Из редакционной почты: "О сельском учителе замолвите слово..."

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

21.11.2023 21:25
1

Читать все комментарии

21973

- Кто в селе ложится спать за полночь и встаёт ни свет ни заря?

- Доярки?

- А вот и нет. Доярки в сёлах давно уже перевелись, а вот учителя ещё остались...

Первая запись в маминой трудовой книжке: 13 января 1939 года - учитель начальных классов города Коломна Московской области. В 1940 году мама поступила в Московский институт философии, литературы и искусства. Когда началась война, ИФЛИ эвакуировали, и она вернулась в свой город, к родителям, стала работать на Коломенском машиностроительном заводе имени В. В. Куйбышева.

Но завод тоже эвакуировали, в Сибирь. Так мама оказалась в Красноярске, стала контролёром ОТК в одном из цехов, жила в Николаевке. Потом серьёзно заболела, к тому же у неё украли продуктовые карточки, и она чуть не умерла от голода. Спасла её соседка. Она же посоветовала обратиться в отдел образования.

Маме предложили поехать учительствовать в Туруханский район. Добираться туда надо было на пароходе. С собой будущая сельская учительница взяла перину и чемодан, половину которого занимали книги. В 1942 году, в августе, она была назначена заведующей Яновстановской начальной школы.

Это было поселение ссыльных немцев, их выслали из города Энгельса Саратовской области, где они жили со времён Петра Первого. В странную деревню приехала молодая учительница: всего несколько домов - жили поселенцы в основном в землянках. В школе, которая располагалась в одной половине деревянного дома, парты, стол и стул были сделаны руками местных умельцев. Но... ни учебников, ни тетрадей, дети писали на газетах (на полях и между строк). Ребятишек немного, разных возрастов, но учились все в одном помещении. Все были трудолюбивы и послушны.

После войны мама окончила Коломенский педагогический институт и вернулась в Сибирь, в Красноярский край. Преподавала историю, немецкий язык, домоводство. Училась на заочном отделении Красноярского пединститута.

Я хорошо помню то время. Для меня это была золотая пора детства, а для мамы, как я теперь понимаю, отнюдь не лёгкие времена: ведь на руках у неё было трое детей. Помогали односельчане: выйдешь утром на крыльцо, а там банка с молоком или рыба, яйца или дичь, пироги или сдоба...

Учителя, как и медработники, были уважаемыми людьми в деревне. Много сил и времени они отдавали общественной работе. Вот и мама была депутатом сельского и районного Советов, членом райкома партии, секретарём партийной организации, участницей художественной самодеятельности. Где бы мы ни жили, работа всегда была для неё на первом месте: подготовка к урокам, тетради, пионерские сборы, тимуровская работа, родительские собрания...

Я пошла по её стопам. Направление получила в сельскую школу. Здесь было много молодых учителей, поэтому отдельное жильё предоставляли только семейным. Меня подселили к молодой учительнице, и общий язык мы с ней, слава Богу, нашли. Не могу точно вспомнить, какой была моя зарплата, но, видимо, вполне достаточной, если я на каникулах летала к друзьям в Москву.

Через год по семейным обстоятельствам я переехала к маме, в северный посёлок. Работала сначала в интернате и в школе рабочей молодёжи, а в следующем учебном году стала преподавать свою любимую литературу и русский язык.

И в этой школе были молодые специалисты, и нас опять-таки опекали опытные учителя. И так же бурлила общественная жизнь, но на первом месте, конечно, были уроки, внеклассная работа и самообразование.

Поскольку я жила в посёлке, куда "только самолётом можно долететь", и у меня не было возможности посещать театры, выставки, музеи, я взяла себе за правило выписывать необходимые для работы журналы, такие, как "Театр", "Искусство", "Иностранная литература" и так называемые толстые литературные издания. Иногда месячной зарплаты не хватало, чтобы оплатить подписку. Я не была исключением, учителя на селе всегда были самой читающей категорией.

Что мне особенно запомнилось из семидесятых, так это совместные со школьниками походы, субботники и смотры художественной самодеятельности, политинформации на предприятиях и в учреждениях (да, да, учителя-комсомольцы имели такую общественную нагрузку).

В 70-е и 80-е годы внеклассная работа, особенно спортивная, была на высоком уровне. У каждой школы - свои увлечения и достижения. Сельские ребятишки гордились спортивными успехами, они ездили в пионерские лагеря, ходили в вело- и турпоходы, сплавлялись на плотах по Мане, переписывались с нашими космонавтами и со своими сверстниками из других стран, ездили на экскурсии по памятным местам нашей Родины. И в центре всех этих мероприятий был, конечно же, учитель. И делал он всё это бесплатно, как говорят, на голом энтузиазме, никаких тебе баллов и стимулирующих.

Расскажу один случай. Старшеклассники из одного северного посёлка поехали на экскурсию в Москву. Руководитель - молодая учительница. В группе было, кажется, 14 человек. Сначала самолётом до Красноярска, потом несколько суток на поезде. Когда прибыли на место, оказалось, что организаторы тура ошиблись с датой выезда, и они приехали раньше.

Что делать? Впереди ночь. К счастью, у одного из учеников в Подмосковье жили родственники. Поехали на электричке к ним. А недалеко находилось село Константиново, и северяне благодаря случаю побывали на малой родине Сергея Есенина. На туристическом пароходе вернулись в Москву.

Очень познавательной получилась поездка: Кремлёвский дворец съездов, Мавзолей, театры, музеи, картинные галереи, даже в открытом бассейне в центре столицы поплавали.

Но и в этой школе на севере края учительствовала я недолго (подвело здоровье). Вернулась к профессии только в девяностые годы. И оказалось, я так соскучилась по школе, по детским улыбкам, по тишине на уроках и шуму на переменах, по беседам с родителями и дебатах в учительской...

Никогда не забыть конец 90-х. В сельской школе, где я тогда работала (специально не называю в своих воспоминаниях конкретные школы, поскольку ситуация повсюду была типичная) не хватало учебников, не было методической литературы, новых программных произведений. А купить не на что: вместо зарплаты - копеечные авансы. Выручило Красноярское отделение Союза журналистов России: там собрали для нас почти тысячу книг!

Или вот ещё пример из тех же лет. В 11-м классе изучаем творчество В. П. Астафьева. В учебнике В. В. Агеносова, по которому мы занимаемся, о нём две строки.

- А ведь это наш земляк,- говорю я ученикам.- Мы обязаны знать о нём всё, ну, или почти всё. Какие будут предложения?

В итоге организовали литературный кружок и стали по крупицам собирать материал о жизни и творчестве Виктора Петровича. Нам очень помог его друг и коллега красноярский писатель Сергей Константинович Задереев и сотрудники Красноярского литературного музея.

После смерти В. П. Астафьева по просьбе моих учеников я взяла по телефону интервью у Марии Cемёновны Астафьевой. Она рассказала об архивах Виктора Петровича, о проблемах с музеем в Овсянке, ответила на вопросы членов кружка.

Знаю, что и в других сельских школах края творчеству писателя-земляка уделяют особое внимание: участвуют в "Астафьевских чтениях", в конкурсах, посвящённых его творчеству, приезжают на экскурсии в Овсянку.

А ещё вспоминаются общешкольные родительские собрания, на которых учителя читали для родителей лекции о воспитании. Надо сказать, родители активно участвовали в жизни школы, помогали готовить классные часы, внеклассные мероприятия. Некоторые даже посещали элективные курсы вместе с детьми. Работать с такими родителями было одно удовольствие.

Однако именно тогда, в 90-е годы, началась "миграция" учителей, когда в большинстве школ не платили полностью заработную плату, а надо было как-то жить. Сельским педагогам тогда даже завидовали: ведь у них был огород, а если рядом лес, то ещё грибы и ягоды. Но, как говорится, не хлебом единым... В сельских школах тоже был кадровый голод.

В начале двухтысячных в краевом отделе образования мне предложили на выбор несколько сельских школ. Выбрала посёлок, который находился ближе всего к Красноярску. Одноэтажное старенькое здание напомнило школу моего детства, и сам посёлок мне очень понравился. Средняя школа, магазины, почта, ФАП, ДК. Два раза в день до краевого центра ходила "Газель", а в выходные дополнительные рейсы. Кто бы мог подумать, что лет через десять из этого списка останется только школа и ДК, и никаких тебе рейсов в город.

Недавно в одном из чатов в телеграм-канале губернатора края горячо спорили о том, почему в школах нет (или крайне мало) молодых учителей. Молодые специалисты, да и немолодые, в такие посёлки не поедут. Поэтому директорам школ приходится прилагать титанические усилия, чтобы обеспечить школу кадрами. Выручают учителя-пенсионеры.

Но вернусь в начало двухтысячных. В сельской школе, такой, как у меня, например, контингент очень специфический. Некоторые дети живут у бабушек, а родители - в городе. Много приёмных детей. Мобильными телефонами ребята ещё могут похвастаться, а вот компьютер не в каждом доме имеется. Всё это учителю приходится учитывать, когда он готовится к внеклассному мероприятию или к урокам.

Как тут не позавидовать городским учителям: у них и связь более устойчивая (Интернет), и "параллели" снижают нагрузку... А у нас: сколько уроков - столько и планов пишешь. А если у тебя нагрузка больше 30 часов (а у кого-то и 38, и даже 40, ведь педагогов по-прежнему не хватает), приходится и ночь прихватывать.

И не важно, сколько учеников в классе: два или двадцать - готовишься одинаково. А если, кроме математики, ты ведёшь ещё и географию или биологию, то нетрудно представить, что времени на подготовку требуется намного больше. И в сельских школах многие учителя - "специалисты широкого профиля", как они с горькой иронией себя называют.

Узкий кругозор учащихся - ещё одна проблема сельской школы, и она тесно связана с другой, более масштабной. Нынешние дети - поколение Интернета. Прискорбно сознавать, но в последние годы они берут в руки книгу только по необходимости. Не вырывают её друг у друга, не толпятся у книжных полок, как раньше. Интерес к чтению катастрофически падает. Дети не хотят читать.

Бесполезно внушать им, что ничто не заменит нам книгу - ни разговор по телефону, ни популярный сериал. Не тот случай, когда вода камень точит. Тут, скорее всего, важен пример. Учитель литературы исключается: ему по должности положено много читать (так, наверное, думают ученики).

Но вот если... Это было в 2006 году. Оформляя кабинет литературы к началу учебного года, я принесла из дома подшивку "Литературной газеты", "Роман-газеты", несколько исторических романов, новинки современной литературы, а также книги для внеклассного чтения. Мои десятиклассники всё это посмотрели, полистали и больше ни к столу, ни к книжной полке не подходили.

Однажды на перемене в кабинет зашла директор школы, которая вела у них математику, и спросила у меня: нельзя ли ей взять домой почитать один из номеров "Роман-газеты". С тех пор она стала постоянным читателем нашего литературного уголка. А она, надо заметить, пользовалась большим авторитетом у учеников. Думаю, вы догадались, что было дальше.

Да, учителя не только книги и горшки с цветами приносили из дома... Они на свои деньги покупали учебники (в библиотеке выдавали только ученикам), методические пособия, фонохрестоматии, компакт-диски, бумагу для принтера, мультимедийные пособия, ручки и тетрадки, в том числе и для учеников. Я как-то подсчитала, что на школу в среднем тратила почти тысячу в месяц. А государство в те времена подкидывало нам на методические пособия... 100 рублей.

Деревню, село испокон веков считали хранителем нравственности, духовности народа. Но, похоже, времена эти канули в Лету. И в сельскую среду, как ранее в городскую, глубоко проникли пороки. Трудно с этим смириться, поэтому сельские учителя вместе с работниками культуры пытаются возродить народные традиции. Проводят праздники устного народного творчества, масленицы, колядки, ярмарки, выставки народно-прикладного искусства, народные игры, например, "Взятие снежного городка" и другие.

Только вот времени у педагогов на беседы по душам со школьниками с каждым годом становится всё меньше и меньше. Если говорить о сегодняшнем дне, его практически не осталось. По мнению некоторых учителей, "нынешняя система образования выхолащивает саму суть профессии, не оставляя времени на полноценное общение с учениками". И я склонна согласиться с ними. И учителя, и ученики загружены сверх меры. Стало неимоверно трудно совмещать учебную деятельность с внеклассной работой.

И всё же, несмотря ни на что, иногда в ущерб своему здоровью и интересам семьи, учителя находят время, чтобы свозить сельских ребят в театр, музей, цирк... Снимают с ними видеофильмы, участвуют в районных, краевых и российских конкурсах и занимают призовые места. Но когда внеклассную работу ставят во главу угла - это явный перебор:

- Чуть ли не каждый день какое-то мероприятие. То надо выбрать президента школы, то учеников везут на урок по профориентации в город, то на Совет активных, то в техникум... дети постоянно в чём-то участвуют, когда им учиться? - слышу в разговорах.

Чем ещё, кроме уроков и внеклассных мероприятий, занят учитель? Всего и не перечислить. Самое проблемное - это заполнение электронного журнала, электронных дневников. Цифровая образовательная среда - дело, бесспорно, нужное, но как тут не вспомнить высказывание Л. Н. Толстого о том, что цивилизация несёт не только благо... Цифровизация - тоже. У неё своя "побочка".

В этом году школы края перешли на новый электронный журнал через КИАСУО (краевая информационная автоматизированная система управления образованием). А так как новая программа не доработана, очень часто вход в этот журнал недоступен: сайт "висит". И чтобы заполнить его, учителя иногда сидят за компьютером часами.

Формат этого журнала, по рассказам учителей (и в чатах я об этом читала), очень неудобен в работе. И поскольку не всегда есть стабильный Интернет, педагоги вынуждены ещё работать и с бумажными дневниками, чтобы родители имели необходимую информацию.

Далее: на сайтах школ есть разные виды отчётов, учителя их сдают для обобщения методисту или завучу. В некоторых маленьких школах директор, зная, как перегружены педагоги, порой сам заполняет разделы на школьном сайте. Но больше всего времени отнимают всевозможные конкурсы, которые, наряду с рекомендациями, сыпятся "сверху" как из рога изобилия.

А ещё нескончаемые онлайн-курсы... Несомненно, учитель обязан повышать свой профессиональный уровень, но зачем, к примеру, ему учиться составлять меню и рассчитывать порции для питания школьников?! И отказаться нельзя - оставят без стимулирующих. А вебинары, кружки, репетиции школьного театра, консультации, элективные курсы...

Всё это не укладывается даже в ненормированный рабочий день. А когда заниматься домом, собственными детьми? Шутки мужей про раскладушку слышатся всё чаще...

Одна из коллег рассказывает:

- Я почти каждый день прихожу из школы домой в 5-6 часов и просто падаю от усталости.

А ведь ей нужно ещё и к урокам подготовиться, и тетради проверить, заполнить очередную онлайн-анкету или подготовить отчёт, вроде этого: "Какую антикоррупционную работу проводите Вы с учениками?".

Хорошо, если у тебя надёжный тыл (муж, дети), или ты одинока. Тогда ты можешь посвятить школе 24 часа в сутки. Возможно, в чём-то и когда-то можно и схалтурить, возможно, кто-то это и делает. Но большинство педагогов всё же работает не за страх, а за совесть, потому что - Учитель. Именно так, с большой буквы.

Комментарии (1)

Обсудить можно и в телеграм-канале "Газета Красноярский рабочий", если вам это удобно. Подписывайтесь - https://t.me/krasnrab

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры