Местные бюджеты под контролем
Каждый год более ста миллиардов рублей направляется из бюджета Красноярского края в бюджеты муниципальных образований края. Сейчас в нашем регионе сорок один муниципальный район, три муниципальных и семнадцать городских округов. О том, насколько эффективно расходуют деньги налогоплательщиков и выполняют свои обязательства органы местного самоуправления, беседуем сегодня с председателем Счётной палаты Красноярского края Дмитрием ВОРОПАЕВЫМ.
- Дмитрий Владимирович, прежде чем мы приступим к разговору на главную тему, позвольте задать вопрос о самом актуальном сегодня - о пандемии COVID-19. На работе вашего ведомства каким-то образом отразились ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции?
- Да, действительно, уже почти два года весь мир живёт в новых, не побоюсь этого слова, практически экстремальных условиях, вызванных пандемией коронавируса. Счётная палата края не стала исключением, и в своей деятельности мы вынуждены были приспосабливаться к изменениям, с которыми не приходилось сталкиваться ранее. Особенно остро это ощущалось в прошлом году.
В частности, я напомню, что правительством Российской Федерации были введены ограничения в отношении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, что потребовало внесения существенных корректировок в план работы Счётной палаты края.
Кроме того, в соответствии с введённым в крае режимом самоизоляции подавляющая часть работников Счётной палаты края, а также органов исполнительной власти, была переведена на дистанционный режим работы. Это вызвало определённые трудности при взаимодействии и получении необходимых для проведения проверок документов и информации, особенно на этапе внедрения практики удалённой работы.
Что касается деятельности непосредственно нашего ведомства, то для сотрудников были организованы удалённые рабочие места и приобретены средства индивидуальной защиты и рециркуляторы. Также до сих пор соблюдаются меры социальной дистанции, регулярно проводится тестирование на COVID-19, организована вакцинация работников, дезинфекция помещений и автомобилей.
Я считаю, что, несмотря на такое непростое для всех время, Счётной палате края удаётся сохранять темп работы, наращённый в предыдущие периоды. Мы внедряем в своей деятельности лучшие практики удалённой работы, в настоящее время идёт подключение сотрудников к цифровым платформам и информационным системам органов исполнительной власти региона, прорабатывается вопрос организации электронного документооборота как внутри палаты, так и в системе органов власти. Это позволит оптимизировать процесс взаимодействия с объектами контроля, повысить скорость обмена информацией и глубину погружения в исследуемые вопросы.
- Будем надеяться, что пандемия наконец-то отступит. И теперь давайте перейдём к теме межбюджетных трансфертов. Как часто Счётная палата края проверяет города и районы края, бюджеты которых пополняются из краевой казны?
- Начну с того, что за три последних года Счётная палата края по предложениям депутатов Законодательного Собрания края целенаправленно проверила органы местного самоуправления одиннадцати муниципальных образований края. Это Манский, Краснотуранский, Боготольский, Берёзовский, Большеулуйский, Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий районы, а также города Шарыпово, Сосновоборск, Норильск и ЗАТО посёлок Солнечный. В данном случае мы проверяем эффективность использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам этих городов и районов, включая реализацию переданных им полномочий.
Кроме того, наши аудиторы и инспекторы регулярно выезжают в территории в рамках проведения различных тематических проверок, в ходе которых также исследуют вопросы бюджетных расходов на местах. Приведу несколько примеров. Так, в ходе анализа эффективности господдержки массового спорта специалисты Счётной палаты края посетили города Дивногорск и Канск, Абанский, Ирбейский и Канский районы.
Изучая вопросы оказываемых первичных мер пожарной безопасности за счёт бюджетных средств, наши сотрудники побывали в Емельяновском, Сухобузимском и Большемуртинском районах. Для оценки деятельности Промышленного парка представители Счётной палаты края ездили в Железногорск, затянувшееся строительство школы смотрели в Ванаваре, функционирование межрайонной больницы - в Норильске. Этот список можно продолжать, ведь чего стоит одна только наша многолетняя контрольная деятельность за подготовкой к 400-летию города Енисейска...
- Получается, Счётная палата края с территориями работает очень тесно. А как вы можете оценить деятельность органов местного самоуправления в части расходования бюджетных средств и исполнения возложенных на них полномочий? Много ли выявляете нарушений и наблюдаете ли между ними сходства или отличия?
- Безусловно, мы видим как общие закономерности в деятельности органов местного самоуправления, так и отмечаем существенные различия. Согласитесь, что, например, у северных и южных территорий нашего региона есть свои особенности, которые отражаются на их бюджетах и функционале руководителей. Однако сходства в структуре выявляемых нарушений - больше.
В ходе проверок местных бюджетов и деятельности органов местного самоуправления мы изучаем, насколько качественно на местах осуществляется управление муниципальными финансами, не превышается ли предельная численность работников органов местного самоуправления, и соблюдаются ли нормативы формирования расходов на оплату труда.
Также проверка охватывает вопросы управления муниципальной собственностью, в частности имуществом и земельными участками, и рассматривает практику организации закупочной деятельности. Отдельное внимание специалисты Счётной палаты края всегда уделяют теме обеспечения жильём детей-сирот, благоустройству территорий, ремонту и содержанию социально значимых объектов - детских садов и школ.
К сожалению, по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счётной палатой края систематически устанавливаются нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств со стороны органов местного самоуправления, в числе которых есть как неэффективные, неправомерные, так и нецелевые расходы, а в действиях некоторых администраций содержатся признаки состава административных правонарушений. Добавлю, что по результатам рассмотрения направленных нами материалов органами прокуратуры края главам муниципальных образований выносятся представления, некоторые руководители привлекаются к административной ответственности.
- Дмитрий Владимирович, а как на местах относятся к проверкам Счётной палаты края? Были ли попытки сокрытия какой-то информации или факты противодействия работе краевых аудиторов?
- За двадцать пять лет существования Счётной палаты края такие попытки если и были, то в очень далёком прошлом. Сейчас взаимодействие между проверяющими органами и проверяемыми объектами хорошо отработано.
Могу сказать, что во время рассмотрения наших отчётов по результатам проведённых проверок на заседаниях коллегий Счётной палаты края и комитетах Законодательного Собрания края всегда присутствуют представители территорий, как правило, главы городов или их заместители. Кроме того, вопросы эффективности реализации переданных полномочий и расходования межбюджетных трансфертов находятся на контроле управления территориальной политики губернатора края.
Но и это ещё не всё. На территории нашего региона уже десять лет существует Совет контрольно-счётных органов Красноярского края, который объединяет всех муниципальных контролёров в целях повышения эффективности системы внешнего финансового контроля. Деятельность нашей ведомственной структуры направлена, в первую очередь, на оказание методологической помощи муниципальным контрольно-счётным органам в организации экспертных и контрольных мероприятий и на обмен опытом с целью повышения результативности мер финансового контроля на местах.
Кстати, буквально в этом году в один из законов, регламентирующий деятельность контрольно-счётных органов - Федеральный закон N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" - были внесены изменения, которые существенно отразятся на работе наших коллег и в территориях,
Так, реорганизация контрольно-счётных органов муниципального уровня с образованием юридического лица ставит вопрос о минимальном пороге по штатной численности хотя бы до двух-трёх единиц (в настоящее время у нас в двадцати пяти контрольно-счётных органах штат представлен единственным сотрудником). А перевод председателей и аудиторов муниципальных контрольно-счётных органов с должностей муниципальной службы на муниципальные должности неизбежно связан не только с материальным обеспечением их деятельности, но и установлением соответствующих гарантий, что находится в зависимости от действующих нормативных правовых актов органов государственной власти края.
Добавлю ещё, что я как руководитель Счётной палаты края также периодически провожу семинары для глав городов и районов в рамках программы повышения их квалификации, организатором которого выступает кадровый центр, где мы обсуждаем актуальные вопросы внешнего финансового контроля муниципальных образований и рассматриваем практику взаимодействия органов исполнительной власти и представителей контрольно-счётных органов.
В заключение хочется сказать, что деятельность Счётной палаты Красноярского края всегда направлена на повышение эффективности расходования бюджетных средств, улучшение качества управления государственной собственностью региона, предотвращение нарушений бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, исходя из установки о необходимости соблюдения нормативно-правовых актов нашего края в частности, и страны в целом.
- Спасибо за разговор.
Гость (премодерация)
Войти