Радоваться внедрению в Красноярске электронных рецептов ещё очень рано
В январе 2018 года вступил в силу федеральный закон № 242-ФЗ "О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья". Он, в частности, предусматривает выписку рецептов в электронном виде с согласия пациента или его законного представителя.
Оформление рецептов в форме электронных документов может осуществляется в случае принятия такого решения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Ранее министр здравоохранения России Вероника Скворцова говорила, что электронные рецепты работают уже во всех регионах страны.
Как они действуют в Красноярске, хочу рассказать на примере Романа Л. О нём и его матери Евгении Л. уже неоднократно рассказывала газета "Красноярский рабочий".
Роман находится на диспансерном учёте в Красноярской городской детской больнице № 8. Лекарственные препараты по рецептам лечащего врача получает в льготном отделе аптеки № 350 краевого центра.
Ещё в 2014 году в письме 17-26/20г644 министр здравоохранения Красноярского края В. Н. Янин предлагал внедрить выписку льготных рецептов по государственной программе "7 нозологий" путём электронного документооборота.
В июне 2016 года, в соответствии с данным письмом, Евгении Л. было предложено подписать на бланке, выданном детской поликлиникой № 3, добровольное согласие на передачу поликлиникой выписанных бланков льготных рецептов напрямую в аптеку с последующим её информированием обслуживающей аптекой посредством телефонной связи о готовности отпуска лекарственного препарата либо медицинского изделия. 14 июня 2016 года такое согласия Евгения дала.
Согласно п. 5 инструкции по организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, на основании заочной консультации и путём электронного документооборота льготных рецептов по программе "7 нозологий" лечащий врач выписывала Роману льготные рецепты, которые сканировались по защищённому каналу VipNET и направлялись в аптеку "Фармация" ППКК "Губернские аптеки". А аптека доставляла лекарства на дом.
Это очень облегчало жизнь Евгении. Не нужно было забирать рецепты в поликлинике, беспокоиться о том, где найти время, чтобы забрать лекарства в аптеке.
В январе 2019 года Евгения, к своему несчастью, пожаловалась генеральному директору АО "Губернские аптеки" на то, что в праздничные новогодние дни аптека № 350 не соблюдала график отпуска лекарств, чем она была очень недовольна.
Тут же последовала ответная реакция. В детскую поликлинику № 3 позвонили из аптеки и потребовали немедленно забрать льготные рецепты для Романа Л. и в дальнейшем не передавать их напрямую в аптеку.
Восьмого февраля, выполняя указания аптеки, лечащий врач Романа лично сама доставила Евгении на дом рецепты 04-19 № 50492271 от 4.02.2019 года на лекарственный препарат "Альбендазол", 04-19 №45049272 от 4.02.2019 на препарат "Урсосан".
Рецепт на жизненно-необходимый и важнейший лекарственный препарат "Програф" также был возвращён, из-за чего, как установил территориальный орган "Росздравнадзора", срок обслуживания рецепта составил двенадцать дней вместо десяти.
Оправдываясь перед министерством здравоохранения Красноярского края и в территориальным органом "Росздравнадзора", аптека сообщила, что "Програф", якобы, на тот момент отсутствовал, а потому был зарегистрирован на "отсроченное обслуживание."
На самом ли деле это было так, ни минздрав края , ни территориальный орган "Росздравнадзора" выяснять не стали. А Евгении подразделение "Росздравнадзора" дало совет обратиться в суд с исковым заявлением о превышении на два дня срока обслуживания рецепта.
Наученная горьким опытом, Евгения не стала обращаться в суд. В 2016 году прокурор Советского района Красноярска в интересах её и Романа обращался в Советский районный суд с исковым заявлением с требованием обязать КГБУЗ "Красноярская городская детская больница № 8" и министерство здравоохранения Красноярского края вернуть Роману Л. 272 капсулы лекарственного препарата "Програф".
Исполнительные листы судебным приставам Евгения смогла представить только весной 2019 года. И что же? Решение суда Советского района по гражданскому делу от 10 ноября 2016 года об обязании КГБУЗ "КГДБ № 8" и минздрава края вернуть 272 капсулы "Прографа" до настоящго времени не исполнено. И не по вине судебного пристава. Просто ни больница, ни минздрав края не желают его исполнять. Не желают -- и всё тут!
По словам судебного пристава, она пыталась "прорваться" по этому вопросу к министру здравоохранения Красноярского края, но её к нему не допустили. И какой смысл после этого обращаться в суд, если его решения не исполняются?
Кстати, когда дело касается больницы или аптеки, и министерство здравоохранения Красноярского края, и территориальный орган "Росздравнадзора" всегда дружно принимают их сторону. Так было всегда на протяжении всего времени после проделанной Роману Л. операции по пересадке органа.
Вот и по электронным рецептам тоже ничего вразумительного оба ведомства в ответ на обращения Евгении пояснить не смогли. Теперь Роман сам ходит в поликлинику за рецептами, поскольку его мать работает вплоть до закрытия поликлиники и такой возможности не имеет.
А Роману, между прочим, запрещено посещать лечебные учреждения, поскольку в них для него с его ослабленным иммуносупрессивной терапией иммунитетом очень велик риск легко подхватить какое-нибудь вирусное заболевание, которое может лишить его жизни или отрицательно сказаться на здоровье.
Недоумение вызывает и то, что оба ведомства в один голос заявили: доставка на дом льготных рецептов лечащим врачом (!) не предусмотрена. Можно подумать, что Евгения где-то, когда-то у кого-то потребовала, чтобы лечащий врач приносила ей на дом рецепты. Это уж совсем надо быть тронутым умом, чтобы это требовать!
О том, почему поликлиника вдруг перестала направлять электронные рецепты в аптеку, в ответах ни слова! Как и о том, на каком основании были возвращены рецепты. Судя по всему, для обоих ведомств всё произошедшее -- это просто пустяк, не заслуживающий никакого внимания.
Из ответа руководителя территориального органа "Росздравнадзора" Е. В. Деген № И24-3586/19 от 27 сентября 2019 года следует, что обеспечение льготополучателей лекарственными препаратами по льготным рецептам через услугу "доставка на дом" осуществляется на основании трёхстороннего соглашения от 18 июля 2013 года "О порядке обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов лекарственными препаратами, назначенными по медицинским показаниям с доставкой их на дом, установлении форм и порядка осуществления контроля за исполнением предоставления данной услуги", заключённого между министерством социальной политики Красноярского края, министерством здравоохранения края и АО "Губернские аптеки".
А в ответе заместителя министра здравоохранения Красноярского края (№ 2540 от 19.06.2019 года) М. Ю. Бичуриной говорится, что "в дополнительном соглашении № 2 от 08 июля 2018 года к соглашению от 18 июля (?) 2013 года для доставки лекарственных препаратов не прописана категория граждан "дети- инвалиды".
Так что может случиться, что, благодаря вот такому соглашению, Роману Л. придётся ходить не только за рецептами в поликлинику, но ещё и за лекарствами в аптеку, которая расположена далеко от его дома.
Да и не один раз ходить, а несколько, потому что нужных лекарств в аптеке может не оказаться, и тогда рецепты будут зарегистрированы на отсроченное обслуживание. Пока что аптека осуществляет доставку лекарств на дом.
Вот такая вот история. Так что радоваться внедрению в Красноярске электронных рецептов ещё очень и очень рано.
Светлана СЕМЁНОВА.
Красноярск.
Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Гость (премодерация)
Войти