Прислать новость

Влюблённые в Моцарта

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.02.2020 19:45
1

Читать все комментарии

564

Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского представил современную оперную премьеру "Ночь в музее, или завещание Магистра".

Вновь ценители оперы поднялись по крутой лестнице в один из старых корпусов бывшей фабрики "Квант", что на улице Красной Армии в краевом центре, чтобы принять участие в ещё одном театральном эксперименте. Впрочем, и на этот раз лофт "Квадрат" красноярцев не разочаровал.

Главным "виновником" праздника классической музыки стал известный московский композитор Пётр Поспелов. Впрочем, назвать Петра Глебовича только композитором было бы не совсем верно. Он - ещё и известный музыкальный критик, организатор театрального дела, а самое главное - решительный сторонник авангардных проектов во многих сферах искусства, в том числе в кино.

Поспелов был причастен также к созданию в Большом театре нашумевшей оперы "Дети Розенталя", сам сочинил продолжение музыкальной сказки "Петя и волк", а также известного "Хора жалобщиков". Честь и хвала руководству нашего театра за то, что они решили сотрудничать со столь неординарной творческой личностью.

Проект Петра Поспелова был совершенно неожиданным - создать оперу по сонатам... Моцарта. К этим произведениям великого Амадея у современных музыкантов отношение сложное: кто-то считает их слишком простыми, иные - излишне сложными (правда, некоторые сочинения, - восьмую и четырнадцатую - называют гениальными).

В своё время они были созданы для нового, только что придуманного инструмента - Пианофорте, который только осваивался музыкантами. Со временем его стали называть фортепьяно, в возможностях которого никто уже давно не сомневается.

Но Моцарт-то об этом не знал, он экспериментировал на нём со своими сонатами. И вот наш современник Пётр Поспелов решил продолжить этот поиск, превратив сонаты в вокальные партии.

Я думаю, что великая музыка заслуживала того, чтобы предстать в своём новом качестве. Лёгкая, практически, воздушная, игриво-шутливая, порой явно ироничная, а ещё - очень светлая, солнечная, переполненная энергией вечного движения.

Она буквально намекала на то, чтобы представить её в виде театрального действия. Тем более, что эта музыка настолько яркая и характерная, что в ней легко угадываются даже какие-то конкретные человеческие характеры, сюжеты или интриги.

Думаю, именно это чувствовали создатели либретто "Ночи в музее". Сестра композитора Екатерана Поспелова со своими соавторами Ольгой Прохоровой и Псоем Короленко предположили, что герои сонат Моцарта должны быть возвышенными и в то же время очень приземлёнными. Это должны быть мечтательные и поэтические натуры, но в то же время ироничные, твёрдо стоящие на ногах, умеющие жить здесь и сейчас.

Не буду пересказывать сюжет оперы, но замечу, что все образы стали визуальным воплощением музыки Моцарта, а конкретные перипетии сценической интриги соответствуют затейливой мелодической структуре самих сонат, игривой и весьма неожиданной, даже дерзкой сцепкой отдельных частей этих сочинений.

Музыкальный руководитель Наталья Агеева, пройдя перед зрителями с шутливой табличкой: "Меня здесь нет, это обман зрения!", - стал