Сельский путь Петра Якубовича

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

24.06.2019 16:13
0

Читать все комментарии

710

29 июня тасеевцу Петру Николаевичу Якубовичу исполнится 90 лет.

Я ожидал при встрече увидеть согбенного от непосильного крестьянского труда старца, а навстречу из комнаты вышел моложавый мужчина. И лишь тяжёлая походка выдавала немалый возраст этого человека.

Начну, пожалуй, с очень интересных фактов большого рода Якубовичей. Родились деды Петра Николаевича в Минской губернии. Перед Первой мировой войной пятеро из них в поисках лучшей доли и свободной земли оставили родные места и через несколько месяцев пути оказались в деревне Корсаково нынешнего Тасеевского района. Здесь построили себе избы, раскорчевали в тайге деляны под пашню.

А родной дед Петра в это время находился в плену у германцев. Когда после окончания войны он вернулся на родину, оказалось, что почти вся родня уже обосновалась в далёкой Сибири. Пришлось и ему через всю страну, разрушенную Гражданской войной, добираться до родичей.

Зажили Якубовичи на новом месте зажиточно. К примеру, дед Петра Николаевича имел жнейку, три лошади и своё гумно, за что и пострадал во время коллективизации. Отец такой ошибки не допустил и без лишних слов вступил в колхоз "Заветы Ленина".

Перед войной взяли в армию старшего брата Ивана. Служил сибиряк в Прибалтике и всё чаще писал домой, что вот-вот они начнут здороваться с немцами. Все понимали, что имел в виду красноармеец.

Когда началась Великая Отечественная война, отца забрали в рабочий батальон, и опорой матери и сестры Анны стал 12-летний Пётр. Сначала мальчишка пас колхозных овец, а через год в жатву кузнец помог отремонтировать жнейку, и стал он косить хлеб. Да так умело и споро, что пять женщин не успевали вязать за ним снопы.

Когда закончилась война, на груди 16-летнего стахановца отливала золотом медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны". Одно было плохо - к тому времени за плечами было всего четыре класса. Трудиться приходилось так много, что времени на учёбу не оставалось. Но нехватку знаний Пётр перекрывал природным умом и деловой сноровкой.

После войны работы в колхозе не убавилось. Собранное зерно на лошадях приходилось везти сначала в Тасеево, а затем за 20 километров в Бакчет. Весной из Бакчета привозили семена, поскольку районные власти боялись, что колхозники не выдержат и съедят семенное зерно.

Но самая тяжёлая работа была в леспромхозе - по разнарядке сверху хозяйство должно было заготовить в тайге для государства 8-9 тысяч кубометров деловой древесины. Труд не просто тяжёлый, а по-настоящему адский. Морозы тогда стояли зимой за 40 градусов, одежонка у колхозных лесорубов не ахти, а еды хватало, чтобы не помереть с голода.

Многие пытались отказаться от такой трудовой повинности, а Пётр и здесь оказался впереди всех. На лошади трелевал тяжёлые брёвна на плотбище, расположенное на берегу Усолки, по которой лес по весне сплавляли до Ангары.

Вместе с мужчинами на лесных делянах работали и женщины. Им приходилось собирать в кучи сучья. Там и познакомился зимой 1949 года Пётр с красавицей Тоней из соседнего села Лукошино.

Антонине тогда было всего 18 лет, по сложению девушка была худенькой, вот парень и старался хоть как-то помочь своей избраннице. Через два года молодые сыграли свадьбу, а через год у них родился первенец - дочка Валя.

Жизнь понемногу стала налаживаться. Пётр без всякой учёбы освоил трактор СТЗ и стал заправским механизатором. Правда техника в ту пору требовала постоянного ухода. Раз в две недели, к примеру, приходилось сливать масло из двигателя, затем снимать поддон картера и проверять каждый вкладыш шатуна, подкладывая при надобности под них прокладки.

- Иной раз ошибёшься, так зажмёшь коленвал, что вдвоём с трудом его проворачиваешь,- вспоминает Пётр Николаевич.- А когда на смену СТЗ пришли ДТ-54, намного легче работать стало. Это был не трактор, а мечта каждого механизатора. На нём я всегда по полторы-две нормы на пахоте делал.

К тому времени Корсаково стало вторым отделением вновь образованного Сивохинского совхоза. Пётр работал трактористом, Антонина - на местной мельнице.

"Счастливый я человек,- говорит Пётр Николаевич.- Всю жизнь отдал любимой работе, прожил жизнь с любимой женой, вырастили с ней хороших детей".

В семье тоже произошли изменения. У Вали появилось сразу два брата - Николай и Владимир. Разница у мальчишек - всего четыре года. А вскоре Петру Николаевичу пришлось оставить трактор и перейти на другую работу. Руководство совхоза предложило работящему мужику возглавить на отделении полеводческую бригаду.

Дело в том, что за военные и послевоенные годы урожаи зерновых заметно снизились. Это и понятно, ведь многие мужики погибли на фронте, вместо них в поле стали работать женщины и неокрепшая молодёжь, да и техники явно не хватало на 2 тысячи гектаров зерновых.

Пётр Николаевич за порученное дело взялся без колебаний. Работать на земле он любил, технику знал назубок, умел ладить с людьми. Был строг с подчинёнными, но матом их не ругал, наказывал только за грубые проступки.

И дело пошло: уже через несколько лет урожаи на отделении удвоились, дисциплина окрепла, а фотопортрет бригадира стал красоваться на районной Доске почёта. Умелого руководителя стали ставить в пример, приняли в партию.

Но через девять лет в судьбе Якубовича произошёл новый поворот. Вызвали его как-то в Сивохино к директору совхоза, и тот предложил Петру Николаевичу должность бригадира животноводства. Крестьянин было сразу - на дыбы, дескать, я прирождённый земледелец, всю жизнь с мужиками отработал, а вы мне коров с доярками предлагаете. Не пойду - и всё!

Но тут парторг голос подал - в том смысле, что коммунистам негоже отказываться от тяжёлой работы. Пришлось полеводу, скрепя сердце, соглашаться на новую должность.

- Когда пришёл первый раз на ферму, сразу понял, что работы здесь непочатый край,- улыбается теперь Пётр Николаевич.- В помещении грязь, 600 коров дают "козьи" надои, среди доярок и скотников есть даже высланные из Москвы тунеядцы и прочий асоциальный элемент. Как работать с ними, ума не находил.

Но верно говорят, что глаза боятся, а руки делают. Шаг за шагом стал наводить новый бригадир на ферме дисциплину и порядок. Не всё, конечно, сразу получалось. Бывало, только научится доярка хорошо доить, как прошлое её вновь затянет в алкогольную яму. Всё применял бригадир к таким работницам - и кнут, и пряник.

Он старался быть внимательным к людским заботам, хорошо понимал трудности людей, сам работал сутками напролёт. И не заметил, как выросли пятеро его с Антониной детей.

Сегодня Пётр Николаевич признаётся, что воспитывать их было некогда, тяжкий крестьянский труд требовал постоянного внимания к производству. Поэтому очень благодарит свою любимую жёнушку Антонину Васильевну, которая вырастила ему таких замечательных детей.

Старшая Валентина живёт в Красноярске, до выхода на заслуженный отдых долгое время отработала бухгалтером. Там же, в краевом центре, нашли своё место в жизни Василий и Галина. Продолжили отцовское дело Николай и Владимир.

Николай Петрович в советское время работал председателем колхоза имени Ленина. Считался одним из лучших руководителей в Тасеевском районе. Его брат Владимир Петрович был главным инженером Сивохинского совхоза. А когда шоковая терапия уничтожила в районе все до единого хозяйства, Владимир с Николаем, в отличие от других своих коллег, не пали духом, не стали жаловаться на судьбу, а буквально в чистом поле с символическим названием Колыма организовали новое хозяйство, куда вошли земли бывших совхоза и колхоза.

Сегодня в "Восходе" сеют более 9 тысяч гектаров зерновых, свыше полторы тысяч гектаров кормовых культур, имеют две тысячи паров. А самое главное, в хозяйстве сохранили большое стало коров мясной породы и лошадей-тяжеловозов.

Пётр Николаевич и Антонина Васильевна по праву гордятся своими сыновьями. Ведь они не только возродили в районе сельскохозяйственную отрасль, но и позаботились о достойной старости своих родителей.

После того, как в 1989 году Пётр Николаевич ушёл на заслуженный отдых, он ещё пять лет отработал в Корсакове на разных должностях, а потом они с женой переехали поближе к детям в Тасеево, где рядом с домом Владимира Петровича им выстроили небольшую, на две комнаты и кухню, избу, а также баню и надворные постройки, где старики живут и радуются вот уже четверть века.

- Счастливый я человек,- говорит Пётр Николаевич.- Всю жизнь отдал любимой работе, прожил жизнь с любимой женой, вырастили с ней хороших детей. Что ещё по жизни надо?

Действительно, что? Только добавить, что своё счастье Пётр Николаевич Якубович заслужил нелёгким крестьянским трудом. Его сельский жизненный путь далеко не всегда был устлан розами, но он с честью прошёл все испытания.

И сегодня нам остаётся от души поздравить ветерана с юбилеем и пожелать ему здоровья и ещё долгих лет жизни! Он прожил её достойно, как и полагается сибиряку белорусских корней.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Тасеевский район.

.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры