Сибири нужны большие крылья

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

03.02.2021 12:43
0

Читать все комментарии

1634

Воплощение замыслов по наращиванию экономического потенциала сибирских территорий в рамках предлагаемых сегодня со стороны власти и бизнес-сообщества инвестиционных инициатив сложно представить без усиления возможностей транспортной отрасли и непосредственно авиационного комплекса.

Позитивные вести в канун приближающегося профессионального праздника авиаторов принесла состоявшаяся 22 января рабочая встреча губернатора Красноярского края Александра Усса с министром транспорта РФ Виталием Савельевым, где обсуждались перспективы продвижения важных инфраструктурных проектов, способных ускорить развитие макрорегиона Енисейской Сибири.

Некоторые известные шаги на этом пути уже сделаны, однако задач остаётся по-прежнему немало. Тем более, что ситуация осложняется последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции.

Очевидно, более динамичными должны быть и наметившиеся в последнее время конструктивные перемены в отечественном авиапроме. Ведь только с опорой на его достижения, подчёркивают отраслевые эксперты, можно рассчитывать на последовательное укрепление воздушных мостов, так необходимых в масштабах российских пространств.

Новые ориентиры

Как известно, крылья в авиации обретают силу на земле, и потому во многом определяющее значение остаётся за проектами, нацеленными на возрождение комплекса больших и малых аэропортов, ещё несколько десятилетий назад представлявшего собой довольно могучее хозяйство.

Флагманом среди ключевых авиатранспортных узлов в Восточной Сибири был и остаётся красноярский международный аэропорт имени Дмитрия Хворостовского. Теперь, после объёмной работы по реконструкции пассажирского терминала и перронов, его потенциал продолжает приумножаться. Перспективы связаны в первую очередь с решением наделить главную воздушную гавань края авторитетным статусом базовой площадки под создание логистического хаба, возможности которого обещает расширить и соседний аэропорт Черемшанка.

Уже этим летом должно состояться долгожданное событие - аэропорт Красноярска станет второй базовой гаванью после московского Шереметьево для компании «Аэрофлот».

Несмотря на то, что срок реализации соответствующего соглашения, достигнутого между авиакомпанией, правительством края и ООО «Аэропорт Емельяново», несколько подвинулся по объективным обстоятельствам из-за пандемии COVID-19, в июне предполагается запуск первых рейсов.

Как сообщает департамент развития пассажирских перевозок красноярского аэропорта, слоты «Аэрофлоту» согласованы, и начало продажи билетов намечено на февраль. Группа «Аэрофлот» намерена открыть полёты из краевого центра по десяти направлениям: в Улан-Удэ, Иркутск, Екатеринбург, Новосибирск, Благовещенск, Братск, Тюмень, Омск, Симферополь и Сочи.

Не менее важным является и то, что ставку на Красноярский край сделала также другая крупная авиационная компания - «ЭйрБриджКарго» группы «Волга-Днепр», выполняющая регулярные грузовые авиарейсы по множеству маршрутов между Россией, Азией, Европой и Северной Америкой. Географическое положение краевой столицы там считают наиболее удобным для таких перелётов.

К слову, в немалой степени именно сотрудничество с «ЭйрБриджКарго» помогло красноярскому аэропорту выдержать трудные времена во время первой волны пандемии, когда кардинально сократились пассажиропотоки.

Вместе с тем уверенное будущее проекта транспортного хаба обозначается ещё одной созидательной инициативой - по организации в крае особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа с названием «Красноярская технологическая долина». Сейчас ведётся подготовка всей необходимой документации. Отдельные инвесторы выразили готовность стать резидентами. Речь идёт о производителях промышленного оборудования, продукции из алюминия для авиа- и машиностроения. Планируется, что к 2030 году на базе ОЭЗ появится около 1,3 тысячи рабочих мест, а объём инвестиций превысит 16 миллиардов рублей.

При этом обновления в обустройстве красноярского аэропорта продолжаются. Сегодня здесь ведётся строительство переходной галереи между новым и старым терминалами, а на лётном поле уже близится к завершению реконструкция магистральной рулёжной дорожки (МРД). Запуск МРД в эксплуатацию намечен на 1 июня текущего года.

С появлением современной магистральной рулёжки красноярский аэропорт сможет более чем вдвое увеличить число взлётно-посадочных операций в час: с нынешних 12 до 28. Фактически это взлёты и посадки каждые несколько минут. Таким образом, удастся в 2,5 раза нарастить потенциал аэропорта в обслуживании пассажиров и грузопотоков.

Этому в дальнейшем может поспособствовать дополнительный проект, прорабатываемый отраслевыми специалистами, - по устройству железнодорожного сообщения между краевым центром и красноярским аэропортом Красноярск с 34-километровой однопутной электрифицированной грузопассажирской веткой. Руководством региона, судя по официальным комментариям, такой замысел оценивается положительно.

Небо зовёт

В целом, как показывает практика, только комплексные подходы и системная работа могут обеспечить результативность в решении задач по развитию воздушных перевозок на пространствах Енисейской Сибири. Об этом, в частности, говорили участники состоявшегося в конце января заседания комитета по промышленной политике, транспорту и связи краевого Законодательного Собрания.

Как было отмечено в ходе дискуссии, большое значение имеет качество управления всеми имеющимися в красноярском регионе активами, включая сеть малых аэропортов. Так, на сегодняшний день в краевой собственности находится два аэропорта (Игарка и Черемшанка), а также шесть взлётно-посадочных площадок - в Байките, Богучанах, Ванаваре, Енисейске, Туре и Хатанге.

И уже есть позитивные перемены. К примеру, в Черемшанке перед пандемией кратно увеличился поток пассажиров, а благодаря выстроенному здесь не так давно модульному терминалу заметно повысилось качество обслуживания граждан, путешествующих воздушным транспортом.

Впрочем, проблем в отрасли по-прежнему хватает. Деятельность многих северных площадок остаётся убыточной из-за высоких расходов по их содержанию и небольших пассажиропотоков. В итоге в этом году из бюджета предстоит направить около 120 миллионов рублей на компенсацию затрат по перевозкам. Остро стоит вопрос обветшалости оборудования и зданий комплексов наземного обслуживания.

Не всё просто и у соседей. В частности, в ожидании конструктивных перемен живёт аэропорт Абакан. Как сообщается в официальных информационных источниках, сегодня есть потребность обновить терминалы аэропорта, увеличить число стыковочных авиарейсов с транзитом через столицу Хакасии. Обсуждается перспектива открыть прямые полёты из Абакана в некоторые крупные города страны.

Между тем, в этом году, по данным от Росавиации, четыре направления с вылетом из аэропорта Абакан попали в перечень субсидируемых региональных маршрутов, что сделает их для пассажиров более доступными по стоимости. В их числе рейсы Красноярск - Абакан - Красноярск и Кызыл - Абакан - Кызыл, осуществляемые силами основного красноярского регионального авиаперевозчика - компанией «КрасАвиа».

Это, как указывают эксперты, поможет ускорить модернизацию аэропорта и глубже интегрировать Хакасию с её большим туристическим потенциалом в общий социально-экономический вектор развития «Енисейской Сибири».

Если обобщить инвестиционные потребности, необходимые в горизонте ближайших пяти лет для наращивания потенциала авиаперевозок непосредственно в Красноярском крае, то сегодня они оцениваются в размере около миллиарда рублей. Именно такую цифру обозначил участвовавший в заседании комитета по промышленной политике, транспорту и связи ЗС края руководитель регионального министерства транспорта Константин Димитров.

Капиталовложения нужны, в том числе, на строительство объектов инфраструктуры, обновление технического парка. Также важная задача - дальнейшее совершенствование отраслевых возможностей компании «КрасАвиа», выполняющей значимую роль в обеспечении воздушного сообщения в северных территориях края и между центрами деловой активности в Красноярье, Хакасии и Тыве.

Существенно, что перевозчик сумел устоять под давлением неприятных последствий пандемии коронавируса и, более того, продолжает направлять усилия по омоложению флота, открытию новых рейсов, усилению кадрового состава.

Пора определяться

Как отмечают эксперты, высокая квалификация лётных экипажей и системное обновление парка воздушных судов с акцентом на продукцию отечественного производителя - важнейшая необходимость для стабильного функционирования авиационной отрасли.

Импортозамещение в российской гражданской авиации - вовсе не «патриотический» каприз, а одно из ключевых условий, определяющих даже не столько качество авиационных услуг, сколько саму их возможность в будущем. Ведь обостряющиеся на международной арене политические противоречия, накачивающие санкционное давление, делают ставку на эксплуатацию воздушных судов иностранного производства слишком рискованной.

Между тем, альтернатива «Боингам» и «Эйрбасам» существует. Российскому авиапрому есть что предложить. На лётные испытания вышли сразу две отечественные крылатые новинки: среднемагистральный МС-21-300 и самолёт для региональных авиалиний - турбовинтовой Ил-114-300. Ожидаются их сертификационные испытания и выход в серию.

Кроме того, сохранено производство широкофюзеляжных Ил-96, современных модификаций малокресельного L-410. Продолжается малотиражный выпуск Ту-214. И даже в трудной судьбе «Суперджета» SSJ-100 наметились позитивные перемены - обновлённую версию машины предполагается оснащать преимущественно отечественными комплектующими и российскими двигателями.

Вскоре может начаться массовое производство биплана «Байкал» - глубоко модернизированного новосибирскими специалистами варианта легендарного советского «кукурузника» Ан-2. Одновременно новосибирцы предложили пилотный проект продления лётной биографии ещё одной советской крылатой легенды - реактивного Як-40: теперь с заметно улучшенными характеристиками.

Пусть и с опозданием, но началось внедрение отечественных технологий производства композитов для гражданской авиации, а также линейки двигателей: реактивных и турбовинтовых. Остаётся не затягивать с их массовым производством и выводом на широкий рынок.

Пришло время сделать давно очевидный выбор в пользу родной авиатехники, которой будут не страшны ни санкции, ни валотильность курса валют.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры