Загадочные ритуалы древних людей напротив нынешней Овсянки
В 1995 году мне крупно повезло. Побывал в пещере Еленева, где в то время велись археологические раскопки. Тогда-то меня и познакомили с научной гипотезой, что в этой пещере в давние времена жили людоеды. И я опубликовал в "Красноярском рабочем" заметку "Календарь людоедов".
В этом году мы с сыном Иваном ездили на рыбалку. Спускались по Енисею от Дивногорска на резиновой лодке и ловили хариуса. И я опять побывал в пещере Еленева - спустя 28 лет. На удивление, про календарь людоедов на памятной доске близ неё ничего не написано.
Между тем сенсация о том, что в древние времена людоеды обитали аккурат напротив села Овсянка, на берегу Енисея, где проживал великий русский писатель Виктор Астафьев, многих заинтересовала. В 2003 году журнал "День и ночь" опубликовал статью американского учёного Кристи Тернера, изучающего каннибалов, посвящённую тайнам пещеры Еленева.
Предлагаю редакции "КР" ознакомить читателей и с моей заметкой 1995 года, поскольку прошло уже немало времени и о ней подзабыли, и со статьёй Кристи Тернера.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
Календарь людоедов
Сенсационные открытия сделаны археологами при раскопках пещеры Еленева, что находится в чреве Караульного быка - скалы, вдающейся в Енисей как раз напротив села Овсянка, где проживает знаменитый русский писатель Виктор Астафьев.
Всмотритесь в прилагаемый рисунок. Этот странный предмет найден археологами в культурном слое N 10 пещеры, датируемом возрастом в пять тысяч лет. Он сделан из бивня мамонта. Между тем, по оценкам специалистов, последний мамонт в окрестностях Красноярска умер не позднее десяти тысяч лет назад.
Известно, что и сейчас, скажем, в Якутии, местные умельцы-косторезы используют ископаемые бивни мамонтов для своих поделок. Однако обычно в ход идёт "мамонтятина", что покоилась в вечной мерзлоте, а потому и вполне сносно сохранившаяся. В красноярской же округе таких идеальных условий для "природного" хранения мамонтовой кости просто нет. Выходит, в те давние времена новокаменного века существовала торговля местных племён и народов с жителями Крайнего Севера?
На этом вопросы не кончаются. Дело в том, что всякая вещь делается для какой-то цели. Предмет же, о котором идёт речь, не походит ни на одно известное современным учёным рукотворное изделие той поры. Им нельзя было резать, шить, шлифовать, убивать, на него нужно было смотреть! Вглядитесь, в нижней части изделия, по боковым его граням, идут насечки, их ровно 29, то есть столько же, сколько и дней в лунном месяце.
А теперь всмотритесь в основание этой вещи. Оно насечками разбито на двенадцать частей. Вам всё уже ясно? У древних обитателей этих мест было тоже двенадцать месяцев в году!
Руководитель экспедиции, заведующий отделом древней истории Красноярского краевого музея, кандидат исторических наук Николай Макаров, правда, не может на все сто процентов гарантировать, что найден в пещере Еленева именно древний календарь, но слишком уж много совпадений...
А вот костяная фигурка двухголового лося, что изображена на нижнем рисунке,- это ритуальная статуэтка. Лось - не только царь сибирских зверей, которому поколения древнейших сибиряков неизменно поклонялись. Это ещё и мясо, без которого и в древние времена людям трудно было вдосталь пропитаться. Подобные статуэтки должны были помочь и охоте на этого зверя, и дать ему так необходимого охочим до звериного мяса людям приплода.
Не исключено, что в пещере Еленева пять тысяч лет назад жили людоеды. Основой для рождения подобной точки зрения стали научные изыскания ведущего научного сотрудника лаборатории археологии и палеогеографии Средней Сибири СО РАН, кандидата геологических наук Николая Оводова.
Как палеонтолог, он подверг изучению костные останки из культурного слоя N 10 пещеры Еленева и обнаружил, что в нём сохранились кости трёх человек. Причём все кости были расколоты явно человеческой рукой и, хаотично разбросанные по пещере, не имели никаких звериных надгрызов. Версия погребения этих людей в пещере была отброшена как слишком маловероятная.
Между тем названный культурный слой пещеры Еленева не просто необычайно, а чрезвычайно богат находками, в нём часто встречаются предметы именно ритуального плана. Даже каменные наконечники стрел здесь обнаружены весьма необычные - они близ самого острия на боковых гранях имеют особые выпуклости.
Наконечники стрел подобной формы имеют по сравнению с обычными только одно преимущество - очень обильную пускают кровь при своём попадании в цель. А как же обойтись без крови при ритуале, связанном с поеданием человека!
Наконец, сохранились в пещере, где гореть, в общем-то, нечему, следы очень сильного, явно сотворённого умышленно, огня в том же культурном слое.
1995 год.
Кристи ТЕРНЕР
Загадка пещеры Еленева
Кто заселял в древности наши территории? Какие трагедии разыгрывались в глубине веков в пещерах, освещаемых только доисторическими кострами?
Кристи Тернер (Christy G. Turner) - известный американский учёный, профессор-регент Аризонского университета (Финикс). В течение многих лет успешно работает в разных областях антропологии и археологии. Занимается проблемами заселения Америки, Сибири и Тихоокеанского бассейна в доисторические времена, эволюцией человека. Внёс выдающийся вклад во многие области дентальной (зубной) антропологии. Изучает вопросы каннибализма и насилия в доисторическом и современном мире. С 1971 года активно работает на территориях бывшего СССР и нынешней России, объездил почти всю Сибирь, тщательно просмотрел коллекции научно-исследовательских институтов Красноярска, Томска, Иркутска, Владивостока. Работал в поле с российскими археологами.
1.
В самом конце 80-х годов прошлого века высоко над холодным и стремительным Енисеем в 20 километрах южнее Красноярска археологи раскопали пещеру треугольной формы, выходом направленную к реке. Кропотливая работа принесла исследователям огромную коллекцию костей млекопитающих, птиц и рыб, а также многочисленные предметы материальной культуры древнего человека.
Кости и предметы древнего быта накапливались в пещере не менее девяти тысяч лет. Эти цифры подтверждены данными радиоуглеродного анализа. По типовым и стилистическим характеристикам найденная стоянка отнесена к мезолитическому и неолитическому стадиям Сибирской культурной эволюции. Глиняные изделия и наконечники мелких стрел встречаются при раскопках таких стоянок довольно часто, гораздо реже удаётся найти остатки самих людей. Но в новой пещере в результате тщательной работы было найдено 65 обломков человеческих костей и зубов. Это немного, по сравнению с тысячами и тысячами найденных там же костей рыб, птиц и млекопитающих.
Антропологический анализ находок позволил идентифицировать пять особей различного возраста и пола. Но главное, что заинтересовало учёных: судя по характеру насечек и следов на костях, все найденные человеческие скелеты были расчленены вскоре после смерти. Более того, почти на всех костях обнаружены следы так называемых перимортемных повреждений. То есть следы эти были оставлены в момент смерти или даже незадолго до неё. Два фрагмента сохранили на себе следы ударов каменными орудиями, а ещё две косточки определённо были обожжены в огне.
Кто же заселял пещеру Еленева? Каким образом были повреждены скелетные и зубные остатки древних людей?
Нанесены эти повреждения клыками древних зверей, тревоживших человеческие захоронения, или мы наткнулись на следы каннибалов - людоедов, устраивавших свои страшные трапезы над быстрыми водами Енисея?
2.
Пещеру Еленева легко увидеть, но не так-то просто в неё попасть.
Вход расположен в 17 метрах выше уровня Енисея. Крутые скалистые склоны нависают над входом, круто обрываются вниз. Четыре метра в ширину, высота - восемь, двадцать три метра в глубину, если мерить от переднего края устья до задней стены. Места вполне достаточно для обитания двух-трёх больших семей.
Отличная сохранность извлечённых исследователями материалов говорит о том, что в пещере тысячелетиями было сухо и удобно. Каменные стены защищали древних людей от плохой погоды и уберегали от хищников и соперников.
Во всём мире мезолитические и неолитические культурные периоды связаны с периодами резкого роста человеческих популяций, более интенсивного использования местных ресурсов. Есть многочисленные свидетельства того, что в эти периоды чрезвычайно усиливалась борьба за охотничьи территории. Говоря проще, люди боролись за выживание, прежде всего за пищу, без которой не могли существовать ни племя, ни семья, ни одиночки.
Это в некоторой мере объясняет характер необычных повреждений, обнаруженных на человеческих костях. И вопрос о каннибализме возник как раз потому, что повреждения очень напомнили исследователям такие же, только оставленные руками доисторического человека на костях косуль и других животных, подвергшихся разделке.
Раскопками пещеры Еленева занимались Николай Макаров - сотрудник Красноярского исторического музея, и Николай Оводов - палеонтолог, сотрудник Института археологии и этнографии (новосибирский Академгородок). Им помогали сотрудники музея - Татьяна Рейс, давшая предварительную оценку антропологического материала, и Николай Мартынович, проводивший детальное остеологическое исследование птичьих костей.
Имя пещере придумал Николай Оводов. Он назвал её в честь учителя математики одной из красноярских гимназий начала прошлого столетия. Изучая историю родного края, учитель Еленев самостоятельно исследовал множество пещер. Видимо, не менее пятидесяти. К сожалению, рукописи талантливого исследователя были утеряны при переезде в Иркутск в самом преддверии революции 1917 года.
Первыми обитателями пещеры Еленева, несомненно, были охотники, собиратели, рыболовы. Культура их относилась к мезолитической. Именно она определяла переходную фазу - от широко распространённой по всему миру охоты на представителей фауны, обречённой на вымирание ещё 10 000 лет назад, к более оседлому образу жизни.
Самые древние находки человека в Сибири (несколько зубов) были сделаны в своё время в одной из алтайских пещер, носящей сейчас имя академика А. П. Окладникова. Впрочем, как и в пещере Еленева, здесь не нашли никаких захоронений. Это невольно подталкивает к мысли о том, не занимались ли обитатели указанных пещер людоедством?
В пещере, названной именем Окладникова, вряд ли, потому что там найдено огромное количество костей гиен. Гиены часто разрывают могилы, уничтожали, растаскивая человеческие тела, следы их зубов остаются на человеческих костях.
Но вот что касается пещеры Еленева, тут всё обстоит иначе. Ведь к моменту заселения пещеры (примерно 9 000 лет назад) гиены практически вымерли - вместе с шерстистым носорогом, мамонтом, бизоном, лошадью и другими представителями плейстоценовой фауны.
3.
На возможность каннибализма наводит тот факт, что большая часть найденных в пещере Еленева человеческих костей повреждена так, как это обычно происходит при разделке туш животных. Известно шесть видов таких повреждений.
Следы насечек
Разделывая убитого зверя, охотник снимает шкуру, убирает внутренности и расчленяет тушу на отдельные части. Действуя режущими орудиями, он оставляет случайные порезы на костях.
На обломках двух человеческих костей из пещеры Еленева хорошо видны такие насечки. Правда, их мог оставить и хищник со сломанным клыком. Край обломанного клыка может оставлять след, похожий на след каменного ножа или топора. Правильная идентификация таких насечек затруднена и зависит от наличия других типов повреждений. От прокусов, например. Или от вмятин, оставленных острыми верхушками молярных зубов.
Оба обломка из пещеры Еленева явно отмечены следами каменного топора, но в то же время несут на себе царапины и вмятинки иного происхождения. Так что нельзя сказать определённо: приложил руку к разделке своего собрата доисторический человек или кости всё-таки обглодал хищник?
Перимортемные разломы
После того как мышцы, жир и связывающая ткань удалены, дело доходит до костного мозга - жировой субстанции, весьма богатой калориями. Хищники, добывая мозг, как правило, обгладывают концы трубчатых костей, мягкие их места, а человек разбивает срединную часть.
В пещере Еленева более девяноста процентов человеческих костей разрушены способом, типичным для хищников, но какой-то процент повреждений определённо является следствием человеческого вмешательства.
Стирание
Чтобы добыть содержимое, трубчатую кость кладут на камень и разбивают каменным молотком. При этом кость иногда соскальзывает с камня. Песчаник, например (им сложены стены пещеры), оставляет тонкие параллельные бороздки на поверхности кости, входившей в контакт с ним. Соскальзывание каменного молотка тоже приводит к образованию абразивных следов.
На одном из фрагментов человеческой кости чётко наблюдаются шесть коротких бороздок, что почти наверняка свидетельствует о том, что кость разделывал именно человек. К сожалению, на том же обломке присутствуют и следы стирания, и царапины, и большое количество зубных вмятин, оставленных хищниками.
Полировка
Как бы заполированные участки костей, обглоданных после гибели животного, обычно считаются работой хищников. В пещере Еленева большая часть такой полировки, отмеченной на фрагментах человеческих костей, тоже связана с хищниками.
Но на некоторых обломках присутствует полировка, появляющаяся на костях только в том случае, если их достаточно долго помешивают в процессе варки в глиняном сосуде. Черепков посуды в пещере Еленева много.
Отсутствие позвонков
На археологических стоянках, отмеченных следами каннибализма, спинных позвонков почти не находят. Причина проста. Человеческие позвонки являются таким же источником вкусного костного мозга, как трубчатые кости рук и ног. Раздробленные фрагменты помещают в керамическую посудину. Так сказать, филе миньон.
В коллекции, собранной в пещере, представлено всего несколько небольших обломков. Учитывая тот факт, что скелет человека имеет двадцать четыре позвонка, мы видим, что для пещеры Еленева характерен высокий процент отсутствующих позвонков. Невольно задумываешься над высокой вероятностью каннибализма.
Обожжённость
Какое-то количество костей на стоянках всегда оказывается обожжёнными. Это понятно. Мясо животных обжаривают над костром, фрагменты костей случайно попадают в огонь. Но совсем другое дело, конечно, когда мы видим обожжёнными человеческие кости.
4.
Остеологические данные, полученные при изучении находок, позволяют думать, что случаи каннибализма в пещере Еленева вполне могли иметь место - однажды, а может и несколько раз. Правда, повреждения, причинённые человеческим костям хищниками (вероятнее всего лисами), маскируют свидетельства возможного людоедства. А для того, чтобы поставить точный диагноз, данные должны быть совершенно неоспоримыми. Вот почему мы так настойчиво подчёркиваем, что в случае пещеры Еленева имеются удовлетворительные доказательства, но не достаточные.
Можно лишь предполагать, что на первой стадии повреждения, обнаруженные на человеческих костях, были причинены человеком же. То есть части скелетов разделывались так, как это делают охотники при разделке убитых животных. А на второй стадии поработали плотоядные животные небольших размеров. К сожалению, разрушения, вызванные их клыками, оказались столь велики, что следы человеческого вмешательства трудно распознаются.
Жертвами возможного каннибализма в пещере могли быть:
- семи- или восьмилетний ребёнок;
- подросток двенадцати-тринадцати, но не более пятнадцати лет;
- взрослый человек, пол которого определить трудно;
- взрослый мужчина;
- молодая женщина.
Мы знаем, что половину всех человеческих захоронений обычно составляют останки детей до двенадцати лет, другую половину - взрослые мужчины и женщины. Как это ни странно, в тех странах мира, где наблюдался в своё время каннибализм, разброс возрастов вполне отвечает приведённой выше пропорции.
Понятно, мы не имеем в виду патологических убийц, выбирающих своими жертвами людей определённого возраста или пола, как, например, ростовский убийца-людоед, предпочитавший девочек, или людоед из Мильваки, всегда выбиравший молодых мужчин.
В этом смысле каннибализм в пещере Еленева (если мы действительно имеем дело с каннибализмом) вряд ли можно приписывать фигурам социально патологическим. Скорее, он был вызван затянувшимся голодом или экстремальными обстоятельствами. На обитателей пещеры, скажем, могли напасть более сильные соседи.
При удачном раскладе торжественное пиршество победители могли устроить прямо в пещере. Ничего необычного в этом нет. Пить кровь убитых врагов, поедать их сердца и мозг - факт достаточно традиционный для человеческой истории. Хотя нельзя отрицать и другую возможность: обитатели пещеры Еленева, успешно отбившиеся от врагов, сами пообедали пленниками.
5.
Кто же заселял пещеру Еленева? В пределах Сибири проживали и до сих пор проживают народы, биологически весьма отличные друг от друга. Поскольку языки не сохраняются (в археологическом смысле) и мы не можем говорить о каких-то языковых особенностях интересующих нас древних людей, придётся вновь вернуться к найденным в пещере человеческим костям и зубам.
По частоте проявления определённых одонтологических признаков всегда можно провести достаточно чёткое различие между европейцами и азиатами. Кстати, установлено, что зубы азиатов практически идентичны зубам аборигенов Америки. Кто станет после этого отрицать возможность того, что аборигены Северной Америки пришли в свою страну из Сибири? Видимо, некая древняя популяция действительно перешла Берингов перешеек ещё до конца последнего ледникового периода.
К сожалению, малые размеры костяных фрагментов из пещеры Еленева не позволяют провести точную остеологическую оценку биологически родственных связей. Однако мы можем предполагать, что древние обитатели пещеры Еленева походили на европейцев, хотя могли иметь монголоидные черты. А может даже представляли некую промежуточную популяцию, вроде самоедов Сибири.
Сравнивая человеческие зубы из пещеры Еленева с образцами зубов из других мест мира, следует иметь в виду, что небольшие выборки не всегда корректны. Они могут вводить учёных в заблуждение. Однако многие другие исследования зубов, проведённые в этом регионе, всё-таки показывают, что полученные данные достаточно представительны для южной Сибири.
Скорее всего, обитатели пещеры Еленева по своим одонтологическим характеристикам занимали некое промежуточное положение, то есть они не являлись строго азиатским или строго европейским народом, а относились к народам "смешанным". И смешение это возникло в глубине веков. В основе своей, возможно, обитатели пещеры Еленева напоминали кетов, до сих пор проживающих в бассейне Енисея и Оби.
Означает ли всё выше сказанное, что люди европейского типа могли проникать в Сибирь задолго до конца последнего ледового периода? Или находки в пещере Еленева говорят только о том, что промежуточные одонтологические характеристики обитателей указанной пещеры отвечали биологическому состоянию, характерному для периода, предшествовавшего окончательному эволюционному разделению монголоидов и европеоидов на отдельные ветви? И действительно ли сумеречные жестокие века древности нередко приводили людей к актам каннибализма?
Определённого ответа пока нет. Но дальнейшее изучение пещеры Еленева, несомненно, подтолкнёт учёных к поиску новых идей, касающихся эволюции современных человеческих рас в Евразии.
P. S. Я написал эту статью при поддержке и одобрении хорошо известного в России писателя Геннадия Прашкевича. Он разделяет мой глубокий интерес к тафономии - к отрасли науки, основанной и разработанной известным русским палеонтологом Иваном Антоновичем Ефремовым.
История пещеры Еленева позволяет понять, в какой степени мы можем с помощью биолого-археологических методов идентифицировать весьма отдалённые от нас события всего лишь по фрагментам костей, зубов, камней и сопутствующим им материалам. Как учёный, изучающий каннибализм на протяжении более тридцати лет, могу сказать, что пещера Еленева содержит много неразгаданных тайн.
Интересующихся перечисленными выше вопросами могу отослать к монографии Кристи Тернер и Джэквеллин Тернер "Человек-холодец. Каннибализм и насилие на юго-западе Америки в доисторические времена". Издательство университета Юта, Солт-Лэйк-Сити, 1999. А те, кто интересуется конкретной научной стороной наших исследований, могут обратиться непосредственно к автору.
Перевод О. ПАВЛОВОЙ.
Гость (премодерация)
Войти