Открытие земли вологодской
Не успел доехать до Вологды, а "Фейсбук" уже озадачил вопросом: "За маслом?" Вот ведь что значит - сила бренда!
Продержаться до лучших времён
Вообще-то я ехал в дальние дали, преследуя две цели: принять участие в заседании экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи и в пресс-туре "Открой для себя Вологду", организованном правительством тамошней области и Альянсом региональных СМИ России.
О заседании - всего несколько абзацев, ведь разговор был сугубо профессиональным, и вряд ли он интересен всем, кто держит сейчас газету в руках. Хотя, конечно, был один вопрос, касающийся читателей "Красноярского рабочего" напрямую. По моему настоянию эксперты обсудили и его.
Дело в том, что на протяжении 13 лет наша редакция сотрудничала с расположенным в столице Межрегиональным агентством подписки, сокращённо - МАПом. И все 13 лет проблем не возникало. Читатели выписывали "КР" по каталогу этого самого МАПа, тот обрабатывал заказы и передавал их "Почте России", своевременно перечисляя деньги редакции.
Нынче впервые произошёл сбой. Да такой, что с трудом удалось вызволить из недр московского агентства часть подписных денег за нынешний год. То есть читатели оплатили выпуск и доставку газеты до своих почтовых ящиков, а МАП, грубо говоря, всех нас кинул, оставив у себя сумму, близкую к миллиону рублей. И недавно объявил себя банкротом.
В общем, и по этой причине "Красноярский рабочий" оказался в непростом финансовом положении. Краевая и городская власти, по сути дела, отказавшие редакции в субсидиях, усилили этот негативный эффект. Слава Богу, что мы не просто держимся, но и строим планы на будущее.
Сможет ли помочь федеральное министерство - это, конечно, вопрос. Хотя проблема не только красрабовская, а общеотраслевая - пострадали сотни редакций по всей России, и власти надо бы подключиться к её решению.
И названия ласкают слух
Но давайте ближе к теме, ведь мне, как и коллегам по экспертному совету, главным редакторам региональных СМИ, предстояло открыть Вологду не только для себя, но и для своих читателей. Думаю, что большинство из вас не были в совершенно милом центре Русского Севера.
В первый день, как говорится, с места в карьер: обзорная экскурсия по областному центру. Хоть город и не велик по занимаемой площади и числу жителей, хоть руководство его идеями столичности не страдает и в Книгу рекордов Гиннесса не стремится, посмотреть здесь есть на что.
Мне даже показалось, что достопримечательностей в Вологде поболее, чем в Красноярске. В официальном списке числятся 224 памятника истории, архитектуры, культуры. Только храмов - полтора десятка, никак не меньше.
В нашем краевом центре много улиц, своими именами связанных с революционными событиями, советскими годами. Есть, конечно, они и там, но Октябрьская, Мира, Ленина, Марии Ульяновой, Кирова смыкаются или соседствуют с Батюшкова, Лермонтова, Пушкинской, Чехова. Простите, но мне это как-то ближе. А уж Зосимовская, Предтеченская, Козленская или Пошехонское шоссе вообще ласкают слух.
Достопримечательностей в Вологде поболее, чем в Красноярске. В официальном списке числятся 224 памятника истории, архитектуры, культуры. Только храмов - полтора десятка, никак не меньше
И вот сейчас в Вологде я встретил... Нет, не Олега (его бы я уже вряд ли узнал), а памятник букве "О". И сразу возник целый рой воспоминаний. Это вам совсем не то, что столкнуться на красноярской улице с холодной железобетонной шишкой.
Поразил и музей кружева. Лично мне было трудновато понять технологию изготовления вологодских кружев со всеми её коклюшками, но красота изделий действительно неописуемая. Несколько больших залов увешаны от пола до потолка настоящими произведениями народного искусства. И то, что вековые уже традиции бережно хранятся и даже совершенствуются, тоже дорогого стоит.
Кстати, мир тесен. В вологодском музее кружева я обнаружил, что одна из лучших мастериц тех мест - наша землячка. Галина Григорьевна Морозова родилась в 1935 году, как значится в её биографии, в деревне Медведская Назаровского района. Ныне это - Медведск.
Училась в вологодском профтехучилище, затем работала простой кружевницей, заведующей производством. Она автор ряда уникальных произведений, участница всевозможных выставок, член Союза художников России.
В одном из залов музея хранится небольшое панно "Шушенское" - тоже зримая связь с нашим краем. А ещё узнал я двух других "земляков", отбывавших у нас ссылку,- Владимира Ульянова (Ленина) и Иосифа Джугашвили (Сталина).
Настоящая красноярская диаспора на Вологодчине. Правда, несколько карикатурные образы вождей вызвали у меня смутную тревогу: не репрессировали ли мастериц в далёком 37-м?
В первый же день побывали мы и в архитектурно-этнографическом музее "Семенково". Домики там, скажу я вам, далеко не сибирские. Подобные я встречал прежде только у поморов, в Архангельской области. Строения в музее Шушенского по сравнению с ними - подростки. Первые этажи предназначались для скотины да кормов и орудий труда, а вторые - собственно под жильё.
Сотрудники "Семенкова" дали нам настоящий мастер-класс. Переодевшись в национальную одежду и сохранив местный говор, они, как настоящие артисты, для начала провели занимательную экскурсию по свезённым в одну деревню домам, а потом заставили пишущую братию и даже министерских чиновников немного потрудиться - сбить масло из заранее приготовленных сливок.
По окончании процесса это маслице намазали на куски хлеба, посыпали слегка солью и всё это скормили гостям. С превеликому удовольствию для последних.
Побывали мы и на настоящем молокозаводе, считающемся учебно-опытным производством государственной молочно-хозяйственной академии имени Н. В. Верещагина. И убедились, как бережно там относятся к бренду. На упаковке непременно значится: "Масло вологодское из Вологды".
Зачем, казалось бы, повторение? А затем, что пошли подделки. Масло вологодское умудряются выпускать даже на Кавказе. Продукт, наверное, съедобный, да совсем не тот.
Кстати, и сам вологодский бренд мог сойти на нет. Одна из крупных российских молочных компаний хотела под шумок акционирования прибрать завод себе. Отстояли с трудом, спасибо за это и коллективу, и областной власти. А то бы вскоре и студентам академии негде было стажироваться, да, возможно, и незачем.
И во многих других местах побывали мы, насколько хватило времени. Особой по впечатлениям стала экскурсия по площадкам ставшего уже международным фестиваля "Город ремёсел", знакомство с народными умельцами.
Специально выяснил: участие в этом мероприятии принимали и красноярцы, только вот отыскать их в такой массе людской даже организаторы не смогли, хотя пытались удовлетворить моё любопытство.
Отчего бы и не поокать?
Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, встречаясь с нами за чашкой чая, тоже говорил много о поддержании традиций и брендов. С каким упоением он перечислял местные достопримечательности - это надо было видеть и слышать.
Про Великий Устюг и вотчину Деда Мороза знает, конечно же, каждый. А ещё есть Вытегра, обитель батюшки Онега, где живут легендарные вепсы. Белозёрск здесь называют былинным городом Руси, Устюжну - городом кузнецов и гоголевского "Ревизора", Кириллов - святой землёй Вологодчины, Череповец - горячим сердцем Русского Севера, Тотьму... Впрочем, о Тотьме я постараюсь рассказать в следующий раз.
Кувшинников - выходец с Череповецкого металлургического комбината. Человек, прошедший едва ли не все стадии сложного производства. Был он и слесарем, и вальцовщиков, и начальником стана, двух цехов, и членом совета директоров "Северстали". И мэром Череповца поработал. И в армии дослужился до старшины, а это далеко не каждому дано.
Больше о его должностях и заслугах говорить не стану. Просто хочу подчеркнуть - это не кабинетный теоретик. Потому-то и дела в области идут буквально в гору. Развиваются промышленность, лесная отрасль, сельское хозяйство, потребкооперация, медицина, строятся дороги.
Самое главное - область за годы правления Кувшинникова выбралась из долговой ямы, и теперь её руководство свободнее решает социально-экономические проблемы. Появился даже вологодский гектар - желающим дают от одного до сотни га земли.
Примечательно, что губернатор возглавляет комиссию по противодействию теневой экономике. Понимаете, у нас всё время намекают на крепнущую теневую экономику, кивая на "серый дом", а там с ней активно борются.
Прочитал на официальном областном сайте: "Подано 13 656 сообщений, прокомментировано 12 618". И министров своих Кувшинников приучил оперативно реагировать на запросы жителей. И спрашивает с них за это по полной
Но меня, разочарованного деятельностью нынешних красноярских властей, больше всего поразила открытость главы Вологодской области. Наш Усс, к примеру, не проводит личный приём граждан, не реагирует на критические выступления прессы, отвечает только на вопросы, которые ему удобны. А Кувшинников абсолютно публичен, он - всюду: и с народом, как говорится, живьём общается, и в социальных сетях присутствует.
Чего стоит одна онлайн-приёмная губернатора - он каждую неделю час напролёт общается с земляками. Даже название придумал оригинальное: "ПоОКаем в Сети". Вчера прочитал на официальном областном сайте: "Подано 13 656 сообщений, прокомментировано 12 618".
Не верите? Но это действительно так. И министров своих Кувшинников приучил оперативно реагировать на запросы жителей. И спрашивает с них за это по полной.
Да, чуть не забыл. Губернатор Усс газет не читает, это он мне сам говорил. Хватает, мол, того, что пресс-служба прессу и Интернет мониторит. Кто не в курсе, поясню: чиновники пресс-службы выдают главе края дозированную информацию, стараясь ему угодить, не расстроить его.
Если не нравятся нашему А. В. письма читателей "Красноярского рабочего", то зачем ему сообщать о просьбах и чаяниях масс, тем более что люди всё больше и больше высказывают недовольство действиями властей? Критическая масса уже подпирает, а чиновники, уподобившись страусам, стараются этого не замечать. А вступать в диалог с народом считают ниже своего достоинства.
Кувшинников газеты не только читает, но и уверен: печатная пресса востребована сегодня и будет жить долго и счастливо. К Интернету же у него отношение сложное, не вызывают у губернатора доверия многие и многие сообщения в Сети.
Кстати, в Вологде услышал я про диковинную систему, называемую инцидент-менеджментом. Говорят, Кремль требует её внедрения во всех властных структурах, особенно региональных, и даже заставляет писать отчёты о выполнении. Но странно: в Вологде по этой системе работают, в Красноярске же подогнали её под себя, а не под требования времени. И умудряются отчитываться.
Раньше говорили: два мира - две системы. Скажу несколько иначе: два субъекта Федерации - два разных мира, две совершенно разные системы управления.
Вот и смотрю я сегодня на карту Вологодской области с неким оптимизмом: она очень похожа на карту России. Может, и другие губернаторы будут хоть в чём-то похожи на Кувшинникова?
На своём личном сайте вологодский губернатор написал: "Ушёл на выборы". Я лично желаю ему вернуться.
Владимир ПАВЛОВСКИЙ.
Фото автора.
Красноярск - Вологда.
Зоя Касаткина
31.07.2019 17:46
Как бы хотелось, чтобы власти повсеместно работали для вытаскивания страны из того болота, в которое мы в последние десятилетия попали.
Войдите, чтобы пожаловаться