И вырос в актёра "первого положения"

История Игарского Заполярного театра через одну судьбу

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

27.03.2020 08:17
1

Читать все комментарии

170

Я как-то писала об истории зарождения Заполярного театра в Игарке, книге "Театры в Арктике", отразившей поездки Малого и Большого театров в 1935-1936 годах по Енисею. И вот - новые документы, фотографии и рассказ очевидца, с которым я раньше не была знакома.

Владимир Григорьевич Григорьев - коренной игарчанин, профессиональный журналист, работавший директором студии телевидения в Игарке, уехал отсюда в 1978 году в Великий Новгород, где отдавал себя профессии вплоть до 2013 года.

Оказалось, что Владимир Григорьевич подготовил несколько очень обстоятельных, я бы сказала - эпохального характера передач, которые сохранились только в виде сценариев или старых записей. Это и интервью с В. П. Астафьевым, записанное сразу после окончания работы над романом "Прокляты и убиты", и передачи, созданные к юбилеям города Игарки, которые были показаны на Красноярском телевидении.

Вот в одной из них речь шла об истории Заполярного театра, при этом использовались фотографии из архива актёра Игнатия Петровича Бабича. Они были хорошо знакомы, Игнатий Петрович, будучи уже в преклонном возрасте, оставил своё наследие о театре журналисту, надеясь, что когда-нибудь оно попадёт в хорошие руки.

Так и случилось. Владимир Григорьевич передал фотографии и документы через меня Игарскому краеведческому музею. В его фондах уже хранится трудовая книжка И. П. Бабича, есть также биографическая справка о нём, которую составила старейший работник Игарского авиапредприятия, а затем музея - Маргарита Ильинична Сухова.

Она лично знала Игнатия Петровича, потому что после закрытия театра он создал свою самодеятельную театральную труппу в авиагруппе, в спектаклях была занята и сама Маргарита Ильинична.

Новые документы позволяют увидеть многие детали в том, что нам, казалось бы, давно известно. Игнатий Петрович служил в этом театре с 1937 года вплоть до самого закрытия в 1949 году.

Он родился в Минске в 1907 году. Каким образом оказался на Севере, нам пока неизвестно. В судьбе этого актёра очень ярко прослеживается невероятно активная, напряжённая жизнь Заполярного театра, который носил имя народной артистки СССР Веры Николаевны Пашенной.

Как сказал о Бабиче художественный руководитель театра Е. Калинский, он пришёл в театр любителем и вырос в актёра "первого положения". Игнатию Петровичу доверили роль уже во втором спектакле открывшегося в Игарке Заполярного театра - "Альбина Мигурская".

В 1938-1939 годах на сцене театра шёл спектакль "Крепостные" - одна из фотографий ярко демонстрирует серьёзный подход к постановке, декорациям, костюмам.

Постановка о несчастной судьбе крепостной актрисы по рассказу Н. С. Лескова "Тупейный художник" привлекает и сейчас внимание многих режиссёров. Ведь это рассказ о страстной, не знающей границ любви, ревнивой, отчаянной ненависти, о безумном желании свободы и счастья.

В числе довоенных спектаклей - постановка "Золото" по пьесе А. Филимонова и В. Дистлера о трудовых подвигах золотоискателей. Он включался в репертуар многих театров Союза. И это понятно - требовались пьесы на советские темы. Герои - Фёдор и Степан Потанины - таёжники, прирождённые искатели золота, имеющие сильные характеры. Их столкновение приводит к неожиданным поворотам, а это отразить на сцене было заманчиво даже в советские времена.

Игнатий Петрович играл здесь весельчака-старателя, в спектакле были заняты известные уже тогда артисты, например Е. М. Юровская, получившая в 1948 году звание заслуженной артистки РСФСР.

В числе удачных постановок театра - "Скупой" Мольера, где лёгкий юмор, буффонада, костюмная праздничность и вечно кипящие страсти просто незаменимы. Судя по удачной фотофиксации этого спектакля, на игарской сцене удалось и создать роскошные декорации, и поразить зрителей числом персонажей в великолепных нарядах.

В спектакле "Закон Ликурга" (по Т. Драйзеру) И. П. Бабич играл американского корреспондента. Фотография актёра в этой роли точно отражает не только известный тип вездесущего репортёра с фотоаппаратом на шее и с "дежурной" американской улыбкой на лице, но и открытый характер Игнатия Петровича.

Нужно сказать, что журналиста доведётся ему играть и после войны, но это будет совсем другой тип.

Представление о постановках помогают воссоздавать и такие документы, как афиша Заполярного театра зимнего сезона 1940-1941 годов, где указаны руководители и актёрский состав из 20 человек (здесь немало известных имён), а также репертуар, в нём 19 спектаклей!

Великая Отечественная война изменила жизнь многих, не был исключением и И. П. Бабич. 22 августа 1941 года он был призван Игарским военкоматом в ряды Красной армии. Воевал в лыжном батальоне стрелком, потом разведчиком. Был трижды ранен. После первого ранения Бабич с июля 1942-го по февраль 1943-го был оставлен при штабе актёром Дома Красной армии. После окончания войны его демобилизовали по состоянию здоровья.

Игнатий Петрович был награждён медалью "За боевые заслуги" и орденом Красной Звезды. На сайте "Подвиг народа" находим описания его подвигов. Старший сержант Бабич, руководитель драматического отделения армейского Дома Красной армии, 2 мая 1943 года представлен к награде "За боевые заслуги".

В наградных документах указывается, что он был ранен в боях под Мценском. Отмечается его особая роль в драматическом отделении Дома Красной армии, а также "популярность у зрителей". Игнатий Петрович сохранил весёлый нрав, ему очень удавались юмористические сценки, это отмечается даже руководством воинской части в ходатайстве о награждении.

Ещё одной боевой награды - ордена Красной Звезды - разведчик взвода управления 3-й корпусной артиллерийской Брестской Краснознамённой бригады И. П. Бабич был удостоен за подвиг 31 марта 1945 года. В наградном листе говорится, что Игнатий Бабич помимо разведработы вёл большую работу по организации культурного отдыха личного состава бригады:

"Он организовал художественную самодеятельность и был её руководителем, за время пребывания в бригаде организовал 52 концерта для личного состава в бригаде, а также в соседних частях и госпиталях, концерты проводились непосредственно на огневых позициях и в боевой обстановке".

В описании подвига говорится, что 31 марта 1945 года при выборе нового НП за город Прухно тов. Бабич был в третий раз ранен, но продолжал оставаться в строю. Сразу уточню, населённый пункт называется правильно Пухна - это в Лодзинском воеводстве Польши, НП - наблюдательный пункт.

Возвратившись в Игарку в октябре 1945 года, Игнатий Петрович продолжал работу в Заполярном театре до его закрытия. За это время он был награждён почётными грамотами "За успешную творческую и общественную работу в Государственном Заполярном театре". За работу над ролью Бублика в спектакле А. Корнейчука "Платон Кречет" ему была объявлена благодарность. Эти записи сделаны в трудовой книжке, которая хранится в Игарском музее.

После закрытия театра Игнатий Петрович уехал в Минск, где с июля по октябрь 1948 года работал в театре. Затем переехал в Минусинск, а потом возвратился в Игарку. Здесь устроился в хозрасчётный театр, но работать ему так и не пришлось, так как с 15 июля 1949 года все актёры "были уволены по ликвидации театра".

В числе документов Бабича, переданных им В. Г. Григорьеву, есть и такой - "Репертуарный список ролей за 1945-1949 гг.". Он подписан директором Фёдоровым. В списке 14 ролей!

Спектакли самые разнообразные - постановка по драме А. Корнейчука "Платон Кречет" (роль терапевта Бублика), пьеса А. Н. Островского "Без вины виноватые" (роль артиста Шмаги), комедия "Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина, где Бабич играл Ивана Расплюева, лирическая комедия "Сады цветут" В. Maccа, В. Куличенко (роль Савелия Сверчена) и другие.

В числе известных постановок этого периода - "Русский вопрос" по пьесе лауреата Сталинской премии К. Симонова. Именно в ней И. Бабичу вновь была дана роль американского журналиста - Харди.

На этот раз в его характере преобладает откровенный цинизм и продажность. Реплики отъявленного негодяя, который способен ради собственного благополучия на любую ложь, одна за другой сыплются из его уст. Именно в этом герое собраны все качества агрессивной части американских представителей СМИ, которому находится противостояние из числа честных и порядочных людей.

Игнатий Петрович сохранил программу спектакля с дарственной надписью автора постановки Е. Калиновского.

Ликвидация Заполярного театра в 1949 году, как известно, коснулась всего местного состава актёров. В это время уже в городе дислоцировалось управление объекта N 503 Главного управления лагерей, начальник которого полковник В. А. Барабанов перевёл состав актёров из числа заключённых из посёлка Абезь в Игарку.

Сам театр продолжал функционировать, но это был совершенно другой репертуар, не только драматические, но и музыкальные постановки, новая режиссура, необычные декорации.

И это, как говорится, уже совсем другая история. И она не могла иметь перспективы, ведь творческий коллектив был несвободным, имеющим сроки отбывания наказания.

Замечу также, что теперь отношусь скептически к утверждению Р. А. Штильмарка, что сцена в Заполярном театре Игарки вращалась благодаря доставленному из Дрезденовского театра реостату.

В воспоминаниях Игнатия Петровича отмечается, что ещё в 30-е годы игарчанка Маргарита Эмелоевна Лисина, инициативная, добросовестная и влюблённая в свой театр, помогала В. Н. Пашенной обустраивать здание, находила нужных специалистов.

С первых дней она стала "правой рукой" великой актрисы, начинала билетёром, а позже её назначили заместителем директора по хозчасти, часто возлагали исполнение обязанностей директора. Однажды её поставили перед фактом - сцена должна вращаться. И вскоре были найдены умельцы, которые сами изобрели вращающийся механизм.

После увольнения из театра И. П. Бабич работал на разных предприятиях города: заведовал библиотекой в Игарской авиагруппе УПА "Главсевморпути", был строителем в ЖКО, руководителем драмкружка и художественного слова в Доме пионеров.

После сокращения драмкружка в Доме пионеров в мае 1953 года Игнатий Петрович стал руководить кружком в клубе "Полярник" Игарской авиагруппы. Маргарита Ильинична Сухова занималась здесь в 1953-1954 годах. Она вспоминала:

"Он был небольшого роста, строгий, неразговорчивый, аккуратный, с медалями на стареньком, но отутюженном пиджаке. И. П. Бабич внушал нам уважение, как участник войны и актёр Игарского театра".

К ноябрьским праздникам Бабич поставил пьесу Итина "Однажды ночью", которая когда-то шла на сцене Заполярного театра. Маргарита Ильинична так пишет об этом:

"В пьесе было занято человек 6-7. Содержание её было незамысловатое: в домик припограничной зоны, в котором находились дедушка (И. П. Бабич) и его невестка с грудным ребёнком (М. И. Сухова), заходят незнакомцы, в которых хозяева дома узнают шпионов. Дедушка готовит угощение для незваных гостей, посылает невестку в погреб за вином. Женщина бежит, конечно, за пограничниками. Всё заканчивается благополучно".

Наверное, это был последний спектакль Бабича. В 1952 году сгорело здание театра. Надежды на возрождение профессионального коллектива уже не было.

А вскоре ушёл из жизни в Игарке замечательный актёр Игнатий Петрович Бабич, через судьбу которого можно во многом проследить историю Заполярного театра.

Мария МИШЕЧКИНА,

журналист, директор Игарского музея вечной мерзлоты в 1993-2013 годах.

Кострома.

Подписывайтесь на канал "Красноярский рабочий", ставьте лайки, если материал понравился, комментируйте публикации! Ещё больше новостей - на сибирском портале www.krasrab.ru . Оформляйте подписку на "КР" в отделениях связи по всей стране или через онлайн-сервис "Почты России".

Комментарии (1)

Гость


06.04.2020 15:15

Сейчас на карантине очевидно, насколько важны в жизни работники искусства.
Без них смерть. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры