Качели времени. Карабарины
Всякий раз, когда я погружался в исследование фамильного древа, особенно в первые годы, меня не покидали вопросы. Для чего этим заниматься? Что дадут полученные результаты сегодняшнему поколению? И что со всеми этими материалами делать?
Но чем больше я узнавал о жизни своих родственников, тем шире открывались история страны, отличия и одновременно - единство эпох и даже, чёрт возьми, зловещая закономерность повторяющихся событий.
Даже, казалось бы, равный отрезок времени в пятьдесят лет, но в каждом веке люди проходили разные испытания, хотя некоторые ценности из века в век сохранялись и преумножались. И теперь, по прошествии десяти лет, когда в основном уже всё закончено, появилось удовлетворение от проделанной работы, и все ответы лежат на поверхности. Это надо делать, это надо знать и никогда не забывать.
Непросто, с большими трудностями и очень долго осваивалась Сибирь Российским государством. Начало было положено в эпоху Ивана Грозного, причём втайне от него - по просьбе купцов Строгановых казачьим отрядом Ермака в 1581-1585 годы.
В 1598-м воевода Воейков окончательно разгромил Кучума и завершил покорение Сибирского ханства. И в шестнадцатом веке Россия в два раза приросла территориями. Но, как говорится, избыток земель приводил к избытку вольности.
В семнадцатом веке основной путь на восток по территории будущей Енисейской губернии шёл по рекам - Енисею, Ангаре и Кану. Спасаясь от анархии в центральных областях России, особенно в период Смутного времени, беглые крестьяне искали в Сибири независимость.
В 1620 годы русские открыли Лену, в 1639-м вышли к Тихому океану, в 1643-м пред их взором предстал Байкал. Семён Дежнёв в 1648 году вышел на оконечность Евразии, даже не представляя, что сделал великое открытие. В 1647 году был создан специальный Сибирский приказ, ведавший делами огромной территории, на которой стали появляться многочисленные поселения, церкви, пашни.
По утверждениям историков, уже в начале восемнадцатого века существовала конная тропа от Красноярска до Канска, иногда совпадающая с будущим направлением Московского тракта.
Переселенцы того времени - люди, уклоняющиеся по тем или иным причинам от контактов с властью - селились не только в острогах и поселениях, как служивое казачество, но и на заимках - так называемых займищах. С ними вело беспощадную войну коренное население - камасинцы.
В 1722 году в Канском уезде на Рыбинском участке проживали 28 семей ссыльных поселенцев - 119 человек. В 1726 году от Ачинска до Красноярска, а далее - и до Канска были установлены верстовые столбы.
16 марта 1733 года российский Сенат издал указ о строительстве в Сибири колёсного тракта. Для решения этой задачи привлекли Витуса Беринга. Ему поручалось привлечение людей, подвод, установление льгот, а главное - установление места прохождения тракта. Предполагалось размещение на нём станций через 50-60 вёрст, зимовий и станов - через 25-30 вёрст.
В 1743 году основными строителями были наёмные крестьяне и служивые люди. За свой труд они получали деньги. Те же, кто селился на переездах, станциях и заимках, освобождались от платы за землю сверх надела.
От Красноярска до Канска строительство станций и зимовников в основном было завершено в 1735 году. Появились Кускун, Балай (Никольское), Рыбное, Большие Ключи, Большая Уря. В 1747 году новопоселенцами братьями Коноваловыми основано село Рыбное.
В 1809 году тракт дошёл до Уяра, а 1811-м - до Канска. По нему беспрестанно двигались переселенцы, ссыльные и каторжане в кандалах. Бежали преступники. За период с 1823 по 1852 год в Енисейскую губернию пришли 25 597 ссыльных.
Ранее 1796 года образовался Петро-Павловский приход в селе Рыбинском. А в 1819 году была достроена и освящена Петропавловская церковь - второй каменный храм на востоке Енисейской губернии. При ней было земли усадебной 400 квадратных саженей и сенокосной более 63 десятин.
В районе десяти километров от церкви проживало мужского пола: православных - 1 711, католиков - 63, магометан - 76, евреев - 274 человека, женского пола соответственно - 1695, 75, 95 и 269 человек.
Я не случайно привёл общеизвестные исторические факты, свидетельствующие об освоении Сибири и конкретно - восточных притрактовых районов на территории сегодняшнего Красноярского края.
Упоминания о Карабариных, как и многие остальные сведения, я нашёл в метрических книгах Петропавловской церкви села Рыбинского. Первое - от 11 января 1853 года: Стефан Макарович Карабарин был свидетелем на крестинах.
Кстати, я просмотрел и частично сфотографировал более десяти метрических книг - конечно же, разных лет. В основном записи сделаны очень красивым почерком, аккуратно заполнены все графы. Но, чувствуется, иногда празднество было настолько пышным, что руку писаря тянуло вниз вместе с головой...
События запечатлены очень важные, и не только для меня. Иван Стефанович Карабарин и его законная жена Агрипина Ивановна в июне 1854 года крестили свою дочь Марфу. Иван Григорьевич Карабарин и его законная жена Епистинья, оба православные, в ноябре 1854-го крестили свою дочь Миньеву.
В этом же году бракосочетались Александр Григорьевич Шахов и Анисья Ивановна Карабарина, и в этом же году присутствовал при крещении Макар Карабарин. В 1856 году Иван Макарович и Евдокия Васильевна Карабарины покрестили своего сына - Михаила.
Даже на первый взгляд можно сделать вывод: Карабариных было много. И не факт, что они являлись близкими родственниками. В начале двадцатого века уже жили несколько братьев, и не только родных, но и новое поколение - может, от двоюродных родственников.
По моим подсчётам было до десяти линий Карабариных:
Иван Стефанович и Агрипина Ивановна, сын - Стефан (1858), дочери - Марфа (1854), Анна (1856), Варвара (1857);
Иван Григорьевич и Ефросинья Яковлевна, сын Иоанн (1858);
Иван Макарович и Евдокия Васильевна, сыновья - Михаил (1856), Василий (1858), Иоанн (1863, Дорофей (1856);
Иван Романович и Евдокия Терентьевна, сын Пётр (1863);
Тит Семёнович и Мария Алексеевна, сын Герасим (1905), дочери - Агасия (1905), Феодора (1906);
Андрей Васильевич и Ирина Александровна, сыновья - Иоанн (1904), Дмитрий (1916), Георгий (1922), Василий (1924), дочери - Прасковия (1900), Мария (1905), Дарья (1908);
Иоанн Иоаннович и Мария Симеоновна, дочь Пелагея (1904);
Стефан Алексеевич и Дарья Петровна, дочь Вьера (1906);
Георгий Стефанович и Павла Иоанновна, дочь Надежда (1906);
Трофим Симеонович и Глинерия Иосифовна, дочь Агрипина (1907).
В те годы и до начала двадцатого века семья была основной ценностью их жизни. В семьях было много ребятишек, ну и, конечно же, важно, чтобы были сыновья.
В подавляющем большинстве своём записи свидетельствовали о крестьянском роде деятельности наших предков. Мой прапрадед Василий Иванович Карабарин умер 7 декабря 1907 года будучи именно крестьянином.
Конечно же, в XVIII-XIX веках в Сибири было намного легче прожить, чем в центральной России. Плоды труда никто насильно не забирал, потому-то чем больше рабочих рук в семье, независимо - женских или мужских, тем больше достаток. Конечно же, уклад жизни был совсем другой.
31 марта 1905 года родилась моя бабушка Мария Андреевна. В семье прадеда Андрея Васильевича и Ирины Александровны Карабариных она была третьей. Всего у них было шестеро детей. Иоанн, родившийся в 1904-м, через год по неизвестной для нас причине умер.
Появившиеся чуть позже Дмитрий Андреевич, Георгий Андреевич и Василий Андреевич сложили головы на полях Великой Отечественной войны, защищая Отчизну, свою малую родину - заимку, своих жён, детей, сестёр и прочих родственников.
Да, действительно, их малой родиной была Карабарина заимка. Я уверен, что найдутся ещё и сейчас пожилые жители сёл Рыбинского, Глубокова, посёлка Урал, да и города Заозёрного, кто бывал на ней в 60-годы прошлого столетия. Не любить и не носить в сердце эти удивительные места, где Рыбная речка течёт, как бы покоряясь и делая поклон известковой горе своей излучиной, невозможно.
Жизнь на заимке и ведение крестьянского хозяйства в те годы в Сибири было обыденным делом. По рассказам родственников и исследованиям историков, краеведов, только на берегах Рыбной от нынешней станции Саянской и до впадения её в Кан располагалось более десяти заимок, часть из них - с мельницами.
Просматривая документы уже советских времён, я не нашёл никаких следов участия Андрея и Ирины Карабариных в общественной деятельности в довоенное время. В военных документах все трое сыновей числятся беспартийными, хотя они имели награды и звания. Дочери - Прасковья, Мария и Дарья - до своего замужества трудились по хозяйству. Сохранилась фотография, где Андрей Васильевич с Ириной Александровной в лодке на рыбалке.
Конечно, нельзя идеализировать жизнь семьи Андрея Васильевича. В 1907 году, 7 декабря, умер его 49-летний отец Василий Иванович Карабарин. Немного больше прожил и сам Андрей Васильевич - он умер вскоре после войны 1941-1945 годов.
Длительность человеческой жизни зависит не только от свежих продуктов, чистого воздуха, но и от душевного спокойствия. Немаловажное значение имеет, в каком отрезке времени существования страны он живёт, какие общественно-политические процессы и события происходят вокруг, как в тот период развито здравоохранение.
После учреждения в 1822 году Енисейской губернии округа просуществовали до 1879 года. Так вот, по утверждению сегодняшних медицинских светил, должности врача для сельского населения не было, а был только один на весь Канский округ. Можно смело утверждать, что такое положение сохранялось вплоть до тридцатых годов уже двадцатого столетия.
Среди взрослых был высокий уровень смертности от инфекций, холеры, чумы, малярии, туберкулёза и тифа. А дети умирали от эпидемий кори, скарлатины. И основным источником всех этих напастей являлись вновь и вновь прибывающие партии ссыльных и каторжан.
Пока доподлинно неизвестно, сколько детей было у Василия Ивановича, но именно Андрей Васильевич принял хозяйство и получал, по рассказам родственников, помощь от своего отца. Семья его уже к 1917 году имела трёх дочерей, которые вовсю помогали по хозяйству, и годовалого Дмитрия.
Русско-японская и Первая мировая войны прошли мимо этой семьи, хотя в метрических книгах той поры свидетельницей на бракосочетании одна из Карабариных значилась как солдатка. А всё потому, что в 1914 году 38,8 процента трудоспособного сельского населения было мобилизовано в императорскую армию.
Очень важно отметить и то, что сыновья Георгий и Василий появились только в начале двадцатых. С 1917 по 1920 год включительно здешние места были ареной событий не местного, а российского масштаба.
Как отмечается во многих исторических документах, 1917 год в Енисейской губернии был очень урожайным. Все революционные события, начиная с февраля и кончая октябрём, по сути, никоим образом не влияли на мирную жизнь. Имперские структуры плавно перетекали в революционные органы власти.
Искрить начало зимой 1917-1918 годов, когда были отняты земли у церкви, начались попытки создания артелей и коммун, реквизиция хлеба. Нехорошие вести из центральной России о начавшейся Гражданской войне приносили бывшие солдаты, участники Первой мировой, по тем или иным причинам возвратившиеся домой.
Но самое главное началось в июне 1918 года. Буквально грянуло. Началом большого кровопролития послужил Клюквенский фронт (название дано по станции Клюквенная, ныне - Уяр). Прорывающиеся домой по Транссибу эшелоны с чехами и сочувствующие им из окрестных деревень и городов встретили у железнодорожного моста разъезда Громадский ожесточённое сопротивление сторонников советской власти, немногочисленных отрядов Красной гвардии и зарождающейся в Енисейской губернии Красной армии.
По разным оценкам, в бою этом, продолжавшемся около трёх дней, участвовали с обеих сторон до двух тысяч человек. Красные были разбиты, следом пал революционный Красноярск. Но это породило партизанское движение.
С конца 1918 года и почти до конца 1919-го части сформированной Сибирской армии постоянно проводили военные операции по уничтожению партизан и созданных ими республик. В марте 1919 года возглавивший армию генерал Колчак ввёл в Иркутской и Енисейской губерниях военное положение. Боевые столкновения проходили и в селе Рыбинском.
А в это время части Красной армии победоносно расширяли границы новой Советской страны. 28 декабря 1919 года они освободили Мариинск. Начался большой и болезненный исход многочисленных остатков белых войск. Движение на восток шло в основном вдоль железной дороги.
Революционный Красноярск частично раздробил огромный поток почти на четыре ручейка. Главные - вдоль Московского тракта, по Кану до Канска. Другие - по Ангаре и южнее Московского тракта. Больших боёв, кроме как у Красноярска и Канска, не было. Выдохлись и белые, и красные. Морозная зима 1919-1920 годов, по сути, помогала красным.
В середине января 1920 года белые вошли в село Рыбинское, соединились с другими, пополнили запасы. За всё платили. Эпизод того времени вспоминала моя бабушка. На заимку через замёрзшую Рыбную речку зашёл обоз с посудой. Понятное дело, девчонкам всё пришлось перемыть. Никто не обижал. А летом, может быть, этого бы и не случилось. Спасало местоположение. Заимку обошёл как белый, так и красный террор.
И вновь, как и в 1917 году, советская власть стала входить в повседневную жизнь земляков. В июле 1920-го в Енисейской губернии ревкомы были заменены на Советы. Одновременно проводилась продовольственная развёрстка. За первые два квартала двадцатого года было реквизировано 20 миллионов пудов хлеба, 5 из которых вывезли в Европейскую часть страны.
К 1925 году было в основном покончено с повстанчеством. Угасанию конфликтов способствовало введение механизмов НЭПа, разрешение свободного землепашества и торговли. Доля бедняцких хозяйств с 1921 по 1924 год в губернии снизилась с 48,5 процента до 36,6, а число середняков выросло с 47,6 до 57,4 процента.
То ли в эти годы, то ли позже, по рассказам родственников, Андрей Васильевич избавился от части сельхозинвентаря, утопив его в речке Рыбной. Что за веская причина была, непонятно. Ведь вплоть до войны 1941-1945 годов семья росла и расширялась. Дочери и сыновья стали выходить замуж и жениться, начали появляться внуки, а ведь за всем этим стояли дополнительные затраты.
Кроме того, хотелось выучить детей. Так, Георгий получил шесть классов образования в Заозёрновской школе N 42, что было очень хорошо для того времени. Успел он и поработать до призыва в армию в 1942 году - в охотлавке и типографии Заозёрного.
Перед войной и во время войны в похозяйственных книгах по адресу "заимка Карабариных" числилось несколько семей, главами их являлись Андрей Васильевич и Дмитрий Андреевич Карабарины, а также Семён Иванович Павлов с женою Марией Андреевной Карабариной, прожившие там до 1967 года.
Сложно предположить, как бы развивались события, если бы не Великая Отечественная. Пожалуй, самым первым из семьи Карабариных о ней узнал Дмитрий Андреевич. Почему? Да потому, что он, уже женатый, в это время - с апреля 1941 года - служил в действующей армии, и страшная весть наверняка уже к вечеру 22 июня дошла до самых дальних гарнизонов и частей. А на заимку новости доходили лишь через несколько дней.
В похозяйственной книге той поры отражено, что в семье Андрея Васильевича и Ирины Александровны жили внук Владимир, сёстры-близняшки Галина и Валентина, невестка Анна Александровна. Сёстры-близняшки через год умерли, а Анна Александровна после того, как перестала получать письма с фронта, сделала запрос в военкомат и получила ответ: "Пропал без вести".
Её дальнейшая судьба не ясна, а вот Владимир вырос, выучился на шофёра, но, уже будучи взрослым, погиб в автокатастрофе.
Конечно, это хорошо, когда документы тех лет - как гражданских, так и военных - сейчас оцифрованы, и очень многое можно найти в Интернете. Так вот, благодаря запросу Анны Александровны нашлась анкета от 24 октября 1949 года, где указано место нахождения Дмитрия Андреевича по последнему письму: "Действующая Красная Армия, Северо-Западный фронт, п/ст. N 60 131 о. с. б.".
Такая часть была в составе 41-й армии. Согласно схеме N 102, она воевала на Калининском и Западном фронтах. Участвовала в Ржевско-Вяземской наступательной операции со 2 марта по 1 апреля 1943 года. Армии выпала роль преградить дорогу отступавшим от Ржева фашистам.
Имеется и ещё одна схема - N 121: Калининский и Западный фронты. Смоленская наступательная операция с 15 сентября по 2 октября 1943 года. Так вот, 41-й армии там уже нет. Она была расформирована 9 апреля 1943 года, а остатки переданы 39-й и 43-й армиям.
Данные о тех боевых потерях были засекречены до 2007 года. Предположительно, начиная с 1941-го по апрель 1943-го в тех местах погибли более миллиона наших бойцов. Сегодня опубликованы воспоминания участников боёв - как с немецкой стороны, так и с нашей. Читать их очень тяжело. Невероятно трудно вести поисковую работу, но, к чести сегодняшней России, она интенсивно ведётся. Остаётся надеяться и ждать.
Осенью 1941 года ушёл на фронт Георгий Андреевич. Вся его служба прошла в 399-й стрелковой дивизии, сформированной в начале 1942-го в Забайкалье. 6 июля 1942 года она прибыла в район Сталинграда под начало Первой танковой армии. В сентябре выведена для переформирования. Из 14 тысяч бойцов остались в живых 158.
Второе формирование прошло в Тульской области. Далее - Брянский фронт. Второго марта 1943 года Георгий Андреевич был представлен к награждению медалью "За отвагу". Вот как коротко описываются его боевые подвиги.
"...Карабарин Георгий Андреевич за то, что он в боях с немецкими оккупантами 4 февраля 1943 года под д. Прудки Дросковского района Орловской области. 11-13 февраля под д. Топки Сосновского района Орловской области, 18 февраля 1943 года под д. Каменки и с 24 по 27 февраля 1943 года по д. Верхняя Гнилуша Малоархангельского района Курской области проявил храбрость и мужество. Вёл меткий огонь по немецким оккупантам и уничтожил 56 немецких солдат и офицеров".
В конце сентября 1943 года в составе 48-й армии он воевал уже в звании сержанта. На подходе к Гомелю наши войска встретили сильное огневое сопротивление. Противнику удалось к первым числам октября построить крепкие оборонительные сооружения. С первого по десятое октября войска армии готовились к наступлению с задачей форсировать реку Сож и овладеть Гомелем.
Однако наступление сдерживалось из-за многочисленных контратак, поддерживаемых танками и авиацией. Стрелковые подразделения, попадая под пулемётный и артиллерийский огонь, залегали, несли большие потери. Так продолжалось до начала Гомельско-Речицкой наступательной операции (10-30 ноября 1943 года).
25 октября 1943 года Георгий Андреевич Карабарин погиб. Похоронен в воинском захоронении N 2033 города Ветка, на улице Советской.
Пока не до конца ясна судьба самого младшего брата - Василия Андреевича Карабарина. Фронтовые пути братьев не пересекались и, к сожалению, неизвестно, писали ли они друг другу письма. Но символично соединили их имена благодарные земляки, поместив их рядом на плите памятника воинам, что установлен в селе Рыбинском.
Огромную работу по увековечиванию памяти погибших за освобождение белорусской земли провели наши братья-белорусы. К нашему стыду, намного раньше нас. И теперь всякий посещающий мемориалы на одном из них прочтёт: "Карабарин Г. А.".
...А жизнь продолжалась. Где-то далеко шла война, а на заимке уже подрастало новое поколение. В семье Семёна Ивановича Павлова и Марии Андреевны Карабариной (да, бабушка почти до самой смерти носила фамилию отца) подрастали Николай Иванович Карабарин (пасынок), Анна Фёдоровна Карабарина (падчерица), Виктор Семёнович и Валерий Семёнович Павловы - сыновья. А чуть позже появились сыновья Юрий Семёнович и Владимир Семёнович.
И опять работы хватало всем. Такова крестьянская жизнь. Но это уже другая история.
Уяр.
Автор:
Анатолий Карабарин
Сергей Орловский
16.06.2021 22:43
Анатолий Хотите историю своего рода сброшу для примера как схему составить Пишите orlovskiysergey@mail.ru
Войдите, чтобы пожаловаться