Премьера в кукольном: Дубровский и дела давно минувших дней…

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

11:54, сегодня
0

Читать все комментарии

128

Красноярский театр кукол первым в России на кукольной сцене представил спектакль "Дубровский" по роману А. С. Пушкина.

Постановку осуществила творческая группа из Минска - режиссёр, номинант премии "Золотая маска" Александр Янушкевич, знакомый красноярцам по ранней постановке "Мелкий бес", и художник Екатерина Шиманович.

Автором инсценировки выступил московский драматург Алексей Гончаренко, позволивший себе некоторые вольности в отношении великого русского писателя и его незавершённого детища и полностью отказавшийся от социальной интонации "Дубровского" в пользу, скорее, трагедии Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта" и чуть-чуть английских старинных легенд о похождениях благородного разбойника Робина Гуда.

Отсюда и уход на второй, а может, и на третий план линии восстания крестьян помещика Дубровского вплоть до размещения этих самых крестьян буквально под деревянный настил сцены.

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге "одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других".

В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на Дубровский (эту фамилию носили в XVIII веке владельцы соседнего с пушкинским имением села Апраксино), а название деревни Кистенёвка позаимствовано у соседнего с Апраксиным села Кистенёво.

Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Сходный сюжет (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за пустякового повода становятся врагами, и один сживает со света другого) был независимо использован М. Ю. Лермонтовым в своём юношеском неоконченном романе "Вадим", создававшемся в те же годы.

Художник Екатерина Шиманович выстраивает сценографию весьма изобретательно. Доски то застилают пол, то превращаются в глухой лес. Персонажи выступают в виде каменных памятников, словно теряющихся за гранью веков и распадающихся-складывающихся по ходу действия.

Лишь только два главных героя обретают человеческий облик - Маша (Анастасия Иванова) и Владимир Дубровский (Иван Захаров). Именно вокруг двух влюблённых вращается нескончаемый паноптикум из каменных людей: Кирила Троекуров (Анатолий Малыхин), князь Верейский (Николай Редькин), крючкотвор Шабашкин (Виктор Косых), Антон Спицын (Даниил Комаров), секретарь суда (Алексей Беляев). Даже крепостных, пребывающих в человеческом обличье и хоть как-то отличающихся от "каменных людей", художница наделила огромными накладными руками и ногами.

Стоит отметить, что, пожалуй, впервые в за долгие годы жизни театра на этой маленькой кукольной сцене появляется вся труппа, а это своеобразный героический поступок, ведь собраться всем на маленьком сценическом пятачке невероятно трудно. Однако собрались... И оживили 95 объектов - различные скульптуры, маски, другие художественные формы.

- На сцене разворачивается многофигурная картина, напоминающая полифонический каскад, который постоянно меняется, - рассказывает режиссёр Александр Янушкевич. - Он то складывается, то разрушается и вновь собирается воедино, превращая боль и хаос в искусство и красоту.

Поскольку роман "Дубровский" шестиклассники изучали, с азартом наблюдая как благородный разбойник убивает огромного медведя или общается с Машей с помощью записок через дупло дуба, постановщики постарались подобные "вкусности" не упустить. Медведь получился замечательный: он появляется в самом начале спектакля - большой и страшный, а затем, следуя тексту, получает пулю в голову.

С дуплом получилось, конечно, сложнее, но, думается, юные зрители от этого не в обиде. Кстати, в спектакле появляются охотничьи собаки, скорее забавные, нежели злые и азартные, поскольку артисты, их изображающие, веселятся вовсю.

Куда исчез Владимир Дубровский, не объясняется ни в романе, ни в спектакле. Вот с какой речью обращается после сражения, в котором он получил ранение, Дубровский к своим подручным: "Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдалённую губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло".

После сей речи он оставил их, взяв с собою одного. Никто не знал, куда он девался. Сначала сумневались в истине сих показаний: приверженность разбойников к атаману была известна. Полагали, что они старались о его спасении. Но последствия их оправдали; грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу".

Анна Ахматова ставила "Дубровского" ниже всех других сочинений Пушкина, указывая на его соответствие эталону "бульварного" романа того времени. Однако великая поэтесса считает, что "некоторые слова и выражения из произведения стали крылатыми, нарицательными: "Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь", "Не дать погибнуть божьей твари".

А вот, оказывается, фразы "Спокойно, Маша, я Дубровский" в романе нет. Однако, как говорится, это совсем другая история...

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры