Итальянцев покорил "русский бас из Сибири" Владимир Александрович

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

12.03.2023 18:14
1

Читать все комментарии

2326

В первой половине февраля в Красноярский театр оперы и балета пришла радостная весть - солист Владимир Александрович, принявший участие в двух премьерных показах оперы "Маски" Пьетро Масканьи в Ливорно, на родине этого выдающегося итальянского композитора, покорил не только публику, но и видных музыкальных деятелей Италии.

Культурная элита страны признала спектакль на сцене ливорнийского театра "Гольдони" самым гармоничным и ярким за всю 121-летнюю историю "Масок". Когда-то они не пользовались репутацией творческой удачи автора. В 1901 году эта опера, поставленная одновременно в шести театрах, имела успех только в Риме. И лишь по причине участия в том спектакле великого Энрико Карузо.

Тогда ещё не существовало оперной режиссуры как таковой. И подавляющее большинство оперных певцов были статичными, не владели искусством сценического движения. В течение последних сорока лет "Маски" пребывали в полном забвении. И наконец их час настал!

По случаю 160-летия Масканьи власти Ливорно решили возродить канувшее было в Лету создание знаменитого земляка. Певцы и артисты оркестра под руководством чудо-дирижёра Марио Меникайли и режиссёра Уго Джакомацци, считающегося "мастером номер один" среди постановщиков спектаклей в стиле комедии дель арте, сумели не просто реанимировать "Маски", но и безоговорочно реабилитировать их, дать им полнокровную сценическую жизнь.

Что же касается Владимира Александровича, то его единодушно назвали лучшим среди всех басов, когда-либо выступавших в центральной роли этой оперы. Много лестных слов в его адрес высказано также семьёй потомков Масканьи и почётными гостями из разных стран мира.

Один из самых авторитетных итальянских оперных критиков, музыковед и в прошлом оперный тенор Фульвио Вентури высоко оценил весомый вклад певца из далёкой Сибири в огромный успех нового спектакля. Он отметил продемонстрированный Владимиром синтез тонкого ощущения стиля музыки "Масок" и "потрясающего сценического дарования", безупречное итальянское произношение.

Фульвио Вентури не оставил без внимания и прочную базу, которую звучный низкий голос Владимира Александровича обеспечил виртуозным вокальным ансамблям этой оперы.

Познакомившись с творческой биографией нашего талантливого солиста, можно сделать вывод о том, что каждый её этап - шаг за шагом - приближал его к февральскому сенсационному событию.

Профессиональные азы, усвоенные в музыкальном колледже белорусского города Молодечно, позволили ему продолжить музыкальное образование в консерватории Нижнего Новгорода. Здесь он был на хорошем счету, добивался успехов на различных конкурсах, дважды участвовал в концертах престижного музыкального фестиваля имени А. Д. Сахарова, обратив на себя внимание таких звёзд, как Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. После их благожелательного отзыва Владимир получал специальную стипендию имени М. Л. Ростроповича.

По окончании консерватории перспективный выпускник был приглашён в качестве солиста в Нижегородский оперный театр, где ему доверили такую значительную роль, как Дон Базилио в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини.

И всё же, несмотря на удачное начало театральной карьеры, молодой человек осознавал необходимость совершенствования певческой техники, не упускал возможности посещения мастер-классов таких светил вокального искусства, как Павел Лисициан, Иван Петров, Артур Эйзен, Елена Образцова, Фьоренца Коссото.

Но заветной мечтой были регулярные занятия для профессионального роста на родине великого жанра по имени опера - в Италии. К осуществлению этой мечты он шёл несколько лет. За его плечами концерты на улицах Вены и работа в маленьком частном театре столицы Австрии, активная исполнительская деятельность в России и Белоруссии, продолжение участия во всероссийских и международных певческих состязаниях.

Когда, наконец, появилась материальная возможность отправиться в Италию, Владимир сумел заинтересовать своими природными данными и творческим горением одну из лучших певиц мира Миреллу Френи. Побывав на двух её персональных уроках и последовав совету этой оперной дивы обратиться за дальнейшей помощью в овладении прославленной старой итальянской школой к одному из наиболее компетентных специалистов в этой области Франко Пальяцци, поехал во Флоренцию - "колыбель" итальянской оперы.

Кстати, у Пальяцци некоторое время брал уроки и известнейший коллега Александровича Ильдар Абдразаков. Знаменитый маэстро согласился на первых порах допускать Владимира на свои занятия лишь в качестве наблюдателя. Долготерпение окупилось сторицей. Когда целеустремлённый ученик дождался, наконец, индивидуальных консультаций, Франко Пальяцци понравились его усердие и жажда знаний.

Синьор Франко был наставником Владимира в течение трёх лет, с 2014 по 2017 год. Вот что говорит по этому поводу герой настоящей статьи:

- Я приезжал к маэстро из разных мест, так как надо было зарабатывать деньги многочисленными концертами, чтобы оплачивать не только занятия, но и дорогу во Флоренцию, гостиницу. А это - далеко не дешёвое удовольствие. Старался получать как можно больше уроков. Всё зависело от средств. Пределом моей платёжеспособности были либо ежемесячные, либо раз в два месяца встречи с чудесным учителем. Переформатировать себя - сверхсложная задача. Я понимал необходимость систематических занятий, стремился извлечь максимум пользы из ценнейших указаний этого кудесника.

Франко Пальяцци скоропостижно скончался в возрасте 81 года в мае 2018-го. Спустя несколько месяцев после его ухода из жизни овдовевшая синьора Деница Пальяцци попросила Владимира о встрече. Ей хотелось передать последнему ученику своего мужа очень важные наставления. По мнению Франко Пальяцци, его любимцу следовало начать освоение русского басового репертуара, применяя приобретённые познания в области классического бельканто.

Александрович живо откликнулся на это пожелание. Он отправил свои записи в целый ряд оперных театров России. Среди откликов, полученных из разных городов, особенно привлекательным ему показалось приглашение, поступившее из Красноярска: от театра, носящего имя глубоко почитаемого Владимиром Дмитрия Хворостовского.

Немалое значение для Александровича имело то обстоятельство, что ответное письмо было подписано не только директором Светланой Владимировной Гузий, но и художественным руководителем оперной труппы Ларисой Владимировной Марзоевой. Ведь эта замечательная певица была надёжной опорой Дмитрия Хворостовского в его ранних оперных спектаклях на сцене нашего города.

Сибирский дебют Владимира Александровича состоялся в марте 2019 года. Это было концертное исполнение арии Короля Филиппа II из оперы "Дон Карлос" Дж. Верди. Новый солист сразу обратил на себя внимание на редкость выразительным, проникновенным пением, большим полётным голосом и высокой музыкальной культурой.

А его первым спектаклем в Красноярске стала мировая премьера оперы "Ермак" одного из самых видных современных композиторов России Александра Чайковского (в июне того же года). Именитый автор пришёл в восторг от вокально-сценического воплощения Владимиром сложнейшей партии - роли Ивана Грозного, оставив артисту автограф следующего содержания: "Дорогому Володе Александровичу - потрясающему Грозному с благодарностью и восхищением".

А при устном разговоре он добавил:

- Теперь я знаю два эталонных исполнения этой роли: не только гениального Николая Черкасова - в кино, но и твоё - в опере.

Эта работа получила высокую оценку и ведущего столичного критика Евгении Кривицкой в рецензии на спектакль "Ермак", опубликованной в журнале "Музыкальная жизнь".

А далее творческий багаж Владимира Александровича, сразу ставшего лидером в группе басов красноярской оперной труппы, пополнился ответственными партиями в операх "Риголетто", "Бал-маскарад", "Аида" Дж. Верди и такими желанными и показательными для любого солиста с низким голосом перлами отечественного репертуара, как Князь Галицкий и Кончак в "Князе Игоре" А. Бородина, Гремин в "Евгении Онегине" П. Чайковского, купец Собакин в "Царской невесте" Н. Римского-Корсакова. В ближайших планах певца - освоение и покорение таких "глыб", как Борис Годунов в одноимённой опере М. Мусоргского и Король Рене в "Иоланте" П. Чайковского.

Погрузившись с головой в творческую работу в Красноярске, Владимир не смог устоять перед искушением попробовать свои силы в международном кастинге на участие в постановке оперы "Маски" П. Масканьи в Ливорно. Первое отборочное прослушивание состоялось в августе.

На центральную роль Панталоне - богатого землевладельца - претендовали ни много ни мало 94 (!!!) баса. Напряжение было колоссальное. Ведь по жребию Александровичу достался N 93!

Это испытание прошло успешно. И теперь требовалось в течение месяца изучить всю вокальную партию. Здесь большую помощь певцу оказали красноярские концертмейстеры. Особенно он признателен Елене Чепурной.

Даже в голову не укладывается, каким образом ему удалось решить и эту крайне сложную задачу в столь короткий срок! Дело в том, что в Красноярске параллельно началась подготовка двух новых оперных спектаклей: "Бесприданницы" Д. Френкеля и "Опричника" П. Чайковского. В обоих Владимир Александрович назначен на очень важные роли.

Но вот и второй этап успешно преодолён. На заключительном - октябрьском - этапе кастинга предстояло не только спеть свою партию с оркестром, но и проявить актёрскую органику. И с этой задачей единственный русский кандидат на участие в спектакле справился настолько убедительно, что оставил позади даже итальянских конкурентов, имеющих опыт работы в лучших оперных театрах страны, включая миланский La Scala.

По окончании третьего тура "испытания на прочность" Марио Меникальи - в одном лице директор и главный дирижёр театра "Гольдони" - торжественно объявил:

- Впервые за всю историю исполнения роли Панталоне в опере "Маски" мы отдали предпочтение русскому басу из Сибири Владимиру Александровичу и включили его в премьерный состав!

Это ли не сенсация?! Особенно в условиях напряжённейшей политической обстановки в мире и на территории, говоря официальным языком, недружественной сейчас для России страны!

Для участия в репетиционном процессе перед премьерой "Масок", запланированной на 10 февраля, Владимир Александрович вылетел в Италию 23 января: буквально на следующий день после своего первого выступления в красноярском премьерном "Опричнике". Совершенно не оставалось времени для отдыха после сверхнасыщенных работой в красноярском театре осенних и зимних месяцев нынешнего творческого сезона.

В этот период Владимир подготовил и представил на суд нашей публики две роли, рассчитанные на профессионалов высшей пробы и вызвавшие восторженные отзывы зрителей и рецензентов: купца Кнурова в "Бесприданнице" и князя Вязьминского в "Опричнике".

В "Масках" множество персонажей. Их роли инициаторы спектакля доверили преимущественно итальянцам. Среди исполнителей сольных вокальных партий оказалось только двое иностранцев: гражданин Южной Кореи Мин Ким (первоклассный баритон, уже прочно обосновавшийся в Италии) и россиянин Владимир Александрович.

Перед началом и в ходе первой репетиции солист из Красноярска ощущал повышенное и, если так можно выразиться, "экзаменующее" внимание к нему со стороны зарубежных сценических партнёров. Но очень скоро все они оценили его певческие и актёрские достоинства, приняв как равного в своё "братство".

А своей завидной работоспособностью и творческим горением Владимир сразу расположил к себе блистательного маэстро Марио Меникайли и суперпрофессионала в области режиссуры Уго Джакомацци. На всех репетициях присутствовал и Фульвио Вентури, о котором я тоже упоминала в начале этой статьи. Он оказал Александровичу бесценную помощь, научив его искусству передачи тончайших оттенков итальянского произношения.

После премьеры Владимир удостоился чести первым из солистов получить от синьора Фульвио его новую книгу о творчестве Пьетро Масканьи. Известный критик-музыковед, а также Марио Меникальи в своих автографах не поскупились на трогательные высказывания в адрес представителя экзотической и загадочной для них Сибири.

Позитивный настрой и тёплое отношение всего постановочного коллектива помогало Владимиру Александровичу преодолевать многочисленные трудности: ежедневную десяти-двенадцатичасовую работу, холод в репетиционных помещениях (по известным нам причинам), длительные переезды из района, где он жил во время пребывания в Италии, к театру и обратно. Его постоянно терзала мысль: "Как бы не заболеть!" К счастью, всё обошлось благополучно.

Ещё до премьеры Владимир стал в Ливорно популярной личностью, в чём велика роль местных средств массовой информации. Городское телевидение ежедневно выпускало в эфир многочисленные рекламные ролики, связанные с подготовкой к премьере. Самой колоритной фигурой оказался Панталоне Владимира Александровича. Бывали случаи, когда прохожие на улицах, в том числе дети, просили у него автографы, обращаясь к нему как к синьору Панталоне.

Также он раздавал автографы таксистам, которые в знак почтения делали ему значительные скидки в плате за проезд. Как-то на вокзале к Владимиру подошла группа полицейских, что несколько насторожило его. Оказалось, что и блюстителям общественного порядка понадобились автографы русского певца.

Как уже отмечено выше, оба премьерных показа оперы с участием Владимира Александровича имели шумный успех. Особенно трогательным было поведение детской части аудитории. Когда по задумке режиссёра все солисты, занятые в спектакле, вышли в зрительный зал, ребятишки устремились к синьору Панталоне. Чтобы выразить ему свою симпатию, они пытались дотронуться до артиста, протягивая к нему ладошки.

Февральские события в творческой деятельности Владимира навсегда останутся в его памяти. Всё, о чём поведал автору этих строк, он считает проявлением глубочайшего уважения итальянского народа не только к нему лично, но и ко всей России, а также к его родине - Беларуси, связь с которой никогда не прерывает.

Вспомним и такое доказательство любви итальянцев к русской культуре, как недавняя премьера "Бориса Годунова" в La Scala с Ильдаром Абдразаковым в титульной роли.

Поразило Владимира Александровича и то, с каким интересом слушали зарубежные коллеги его рассказы о Сибири, о театре имени Дмитрия Хворостовского - выдающегося певца, любимого итальянцами.

Едва вернувшись в Красноярск, артист, ставший нашим земляком, принял участие в спектакле "Евгений Онегин", ничем не выказав жуткой усталости. Конечно, он осознаёт необходимость передышки. Но покой Владимиру только снится. Не отпускают мысли о том, какими новыми красками обогатить роли, исполняемые на красноярской сцене, как лучше выстроить программу сольного концерта в Московском Доме-музее Ф. И. Шаляпина, куда он приглашён дирекцией этого учреждения.

Очень греет Александровича и то, что успехом в Ливорно ему обеспечен международный контракт и занятия по дальнейшему совершенствованию вокальной техники. Взять Владимира под своё крыло вызвался один из самых признанных в Италии профессоров.

Буду рада, если эту статью прочитают молодые красноярские певцы. Немного перефразировав знаменитые пушкинские строки, "Его (то есть Александровича) пример - и им наука".

Фото предоставлены Красноярским театром оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.

Комментарии (1)

Гость


14.03.2023 20:17

Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстояньи.... Удивительно, что такие события про звезду Сибири так мало реакции и оценки. Браво маэстро, браво!!!

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры