Из почты "КР": "Если б я нашёл "горячий камень"...
50 лет назад я окончил восьмилетнюю школу-интернат № 1 города. Красноярска, педагогический коллектив которой и своих одноклассников вспоминаю самыми добрыми словами.
Но главным побудительным мотивом для написания этих строк для меня послужили конфликты и ЧП, произошедшие в российских школах за минувший год.
После одного из таких конфликтов на ТВ выступала учительница из Подмосковья, которая заявила: "Учитель должен быстро бегать и высоко прыгать".
Если речь идёт об учителе физкультуры, то я согласен с этой учительницей, но учитель-предметник должен наживать свой авторитет не только хорошей физической формой. Впрочем, изложу свою историю получения мной 8-летнего образования без всяких гипербол, а попросту говоря - без преувеличений.
В 1960 году я стал первоклассником школы № 6 Красноярска, расположенной в посёлке имени 1 августа. Хотя с того времени прошло более 59 лет, но свою первую учительницу до сих пор вспоминаю с содроганием. Это была солдафон-педагог.
Здесь должен дать некоторые пояснения. Мы, я и моя мама-труженица, жили очень бедно. У мамы был оклад 285 рублей, а килограмм солёной кильки стоил 3 рубля. Непозволительная для нас роскошь - болгарский компот ёмкостью не более 1 литра - стоил 11 рублей 50 копеек.
Поэтому в школу я пошёл в форме, а она в то время была обязательной, с чужого плеча. И стал я у учительницы Л. предметом насмешек, а затем - "переростком" и "умственно отсталым".
С третьего класса началось моё скитание по школам-интернатам. И вот в 5-м классе я стал учеником школы-интерната № 1, расположенной в доме № 1 по улице Ломоносова.
В одной из советских песен есть слова: "После радости - неприятности". У меня же сталось с точностью наоборот. После четырёх нелёгких "образовательных" лет я попал к замечательным педагогам - педагогам с большой буквы.
Учительницу русского языка и литературы Е. П. Умнову я вспоминаю, как говорится, с пиететом. За последние 20 лет я опубликовал десятки статей в разных газетах. Сравнивая отправленный в редакции материал и появившиеся статьи, количество ошибок нахожу в пределах допустимого, что, по большому счёту, ставлю в заслугу Елене Петровне.
Серьёзную математическую "подковку" дала мне Светлана Александровна Карелина. Она была преподавателем строгим, но справедливым. 23 мая 1968 года учительница поставила мне "1" за "солидарность", а буквально через неделю за экзаменационную работу по алгебре поставила "5". Много лет спустя я понял, что тот "кол" имел значение более воспитательное, чем наказательное.
Ну а о директоре В. П. Синякове могу говорить только в превосходных степенях. Он был для нас, учеников, не только преподавателем с большой буквы, но и старшим товарищем, другом. Расскажу о двух моментах, которые я видел воочию.
Владимир Петрович был преподавателем истории, но готовил меня к олимпиаде по физике (!). Как-то во время урока физкультуры он зашёл в спортзал и увидел, как мы "болтаемся" на перекладине. Через минуту подошёл к перекладине и подтянулся раза 4-5. Мне лично стало стыдно за свою "дохлость".
Этот фронтовик, с небольшим животиком, личным примером заставил нас втихаря ходить в спортзал в неурочное время и "подтягивать" свои неважные показатели на перекладине. И где-то через месяц многие из нас достигли результата Владимира Петровича.
В 1982 году я начал работать в московском институте преподавателем по совместительству ( это - "переросток" и "умственно отсталый", по определению учительницы Л. в 60-е годы). Выработал "в запасе" стаж на должность старшего преподавателя. Но неожиданно для себя был назначен коммерческим директором газетного издательства, поэтому с преподавательской работой пришлось распрощаться.
Я дипломировал и подписывал представления на ГЭК будущим главным специалистам, директорам и даже одному мэру, и те знания, которые вложили в меня замечательные учителя школы-интерната № 1 Красноярска, ой как пригодились.
У А. П. Гайдара есть рассказ "Горячий камень", в котором пожилой человек находит камень, разбив который он может вернуться в годы своей молодости. Мысленно "проиграв" свою жизнь, он не разбивает его.
Найдя такой "горячий камень", я разбил бы его, чтобы вернуться в 1965 год и прожить три года под "крылом" своих учителей школы-интерната № 1 г. Красноярска.
О. РОЗОВ.
Москва.
Гость (премодерация)
Войти