Лучезарные произведения Тамары Мирошкиной
К 100-летию со дня рождения художницы
Работы Тамары Мирошкиной, представленные на выставке "Династия", открывшейся в Красноярском художественном музее имени В. И. Сурикова на проспекте Мира, 12, говорят о многом.
Два других экспонента - Евгений Степанович Кобытев и Вера Полынская - Кобытева, её муж и дочь, безусловно, важная часть жизни этой женщины-живописца.
У каждого художника свой путь в искусстве, своя тема, своя творческая судьба. Работы Тамары Мирошкиной раскрывают её духовную биографию, её интересы, личную жизнь, окружающий предметный мир, запечатлевают индивидуальность автора. Произведения художника неотделимы от времени.
Она училась в Красноярской рисовальной школе у А. С. Шестакова и была его любимой ученицей. Педагог сразу разглядел её художественные способности и обратил внимание на внешнюю привлекательность. Об этом свидетельствуют его графические наброски и живописный портрет своей воспитанницы, который можно соотнести с лучшими образами девушек, созданных советскими художниками в 1930-е годы.
Она была одной из успешных учениц школы. Мирошкину и ещё одного начинающего художника по фамилии Молодых считали лучшими юными портретистами. Обучение под руководством Шестакова - подарок судьбы для Тамары Мирошкиной.
Другим подарком судьбы стал счастливый брак с Евгением Кобытевым, который во многом повлиял на содержательную и стилистическую составляющую её творчества. Он был на девять лет старше и прошёл такую жизненную школу, какой, пожалуй, не было ни у одного сибирского художника.
Через несколько дней после окончания Киевского художественного института мирная жизнь прервалась, началась Великая Отечественная война, окружение армии Юго-Западного фронта, ранение, плен, концлагерь Хорольская Яма под Полтавой. Сильный характер, стремление во что бы то ни стало вырваться, остаться живым, помогли ему.
Он был человеком разносторонних интересов, увлекавшийся разными идеями, обращавшийся к разным видам изобразительного искусства: монументального, станкового, прикладного, и уже в те годы привлекало художника то, что сегодня называется медиаискусством.
После рождения дочери Веры (1951 год) Тамара Мирошкина обрела ещё одну награду судьбы - счастье материнства. В её живописи новая тема - тема детства, которая станет для неё главной более чем на десятилетие. От "Портретов Верочки", создававшихся уже в первые годы после рождения дочери, Мирошкина пришла к необычной жанрово-тематической работе "Счастливое детство" (1953 год).
Следует напомнить, что в живописи 1950-х годов детвору изображали многие художники, и больше всего это было присуще А. Пластову. Он ещё в 1942 году создал картину "Фашист пролетел", которая даже была в советском посольстве в Тегеране. "Ужин тракториста" (1951 год) побывал в Лондоне.
Аркадий Александрович говорил, что старался в каждую свою картину ребятишек вписать, задавая себе вопрос: "Откуда в детях такая красота живёт?"
Эту необыкновенность своего маленького чуда пыталась отобразить Мирошкина в портретах Верочки и в многофигурных композициях, создававшихся в начале 1950-х годов.
В "Шалунье" (1953 год) автор очень выразительно передала материнские эмоции от своей двухлетней крошки. В этой работе художник справилась со сложной задачей, передавая живость, непосредственность прелестного ребёнка. Ведь нужно было уловить момент в настроении двухлетней малышки, не сидящей неподвижно, всё зафиксировать в памяти, чтобы создавать образ своей бесподобной шалуньи.
Несколькими годами позже И. Шевандронова представляла в Москве свои произведения, ставшие шедеврами советского искусства. Она была почти на десять лет моложе Мирошкиной и тоже относилась неравнодушно к детям, восхищаясь их пластичностью, непосредственностью и живостью реакции на происходящее вокруг.
Одно дело обращаться к образу детей школьного возраста, другое - дошкольного. В этом, пожалуй, исключительность самовыражения красноярского живописца. Ведь в "Счастливом детстве" Тамара Алексеевна представила группу детишек детского сада, отдыхающих вместе с воспитателями летом на лужайке в санатории.
Выверенная композиция, ненадуманная ритмика пятнадцати детских фигурок - идущих, сидящих, стоящих - передают эмоциональную тональность изображаемой сцены, в которой чувствуется любовь, обожание, счастье. Это была серьёзная работа над произведением, требующая этюдной подготовки к картине с важной общественной тематикой.
Камерные жанровые высказывания Мирошкиной становились непритязательными на свою исключительность и важность на выставках красноярских художников. Среди передающих суровость и мощь сибирской природы пейзажных произведений, создававшихся как признанными авторитетами, так и подступающими к этой категории авторами, берущими важный исторический пейзаж, такой как "Курейка", мастерство этого живописца и оставалось в тени.
От простых по своему решению портретов дочери она перешла к созданию сюжетно-жанрового портрета "Девочка и натюрморт" (1956 год), в котором более подробно передала предметный мир, окружающий её подросшую дочь, сидящую в комнате у стола с огромным осенним букетом и вазой с фруктами.
Здесь всё говорит о том, что автор прекрасно справился с композиционно-пространственным построением произведения, где обилие и цветовая насыщенность даров осени не затмевает выразительности фигуры и лица ребёнка с повзрослевшим взглядом огромных глаз.
Всю полноту условий жизни семьи художников мы ощущаем в работах "Утро" (1959 год), "Старший брат" (1959). Коммуналка с теми "удобствами", что и трудно сегодня представить.
Можно говорить об особенностях индивидуального стиля Тамары Мирошкиной, знакомясь с её полотнами в жанровом решении. Выбор жанра и его интерпретация - это и есть стиль художника.
Мы имеем в виду не классификацию живописи по жанрам, а жанр как изображение человека в бытовой, обыденной обстановке. Исторический или бытовой, пейзажный с портретным жанры уже к этому времени в отечественном искусстве могли присутствовать и в одном произведении.
Принято отмечать, что изображение детей не соотносится с отдельной жанровой классификацией. Чаще говорится о тематической принадлежности к этому изобразительному ряду. Творческое кредо Мирошкиной - дети, материнство, мир без войны.
Для неё 1960-е годы начались с нового живописного сюжета, которые постоянно встречаются в мировом искусстве и называются "бродячими", например, мать с ребёнком. "Материнство" и "Раздумье матери" (1961 год) для красноярского художника-женщины и в то время, в условиях международной напряжённости - это беспокойство за мирное будущее детей.
В "Раздумье матери" нет камерности, изолированности героини в комнатном пространстве. Она сидит в лесу на зелёной траве, опершись на берёзу, с безмятежно спящим на её вытянутых ногах младенцем. В выражении лица - глубокая самоуглублённость мысли о том, что ожидает в будущем и её, и это маленькое и беспомощное существо.
Безукоризненное композиционное решение, выразительный цветовой строй с нежным колоритом, его почти импрессионистическая проработка, хрупкие и красивые на переднем плане тянущиеся к женской фигуре цветы в сорванном букете - всё говорит о мастерстве и глубине мысли автора.
Стоит отметить, что в похожей манере в следующем десятилетии создано произведение, выпадающее в советском искусстве из обозначения "классическая Лениниана". "Стихи" (1974 год) в этаком лирико-камерном амплуа трактовки на "пленере" сидящих за столиком Владимира Ильича с Надеждой Константиновной среди деревьев и цветов. Из этого следует, что художник и к идеологизированным темам имела свой подход.
В эти два десятилетия появилась не только иная интонация в содержании, но и иная пластическая проработка формы. Она становится более плоскостной в пространственном и фигурном решении. В отдельных работах серии "Пусть всегда будет Солнце", серии "Расизм Америки" заметно некое агитационное плакатно-графическое родство, особенно её живописных работ.
Мощная компоновка в "Портрете художника Н. В. Касаткиной" (1961 год) - свидетельство того, что автору по силам решение глубокого по внутреннему содержанию портретного образа творческой личности. Творческий импульс ребёнка решается сообразно возрасту в очень впечатляющем произведении "Творчество" (1977 год).
С неподдельной искренностью и мастерством представляет живописец в своих натюрмортах мироощущение и творческое вдохновение. Предметом изображения чаще всего служат цветы. Причём просто цветы отличаются от натюрморта "Цветы". Сколько же в них живописного таланта!
Автор старалась преодолеть композиционное однообразие или шаблонность. Эмоциональный отклик вызывали первые полевые цветы, цветущие черёмуха и сирень, роскошные пионы, осенний букет - словом, то, что передаст аккорды цвета и своеобразную красоту тона.
Следует сказать, что итогом своей творческой жизни она сделала триптих "Дети блокадного Ленинграда в Канске" (1986 год). Три многофигурных полотна - "Прибытие", "После переливания крови", "Фотография на память" (Канский краеведческий музей) - это напоминание потомкам о тяжелейших испытаниях, пережитых народом в годы Великой Отечественной войны.
Она двадцатилетней девушкой работала в коллективе красноярских художников, создавая агитационные плакаты "Всё для фронта, всё для Победы". В мирное время всё делала для счастливой жизни, которая может проявиться и в радостных встречах с миром искусства.
Для выставки "Династия" были предоставлены произведения автора, находящиеся в Красноярском краевом краеведческом музее, краевой универсальной научной библиотеке, краевом институте повышения квалификации работников образования, а также произведения из частных коллекций.
Любовь ШАПОВАЛОВА.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти