Из почты "КР": "Распахните слепое окно"

Заметки о творчестве сибирского писателя Анатолия Зябрева

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

24.11.2019 15:11
0

Читать все комментарии

518

На первый взгляд, кажется странным выбор писателя Зябрева. Пишет он свои заметки каждого дня и, как ни странно, читатель каждый раз находит в них своё, сокровенное, ищет повод задуматься о многом.

А с другой стороны, что может такого особенного происходить каждый день, ведь жизнь наша - сплошные серые будни, слившиеся в стремлении хоть как-то выжить, продержаться и окончательно не упасть духом. И эти вот зябревские заметки помогают кому-то в этом. На то он и Зябрев, что бы заметить что-то особенное, такое, что мы за своими заботами и невзгодами и не замечаем.

В заметках, увидевших свет 30 октября этого года в газете "Красноярский рабочий", одна из читательниц, Вера Акимовна Борзых, прямо так и пишет: повезло, мол, Борску, в нём живёт и творит писатель А. Зябрев.

Так и напрашивается аналогия с Виктором Астафьевым, который своим присутствием прославил Овсянку на весь мир. И в творчестве-то они последовательны: у Астафьева "Затеси", у Зябрева - заметки. А по сути - оба они летописцы дня сегодняшнего, который после заката уходит в историю.

Но вот у одного шесть музеев по России-матушке, изданные многотысячным тиражом книги, у другого - деревенский домишко в Борске Сухобузимского района, а ведь творческое наследие тоже немалое. Почему так? Почему одному - почёт и слава, а другому - никакого внимания?

Вот случилось, что истёк у Анатолия Ефимовича в деревенском доме срок электросчётчика и на этом основании "Энергосбыт" не принимает показания. Начисляют по среднему, плюс на 50 процентов увеличенный тариф. Помочь решить эту житейскую проблему некому.

"Анатолий Ефимович в своё время строил Красноярскую ГЭС,- пишет в "Красноярском рабочем" Валерий Сергеевич Сандрыкин ("КР", 16 октября, № 78), а многих ли строителей этой ГЭС осталось в живых? А что депутаты Законодательного Собрания не могут принять нулевой тариф для таких людей? Может, энергетики обанкротятся, не получив от писателя денег?"

И автор этого письма делает для себя вывод: "У меня растёт внук, я ему постоянно рассказываю о А. Зябреве, стараясь воспитать из него патриота. И как же это сделать, если государство проявляет такое неуважение к своим героям?"

Я возвращаюсь к волнующему меня вопросу: почему неосознанное (а, может, осознанное?!) равнодушное отношение к творчеству последнего писателя в Красноярске и на Востоке страны из участников Великой Отечественной войны? И ответ нахожу в этом самом выборе писателя, в его заметках.

Малый прозаический жанр несколько потеснился в нашем сознании потому, что мы жаждем сиюминутных ответов на главные вопросы бытия. Человек ищет в литературе правду, и непременно такую, которая осветила бы смысл его существования, его место в истории на пересечении прошлого и будущего.

Вот и получается, по сложившемуся стереотипу большие проблемы доступны только крупным жанрам. Но наши красноярские писатели постоянно доказывают, что такой "мелкий" жанр, как заметки, рассказы вернули в центр прозы обыкновенного человека, жизнь его души. Вот об этом в заметках Зябрева едва ли не в каждом дне.

В 80-м номере "КР" за 30 октября В. А. Борзых пишет о творчестве соседа-писателя, как стал он ходить в гости к жителям Борска. Много времени провёл около Петра-сапожника. А потом "...Вышла в газете заметка про Петра. Весь посёлок читал, - рассказывает В. А Борзых. - Потом стали появляться заметки не только про Петра, но и про других жителей села. Сложилась целая книга "Слепое окно" не в одну сотню страниц, изданная в издательстве "Амальгама".

Смею заключить: заметки, маленькие рассказы - это самостоятельный, самоценный и многообразный художественный мир. Сборники заметок каждого дня под названием "Слепое окно" - подтверждение этому. Собранные вместе, они обретают новое обогащенное качество.

Именно это и притягивает, мне думается, читателя к заметкам Анатолия Ефимовича. Ведь простые люди не ищут разницу в рассказах, повестях и заметках, не смотрят на формы повествования или литературную технику. Они ждут духовную правду о мире и человеке.
 
Одна из заметок в номере № 83 "КР" от 13 ноября этого года "Окно откройте!",- как бы раскрывает суть мыслей писателя о времени и о себе.

"Не припомню ни одного красноярца, жившего в советскую пору, который не испытал бы лишений, - пишет Анатолий Ефимович. - ...Однако, тем не менее, не припомню ни одного, кто бы с негодованием бросал каменья в своё прошлое. Нет, не знаю. Почему? Зомбированность какая-то? Вопрос сложный и, однако, очень простой. Да потому, что в том тяжелейшем, в том неустроенном быте было окно. Окошко. Окошко, которое сегодня, увы, напрочь отсутствует. Окно в будущее страны и в своё личное будущее".

93-летний Анатолий Ефимович Зябрев со всеми его причудами, философскими смыслами и поисками правды в каждом дне - человек, несомненно, уникальный. В таком возрасте многие уже себя не помнят, а Зябрев поражает острым умом, особым взглядом на нашу жизнь, а ведь советы не даёт, а только констатирует, как бы обнажает факты.

Вот нам бы научиться видеть и ценить это...

Людмила ЗАЙЦЕВА,

журналист.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры