Из почты "КР": "Прекрасны годы студенческие!"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

18.07.2019 15:12
0

Читать все комментарии

295

Поступила я в институт в 1958 году, назывался он тогда Лесотехническим, потом переименовали в Технологический. Сразу перед началом занятий нас отправили в колхоз.

Тогда была такая установка: помогать сельскому хозяйству. Ездили в сёла и в восьмом, и в девятом классах, потом на первом - третьем курсах института.

Отправили меня на склад, куда подавалось зерно, надо было его разгребать по сторонам, чтобы транспортёр не остановился. В редкие минуты затишья сидела на этой огромной куче пшеницы и пела песни, чтобы не было страшно, ведь в огромном складе я была одна. Работы много, была она тяжёлой, и общаться с сокурсниками не получалось.

После колхоза началась учёба, которая давалась мне легко, поскольку учиться нравилось. Группа была дружная, большинство - приезжие, жили они в общежитии.

Я тогда жила дома, но много времени проводила в институте и общежитии. Появились подруги, друзья. Занималась общественной работой, спортивной гимнастикой, тогда у меня был 1-й юношеский разряд. С первых же дней нашла аудиторию, где занимались танцами, так как всю жизнь мечтала этому научиться.

С первого по пятый курс я занималась в коллективе хореографии. Мне это занятие очень нравилось, поэтому пришлось оставить спортивные тренировки, остались только репетиции.

Самодеятельность в институте была сильная. Наши вечера пользовались успехом, многие студенты из других вузов хотели к нам попасть. Был свой ВИА - вокально-инструментальный ансамбль с сильными солистами, были чтецы и, конечно, наша славная хореография.

В основном мы исполняли русские народные пляски, такие как "Барыня", "Кадриль", "Зимушка-зима", "Утушка луговая", а также танцы народов СССР - молдавские, украинские, татарские и прочие, а также других народов, например, венгерские, польские, болгарские. Были у нас и польки, вальсы (к каждому концерту - новый танец). Выступали на смотрах и во Дворцах культуры.

Коллектив оказался дружным, и мы не только танцевали, но и ходили на лыжах. У института была своя база, где мы брали лыжи и катались на сопке - с ветерком съезжали с гор, и никакой мороз не был нам помехой.

Один раз надумали пойти в поход. С 30 апреля по 4 мая 1962 года отдыхали на Мане. Жили в палатках на берегу реки. Отметили там праздник 1 Мая, и в тот же день начался на реке ледоход. Зрелище было грандиозное, захватывающее: какая мощь, какая красота! Река очистилась ото льда быстро, и кто-то из ребят решил порыбачить, а потом сварили уху.

Время пролетело незаметно: погода стояла хорошая, даже загорали, обошли окрестности, нашли скалы, а там грот, исследовали его. Встретилось интересное дерево с огромной изогнутой веткой, и эта ветка выдержала шесть человек. Провели на природе репетицию, играли в волейбол, отдохнули прекрасно, жалко было расставаться с Маной.

В институте был организован факультет культуры. Конечно же, я сразу записалась и не пропускала занятий, пока он существовал. Там читали интересные лекции по музыке, живописи и так далее.

Выступали на нашей сцене все приезжие гастролёры, например, поэты Ошанин, Вознесенский, писатель Шукшин, чтец Попов. Много приходило музыкантов, в моде были ВИА "Лейся песня", "Голубые гитары", "Самоцветы", запомнился концерт арфисток.

После первого курса была у нас производственная практика на берегу реки Караульной, это недалеко от города, приток Енисея. Жили мы в бараках на берегу. Днём немного работали - проходили занятия по геодезии, а потом отдыхали. Был июнь, погода прекрасная. Загорали, купались, плавали на лодках, играли в волейбол, а вечером - танцы под радиолу.

Случилось так, что познакомилась я с Ванечкой Березиковым, старостой другой группы. Был он старше нас, уже отслужил в армии, многое повидал. Мне с ним было очень интересно. После танцев гуляли по берегу, доходили до мелового карьера и обратно, сидели под берёзой на скамейке для влюблённых, смотрели на лунную дорожку и говорили обо всём. Было так романтично! Ничего из этой дружбы не получилось, а память осталась.

В конце второго курса в институте произошла переориентация: появился новый факультет - технологический с химическим уклоном и разными отделениями, и студентов набирали из разных групп. Вот и решили мы с подругой Лидой перейти на отделение целлюлозы и бумаги.

И началась очень серьёзная учёба, так как появилось много новых предметов: разные виды химии, теплотехника, процессы и аппараты и другое. Приходилось много заниматься. Лекции не пропускала, за лектором старалась записать как можно больше. Лекции у меня были неплохие, по ним готовились к зачётам и экзаменам.

В свободное время ходили в кинотеатр "Октябрь" (сейчас это Дом кино). Не пропускали ни одной премьеры, если фильм нравился, смотрели ещё раз в кинотеатре "Совкино" на улице Перенсона. В то время кино было очень популярно, были любимые актёры, песни из фильмов распевали все.

Не пропускали ни одного спектакля в театре имени Пушкина. Там тоже были любимые артисты. Потом на сцене ДК железнодорожников стали ставить оперетты, так возник Театр музыкальной комедии. Какой был репертуар! Классические оперетты, такие как "Сильва", "Марица", "Летучая мышь", "Цыганский барон", "Продавец птиц" и много-много других. Ставили и оперетты советских композиторов.

А летом приезжал на гастроли Томский симфонический оркестр, выступал в парке, в летнем театре. Давали концерты популярной музыки, приобщали людей к высокому искусству. Часто гастролировали Омский драматический театр, Пермский оперный, Театр оперы и балета из Новосибирска и русский хор из Киева.

Бывали в городе и передвижные выставки. Особенно запомнилась мне живопись Голландии. Поразила необыкновенная архитектура, обилие каналов, которые зимой превращаются в катки, по глади льда скользят люди на коньках и оригинальных санках. Хороши были жанровые сценки.

В те времена студентов отправляли на практику. Так, на третьем курсе поехали мы в город Новая Ляля, это к северу от Свердловска. Был там небольшой целлюлозный завод, где мы изучали производства, знакомились с оборудованием.

Рядом с городом находился шикарный лес с грибами и ягодами. Ходили туда за рыжиками, потом их солили и ели, ягоду брали - бруснику, варили варенье, пили с ним чай. А в столовой, где мы питались, подавали вкусные супы, биточки, блины.

Городок запомнился обилием цветов. В это время, в конце августа, у меня и подруги Томы были дни рождения. Накануне наши друзья сходили к соседке, и та нарвала по шикарному букету георгинов. Просыпаемся, а у каждой на тумбочке по букету цветов разной формы и оттенков, это было такое счастье!

Весной отправили нас на преддипломную практику в город Краснокамск. Когда туда приехали, поразили обилие снега, чистота, тишина и рядом - шикарная река Кама. Днём ходили на комбинат, собирали материал для диплома. Училась я на инженера целлюлозы и бумаги, дипломная работа - "Производство мелованной бумаги" (это лучшая блестящая бумага, которая идёт на глянцевые журналы).

Я сразу нашла на комбинате хореографический кружок, стала туда ходить, и даже ставили танцы. Вечерами и ночью гуляли по набережной Камы, река широкая, величавая. Погода стояла чудесная, на небе сияла луна, по реке - лунная дорожка, красота! А в парке снег уже сошёл, деревья ещё без почек и вкусно пахло талой землёй. Рядом с Краснокамском большой город Пермь, и туда мы ездили в оперный театр.

Прекрасные, интересные были студенческие годы. После защиты диплома получила направление в город Братск - на Братский лесопромышленный комплекс, где и отработала 20 лет. Но это уже другая, не менее интересная жизнь.

Ирина КОППОНЕН.

Красноярск.

В тесноте, да не в обиде.


Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры