Памяти писателя Алексея Бондаренко: он жил для людей
Июль. Жара. Сидим в библиотеке и с грустью вспоминаем большого сибирского писателя и поэта Алексея Марковича Бондаренко. Никак не верится, что его уже нет.
Он ушёл из жизни неожиданно для всех нас 30 июня. Умер от инсульта у себя на даче в Озёрном Енисейского района, оставив нам свои книги и тёплые воспоминания о встречах с ним.
Держу в руках его последнюю книгу "Родом из Маковского" и сквозь слёзы читаю своё стихотворение, посвящённое его творчеству,- мог ли я даже думать тогда, что пишу для него и о нём в последний раз?
Бондаренко всем нам друг,
Много у него заслуг.
Пусть же, Алексей, всегда
Впредь горит твоя звезда!
- Вот ведь, кажется, вчера, как помнят читатели нашей библиотеки - поклонники творчества Алексея Марковича, мы встречались с ним здесь,- с грустью говорит библиотекарь Татьяна Каменская, бережно расставляя на столике его книги - "Государева вотчина", "Родом из Маковского", поэтические сборники и прозу.- Совсем недавно все собрались в читальном зале нашей Казачинской ЦРБ. Встреча здесь с Алексеем Марковичем была далеко не первой - он довольно часто приезжал к нам. Но оказалась последней...
Была она посвящена презентации его последней книги. Замечательная певица из Лесосибирска Валентина Толстихина сердечно исполняла песни на его стихи, её земляк, бард Алексей Иванов, пел под гитару романсы. Наша вокальная группа "Рябинушка" тоже посвятила писателю своё выступление.
И вот всё это уже позади. Помнится, Алексей Маркович со своей верной подругой жизни Людмилой Юрьевной сидел в первом ряду и скромно улыбался.
- Это была моя самая лучшая презентация в жизни,- говорил он потом.
А книга его о малой родине, о земляках стала великолепным подарком читателям. За чашкой чая вспомнилось многое.
Так случилось, что на поминальной панихиде в библиотеке оказалась и известная красноярская поэтесса Людмила Мыльникова (у них с Алексеем Марковичем были давнишние дружеские творческие отношения).
Приехав с мужем Александром на свою дачу в Казачинское, она была в шоке от печального известия, а щедрая творческая душа её тут же выплеснула такие стихотворные строки:
- Умолк на днях его привычный голос,
Ушёл писатель, добрый человек.
Он жизнь любил, как любит землю колос,
Душой был лёгок, чист, как первый снег.
Мы встреч с ним ждали, где б ни появился,
Беседы и стихи лились рекой.
И от его улыбки зал светился,
И был он прост в общеньи, наш герой.
Алексей Маркович был хорошим другом нашей семьи. С Людмилой Юрьевной (блестящим литератором) они частенько навещали нас с Алевтиной Аркадьевной. Я горд, что был знаком с ним, и он не раз печатал мои стихи и рассказы в альманахе "Перезвон", редактором которого являлся много лет.
Он был очень добрым, хлебосольным человеком. Всякий раз, уезжая от нас домой, в Лесосибирск, обязательно интересовался:
- Что привезти?
До сих пор стоит у нас в подполе трёхлитровая банка с малиновым вареньем, привезённая когда-то им. Пьём чай и всегда вспоминаем Алексея Марковича.
Он был настоящим сибирским мужиком, зимой ходил в шапке-ушанке набекрень. И хорошо смотрелся в смокинге на творческих вечерах, тончайшим писателем-интеллигентом, оставаясь простым деревенским парнем, заядлым охотником и исконным - как говорится, от сохи - крестьянином-тружеником. В этой простоте таились его душевная сила и обаяние.
Он много работал, и это сказалось на здоровье. Готовился тщательно к четырёхсотлетию Енисейска, спешил закончить исторический труд, посвящённый этой дате. Не успел. Слишком велика была ноша на его плечах.
- Не могу уже, устал,- жаловался часто он,- но без творчества я - никто.
Таким он был, наш сибирский писатель Алексей Маркович Бондаренко. Жил для людей. Любил семью и свою верную помощницу и подругу Людмилу Юрьевну, родное село Озёрное, которому отдал своё большое сердце.
В предисловии к книге "Родом из Маковского" Алексей Маркович написал: "Родное село - это самое главное, самое светлое место у человека. Где бы я ни был, где бы ни жил, я всегда помнил об этом".
- Мы, литераторы, будем всегда его вспоминать с любовью. Это тяжёлая утрата для всей литературной общественности, для его родных и друзей,- произнесла Людмила Мыльникова на прощальной встрече.
"Говорят, раз ты умер, - таков уж закон -
Вместо "ты" про тебя говорить надо - "он",
Вместо слов, что люблю тебя, надо - "любил".
Вместо слов, что есть друг у меня, надо - "был".
Так ли это, не знаю, по-моему - нет.
Свет погасшей звезды ещё тысячу лет
К нам доходит, но что ей, звезде, до людей.
Ты светлей её был, и теплей, и добрей.
Да и срок невелик, тыщу лет нам не жить.
На наш век тебя хватит нам по дружбе светить!"
...Для меня, как и для других, Алексей Маркович сделал много хорошего. Всегда поддерживал в творчестве, написал предисловие к моей новой книге "Бумага тянется к перу", изданной недавно в Таганроге. И я бесконечно рад, что выпало мне счастье быть близко знакомым с этим человеком.
Юрий ВАРЫГИН,
член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РФ, Почётный ветеран Красноярского края.
Казачинское.
Гость (премодерация)
Войти