Тост за подводный атомоход "Красноярск". Из блокнота журналиста

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

25.12.2019 18:49
0

Читать все комментарии

751

Двенадцпатого августа 2000 года погиб атомный подводный крейсер «Курск». С тех пор прошло уже почти два десятка лет, а тайна его гибели не раскрыта, ведь официальная версия не выдерживает никакой критики. Не случайно, когда подводную лодку поднимали на поверхность, носовой отсек, где произошёл взрыв торпед, оставили на дне.

Меня так задела эта трагедия, что захотелось побывать на флоте, чтобы из первых уст узнать мнение моряков-подводников. Поделился своей мечтой со специалистом отдела режима Зеленогорска Андреем Ковалевским, и, что называется, попал в точку. Оказывается, капитан второго ранга в отставке служил на Тихом океане - на базе подводных лодок в Вилючинске, много раз ходил на атомоходах в длительное плавание, а службу закончил начальником гаупвахты.

До сих пор у него осталось на Камчатке много друзей. А самое главное  он сообщил мне, что в Вилючинске находится атомная подводная лодка «Красноярск», которая является точной копией погибшего «Курска».

Через своих бывших сослуживцев Андрею Ковалевскому удалось сделать нам пропуска на посещение базы подводных лодок  Краснознамённого Тихоокеанского флота в Вилючинске. Так в начале ноября 2001 года мы с моим другом оказались в «осином гнезде социализма», как называли наши противники из НАТО базу подводных лодок на Камчатке.

Встретили нас очень тепло. Сразу повезли в Вилючинск. Но, чтобы попасть туда, нужно было из Петропавловска-Камчатского проехать посёлок Рыбачий, где нам показали огромный док, в котором стоял на ремонте - во всём своём величии - однотипный с «Курском» и «Красноярском» подводный атомоход «Вилючинск». Затем пришлось пройти два КП и только после этого мы наконец доехали до конечной точки своего дальнего путешествия.

Разместили нас с Андреем в гостинице с видом на Авачинскую бухту, где у пирса стояли огромные субмарины. Буквально на следующий день после приезда командир атомного подводного крейсера «Красноярск», капитан первого ранга Юрий Савин повёз нас показывать свой корабль.

Крейсер, вступивший в строй 31 декабря 1986 года, стоял у пирса. Над водой виднелась лишь небольшая час палубы с рубкой, а основная масса подлодки была скрыта под водой. Командир нам рассказал, что субмарина имеет длину в полтора футбольных поля, а высоту - с шестиэтажный дом. Она вооружёна 24-ю. крылатыми ракетами, имеет 28 торпед. Предназначена для уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника.

К сожалению, подчеркнул Юрий Савин, сейчас «Красноярск» нуждается в ремонте и вот уже несколько лет стоит у пирса в ожидании, когда в высоких кабинетах решится его судьба. Но экипаж подводного крейсера по-прежнему строго соблюдает боевую службу. По утрам здесь поднимается государственный флаг страны, во всех отсеках дежурят вахты.

В этом мы убедились сами, когда Савин провёл нас по атомоходу, показав с первого и до последнего отсека. К слову, первый, торпедный, оказался самым большим, хотя обслуживают оружие возмездия всего три человека. Посмотрели мы и отсек, где установлены атомные реакторы, придающие ракетоносцу скорость до 60 километров в  час даже под водой.

«Красноярск» оказался таким огромным, что наша экскурсия продолжалась почти два часа. У меня сохранился видеосъёмка, которую делал Андрей Ковалевский, и на ней видно, как я киваю головой в ответ на рассказ Юрия Савина о корабле, делая вид, что понимаю, о чём говорит командир подводного крейсера.

А когда он закончил свой рассказ, я простодушно спросил:

- А как вы ходите под водой вслепую, без иллюминаторов в первом отсеке или хотя бы в командирской рубке?

Командир обречённо махнул рукой и пригласил гостей в кают-компанию на обед. Наверное, он немного обиделся на корреспондента, но и меня нужно было понять, ведь подводный крейсер так плотно напичкан всевозможными механизмами, что ладонь в некоторых отсеках просунуть некуда.

И вся эта мощь, демонстирующая вершину человеческой мысли, сделана с одной целью – уничтожить технику, которой управляют люди. И стоит это оружие почти как Красноярская ГЭС. Причём в советское время таких подводных убийц выпускали по несколько штук в год.

И тем не менее, в кают-компании, куда офицерам подводного крейсера предписано приходить только в парадных кремовых рубашках,  я произнёс тост за светлое будущее «Красноярска».

Но перед этим меня приняли в почётные подводники. Налили в большой плафон забортной солёной воды и заставили выпить, что я и сделал. А вот раскаченную кувалду, смазанную тавотом, целовать не пришлось. Видимо, пожалели подводники журналиста - а вдруг не попадёт в такт и получит внушительный удар по носу?

На следующий год по весне командир «Красноярска» Юрий Савин с замполитом Андреем Бардаевым прибыли в Красноярск и заехали к нам с Андреем Ковалевским в гости. Мы также их тепло и гостеприимно встретили, познакомили с тогдашним мэром Зеленогорска Валентином Казаченко, который тут же позвонил своему коллеге – главе Красноярска Петру Пимашкову и попросил его оказать морякам-подводникам всяческую помощь, что и было сделано.

А в «Красноярском рабочем» тогда прошло несколько моих публикаций под рубрикой «Спасём атомоход «Красноярск». Вместе с моряками-подводниками мы обращались к тогдашнему губернатору Красноярского края Александру Лебедю в просьбой о содействии  принятии решения о ремонте подлодки.

К сожалению, экономическое положение в стране тогда было такое аховое, что в государственной казне, видимо, не нашлось денег на ремонт атомохода, а требовалось по тем временам около двух миллиардов рублей. И его списали на металлолом.

Позднее промелькнула информация, что в 2016 году на атомной подводной лодке «Красноярск» возник пожар, а потому её временно погрузили под воду. Так спасатели пытаются потушить возникший между двумя корпусами субмарины огонь.

Лодку решили притопить в доке завода «Нерпа». Возгорание обшивки, сделанной из резины, произошло на площади 30 квадратных метров. Огонь возник из-за случайной искры, которая проскочила при вертикальной разрезке корпусов в Вилючинске...

Одно всё-таки радует: на стапелях идёт сборка ещё более мощного атомного подводного ракетоносца, который получит родное для сибиряков имя - «Красноярск».

И ещё. Бывший замполит подводного крейсера Андрей Бардаев сейчас работает главой Ленинского района Красноярска. Так что мой тост был произнесён всё-таки не зря.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры