В кромешном дыму не виден рай
Итоговый круглый стол в рамках духовно-просветительского форума "Вехи российской истории. Сибирский аспект", посвящённого столетию событий Гражданской войны в Енисейской губернии, прошёл в Красноярском литературном музее имени В. П. Астафьева.
Собственно, круглым столом данное мероприятие назвать сложно, поскольку собравшиеся в зале посмотрели документальный фильм "Последняя тайна генерала Каппеля", выслушали несколько докладов, так или иначе связанных с крахом Белого движения в Сибири.
Две учёные дамы, сидевшие передо мной, обсуждали фигуры Каппеля и Колчака. Одна из них, по всей видимости, горячая защитница адмирала, сокрушалась, что Александр Васильевич, в отличие от Владимира Оскаровича, не успел стать героем (В 2006 году останки белого генерала были перевезены из Китая в Россию для перезахоронения на кладбище Донского монастыря.- Прим. ред.). И вообще выдающегося полярного исследователя Колчака утопили, мол, как собаку, без суда и следствия, в полынье.
Другая пыталась пояснить: вот, мол, традиция в Сибири в годы Гражданской войны была такая - хоронить зимой было сложно, поэтому спускали в прорубь. Этими словами, похоже, она ещё больше обидела защитницу Верховного правителя России.
Рассказывая о событиях в Енисейской губернии сто лет назад, историк, краевед, научный сотрудник музея Красноярской железной дороги Константин Карпухин был корректен, ничью сторону в этой кровавой трагедии не занимал, чему бы стоило поучиться многим из нас, скатывающимся то в сторону "комиссаров в пыльных шлемах", то занимающим позицию их непримиримых оппонентов.
Константин Владимирович сообщил, что на сайте Красноярского краевого краеведческого музея работает виртуальная выставка-хроника "Красноярск. Год 1920", материалы для которой выкладывает научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, профессор Красноярского педагогического университета Александр Вдовин. Признаюсь, довольно интересно.
- Огромный комплекс документов обретён совсем недавно, в конце прошлого года,- отметил историк.- Хотя сбор материалов по истории Гражданской войны пошёл фактически сразу, как только в Красноярск вошла Пятая армия, когда в Енисейской губернии закончились бои. Гражданская война - не только комплекс материалов и документов, осевших в музее, но ещё и память людская. Кто-то считает воинов белой армии военными преступниками, кто-то - людьми, которые унесли честь и славу русской армии за рубеж. Поэтому до сих пор бытуют самые разные мнения о том времени, идут разногласия даже внутри одной семьи.
А как же иначе? Ведь десятилетиями многие из нас воспитывались на красной идее, закладывавшейся в книгах и фильмах. Мемуары белых генералов в советский период, естественно, были недоступны, однако кое-что о братоубийственной войне можно было прочитать в "Тихом Доне" Михаила Шолохова, "Хождении по мукам" Алексея Толстого, "Двух мирах" Владимира Зазубрина.
Да, собственно, пытливый ум всегда найдёт то, что ему надо. И даже фамилия Каппеля, мелькнувшая в легендарном советском фильме "Чапаев", говорила лишь о том, что прославленному советскому комдиву был противопоставлен равный по силе и значимости соперник, с которым Василий Иванович на самом деле не встречался.
- В Красноярске сто лет назад творилось настоящее столпотворение,- рассказывает Константин Карпухин.- Хаос... Тиф, огромное количество военнопленных, два концлагеря. Шли расстрелы сдавшихся на милость победителей. На протяжении всего двадцатого года осуждённые пролетарским судом к высшей мере наказания подлежали уничтожению. Расстреливали в том самом месте, возле нынешнего Октябрьского моста, где сейчас расположен торгово-развлекательный комплекс "Июнь". Утёс большой. Хоронить не надо. Енисей сам забирал трупы.
Можно понять, насколько ярость затмевала сознание, насколько пролитая кровь взывала к отмщению. Да и анархия в красных рядах, как мне кажется, преодолевалась с трудом. Если белые отправляли несчастных "в Москву", то у красных была своя поговорка - "в штаб Духонина", к генералу, поднятому в первые дни Октябрьской революции 1917 года на штыки мятежными солдатами и матросами.
Жуткая смерть ни в чём в общем-то не повинного Верховного главнокомандующего Русской армией стала ещё одной каплей крови, пролитой на жертвенный алтарь Революции. Так начиналось братоубийственное остервенение...
- Лишь в конце двадцатого года, 7 ноября, вышло распоряжение об окончании расстрелов,- продолжил Константин Владимирович.- Довелось мне в своё время беседовать с лауреатом Государственной премии в области педагогики, учителем биологии в красноярской школе на улице Сергея Лазо, человеком, который любое растение может вырастить. Он всё время удивлялся, почему в ограде его школы ничего не растёт? После того, как я ему рассказал, что здесь земля пропитана кровью на много-много метров, он понял причину. Стоит задуматься: где и как мы живём? Хочется сказать следующее: должно быть примирение. Примирились между собой потомки испанских конкистадоров и тех воевавших с ними латиноамериканских правителей государств майя, ацтеков, инков. Примирились потомки Пушкина и Дантеса. Почему бы не сделать Красноярск тем самым местом, где могли бы примириться красные и белые?
Для нас Гражданская война уходит всё дальше и дальше, однако мы в своём детстве ещё застали тех людей, которых приводили к нам на открытые уроки наши классные руководители - красных кавалеристов, рассказывавших какие-то вещи, позволявшие узнать, что происходило в те годы.
А уж для будущих поколений та война всё более и более отдаляется и становится для них практически войной 1812 года. Сейчас для нынешних поколений школьников Великая Отечественная столь же далека, как для нас Первая Отечественная.
Научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова Татьяна Резвых раскрыла перед собравшимися ещё одну, скрытую под спудом времени, страничку далёкого прошлого. "Акварели подпоручика Добрынина" - так назывался доклад, посвящённый участнику Первой мировой войны и Сибирского похода белой армии, чья выставка работает сегодня в Красноярске.
Удивительно, у этого художника, прошедшего самые кровавые войны начала XX века, совсем нет батальных зарисовок. Пётр Семёнович уделял пристальное внимание портретам и пейзажам, через которые рассказывал о том, что ему удалось пережить. Города, улицы которых рисовал художник, пусты, там нет ни одного человека, сельские избы приходят в упадок.
Белый офицер Пётр Добрынин прошёл по дорогам войны от средней полосы России через Урал до Сибири, побывал в Красноярске. За рубеж вместе с отступающими частями не ушёл, а уехал на Родину, в Симбирск, потом в Москву. И, кажется, Бог миловал художника, красные не отвели его на утёс, Пётр Семёнович не был репрессирован и в тридцатые годы.
В середине пятидесятых вдруг возник интерес к творчеству мастера, и решено было работы передать в только что созданный художественный музей имени В. И. Сурикова. Однако в краеведческом музее всячески этому сопротивлялись, даже прятали картины. Вынесла директор музея, имевшая принадлежность к органам госбезопасности и занимавшаяся научной деятельностью в период революции и Гражданской войны, какую-то папку со словами: "А этого белогвардейского офицера нам не надо".
Так в художественном музее появились акварели времён Первой мировой, когда Пётр Семёнович был военным корреспондентом, портреты русских солдат, сделанных в очень тонкой технике, красноярские пейзажи 1919-1920 годов.
Сам же Пётр Добрынин стал участником создания диорам для Музея революции в Москве, написал серию акварелей, посвящённых ленинским местам, и завершил свой земной путь, работая над картиной, посвящённой Великой Отечественной войне, в самый её разгар.
Художник, как многие другие участники Гражданской войны, тщательно скрывал этот период своей жизни, не упоминая о нём в анкетах.
- Имя художника он составил себе благодаря таланту и тому, что следовал призванию, несмотря ни на какие тяготы и препятствия,- считает Татьяна Алексеевна.
Сегодня плоды творчества Петра Добрынина разбросаны по всей России, и, чтобы их каталогизировать, необходимо приложить огромные усилия. Всего в красноярской музейной коллекции имеются 54 его работы. 62 года они хранились в музейных архивах.
Документы изучались в Государственном архиве Ульяновской области, Российском государственном военно-историческом архиве, Государственном архиве Красноярского края. Специальная экспертиза фотографий художника проводилась в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи министерства обороны РФ.
Путешественник, краевед, член Российского географического общества Владимир Черников очень подробно рассказал, как совершил поездку в тридцатиградусный мороз на велосипеде по пути Великого Сибирского Ледяного похода, которым уходили от Красноярска в сторону Байкала части генерала Владимир Осиповича Каппеля. И где сам генерал сложил голову, провалившись в воду реки Кан и промочив ноги, которые затем пришлось ампутировать.
Показательный эпизод, приведённый Владимиром Васильевичем, как мне кажется, ярко характеризует суть Гражданской войны. Когда крестьянин-проводник хотел помочь Каппелю и обратился к нему со словами: "Товарищ генерал...", Владимир Оскарович ответил: "Вы мне не товарищ..."
Не правда ли, в нескольких словах - противостояние сторон, несмотря на то, что одна из них на грани смерти, а другая способна помочь.
- Наш с вами гражданский долг, внутренняя человеческая обязанность состоит в том, что нужно доносить правду, чтобы не допускать перекосов, чтобы не было такого понятия, как Герой Гражданской войны,- говорит Константин Карпухин. Ведь Гражданская война - прежде всего трагедия. Для меня, выросшего на подвигах красных, удивительно в первое время было открывать страницы истории Белого движения, где также были свои герои, люди, с честью и достоинством противостоявшие той беде, которая ворвалась в Россию. А это действительно беда, когда брат идёт на брата.
Даже читая порой дневники и письма столетней давности, поражаешься тому, как люди смогли всё это пережить. Какой у них должен был быть стержень, какая любовь к Родине, чтобы боль и кровь, особенно в Сибири, можно было преодолеть.
Сейчас на государственном уровне отмечают столетие Крымского исхода, но русские люди покидали Россию не только через Крым, а и через Сибирь, Монголию, Дальний Восток.
- Мы сегодня присутствуем при самом маленьком мероприятии в рамках Общероссийских трагических дней, случившихся сто лет назад,- сказал Константин Карпухин.- Прикоснулись, вспомнили тех людей. Может быть, кто-то поставит свечку в церкви? Потому что из России уходили не только православные люди, но представители всех конфессий. Хочется надеяться, что нашим детям и внукам никогда не доведётся пережить то, что почувствовали наши прадеды.
Сергей ПАВЛЕНКО.
Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Гость (премодерация)
Войти