мысль о сохранении памяти о своих отцах, родственниках и односельчанах не давала покоя и заставляла действовать, братья Кудрявцевы -- Виталий Павлович и Александр Павлович. Именно они более 30 лет назад на месте уже исчезнувшей деревни установили стелу, а затем обновляли надписи на ней.
Исчезнувших деревень в районе много, но на месте ни одной из них ничего подобного, кроме, может быть, Б-Завода, нет.
Драчёвка для боготольцев имеет знаковое значение. После выхода кинофильма "Вот моя деревня..." наш великий режиссёр, уроженец села Юрьевка Виктор Иванович Трегубович побывал на месте, где когда-то была деревня и установлена стела.
Ему не раз, когда ещё был мальчишкой, приходилось по короткому пути из Юрьевки в Боготол ходить через Драчёвку. И своих ровесников из деревни он хорошо знал. Потому, наверное, и фильм о брошенном поселении полон светлой грусти о прошедшем.
В моей памяти Драчёвка осталась в виде длинной улицы с огоньками керосиновых ламп в окнах домов и столбами дыма из труб зимней порой. В 50-х годах мы из Юрьевки, где я училась, ездили здесь на лошадях, запряжённых в сани, на районные соревнования по шахматам и по другим делам.
Деревня была ближе других к городу, а потому вдовы фронтовиков отправляли своих детей, не видевших отцов и не помнивших их в силу возраста, учиться в городские школы. К тому же, в четвёртой был интернат. Я застала его, когда в 1965 году после окончания института приехала в эту школу.
Здесь несколько лет назад жили и учились и братья Кудрявцевы, и Михаил Панков, классным руководителем у которых была Валентина Харитоновна Ковалёва. В течение каждой недели учебного года она была для них и учителем, и матерью. Оттуда, из 60-летнего далёко, тянется крепкая, прочная и душевная связь.
Это я к тому, что искра, зароненная в ту пору, пронесена выпускниками через всю жизнь. Искра любви, уважения и памяти к тем, кто дал им возможность жить и трудиться в свободной стране.
Не буду пересказывать содержание издания, названного "74 года со дня Великой Победы советского народа". Надо полагать, оно должно занять своё место в музее, рядом с Книгой памяти Боготольского района, изданной под руководством А. Н. Самойкина в 2018 году.
Кстати, я сверила данные о погибших воинах-драчёвцах в обоих источниках -- совпадение полное. Видимо, оба автора-составителя кропотливо работали в открывшихся военных архивах.
Большая часть повествования отведена освящению боевого пути красноярских стрелковых дивизий, в том числе и 374-й, которая формировалась в городах Боготол, Иланский и Назарово. В составе действующей армии она была с 18 декабря 1941 года по 15 октября 1942 года. И с 27 января 1943 года по 9 мая 1945-го.
Бригада вела боевые действия в составе Волховского, Ленинградского, 3-го Прибалтийского, 2-го Прибалтийского фронтов. Несла большие потери, переформировалась и дошла до дня Победы. Расформировали её в 1946 году.
Ценно, что отслежен боевой путь большинства воинов-драчёвцев, погибших на фронте. К примеру, Григорий Филиппович Боценко, 1917 года рождения, был призван Боготольским РВК. Гвардии старший лейтенант, командир стрелковой роты, награждён 29 декабря 1943 года орденом Красного Знамени. Погиб 11 мая 1944 года, похоронен в Севастополе.
Михаил Андреевич Катюков, 1920 года рождения, призван Боготольским РВК в 1940 году. Командир стрелкового отделения 52-го гвардейского стрелкового полка 39-й армии. Погиб 8 февраля 1945 года в Восточной Пруссии, похоронен в посёлке Переславское Калининградской области.
Павел Ефимович Кудрявцев, 1911 года рождения, призван Ленинским РВК города Омска. Рядовой. Воевал в 347-м стрелковом полку 308-й стрелковой дивизии. Погиб 15 сентября 1942 года. Похоронен в посёлке Самофаловка Сталинградской области.
Иван Степанович Панков, 1909 года рождения, призван Кировским РВК Красноярска 27 июля 1941 года. Защищал Москву, был тяжело ранен под Ржевом, освобождал Белоруссию и Литву.
После 30 января 1945 года, после тяжёлых боёв, вестей от него не поступало. Только 20 апреля 2009 года решением правительства Калининградской области имя Ивана Степановича было увековечено на мемориале в городе Гурьевске. В этих местах фашисты уничтожили подразделения советских войск, в их составе и оказался И. С. Панков.
Я взяла из перечня погибших воинов-драчёвцев лишь несколько фамилий. Но Михаил Иванович не только скрупулёзно отследил путь каждого фронтовика, он нашёл и мемориалы, где они захоронены, кое-где сумел побывать, сфотографировать обелиски и поместил снимки в своём издании.
По зову души, с огромным желанием узнать больше и увековечить память о людях, отдавших свою жизнь на поле брани ради светлого будущего потомков провели огромную работу и братья Александр и Виталий Кудрявцевы, и Михаил Панков.
И не только о своих близких родственниках, но и о десятках погибших однополчан напомнили нам они. Произошло это при поддержке самих близких для них людей из Боготола -- Валентины Харитоновны Ковалёвой и Надежды Ивановны Душкиной.
Светлана ХОХЛОВА.
Боготол.
Гость (премодерация)
Войти