Прислать новость

Раздвигая границы культурного пространства

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.06.2019 11:45
0

Читать все комментарии

143

На сцене Сибирского государственного института искусств имени Д. А. Хворостовского прошла церемония завершения первого Урало-Сибирского межрегионального фестиваля-конкурса театров кукол "Сибирь. Terra Magica".

- Для культуры дети - особая аудитория,- сказал на открытии министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов.- Ежегодно зрителями театров края становится около полумиллиона детей, и фестиваль "Сибирь. Terra Magica", который я рад открывать сегодня,- наш серьёзный опыт в деле развития детского театра. Мы раздвигаем границы культурного пространства края, став инициаторами форума, благодаря которому дети смогут увидеть театральные достижения Сибири и Урала. И я уверен, что это только начало.

Закрывали фестиваль артисты Рязанского государственного областного театра кукол, входящего в пятёрку лучших театров России. Вне конкурса они показали городскую легенду по повести Антония Погорельского "Лафертовская маковница" в постановке лауреата национальной театральной премии Республики Беларусь режиссёра Олега Жюгжды.

Выбор рязанцев на финал не случаен, поскольку, мало того, что они показали один из лучших спектаклей фестиваля, но также презентовали себя как будущие красноярские гастролёры.

Наверное, зрительский интерес представил возрастной ценз совершенно безобидной постановки - 18+, но не только: достаточно вспомнить, что написанная в 1825 году "Лафертовская маковница" считается первой российской фантастической повестью.

Конечно, Олег Жюгжда вполне мог "попугать" зрителей, ведь есть в этой истории и зловещая покойница, и таинственный чёрный кот, и недостижимые сокровища, но режиссёр и художница Екатерина Трифанова сделали упор всё-таки на изобразительной составляющей.

"Лафертовская маковница" отмечена премиями фестивалей "Зеркало сцены" и "Петрушка Великий". Театральный критик Марек Вашкель, председатель жюри фестиваля "Сибирь Terra Magica", отметил, что этот спектакль "традиционный, но по уровню мастерства - это шедевр, это работа режиссёра, художника, композитора на невероятно высоком уровне".

В Лафертове живёт старая женщина, которая печёт самые вкусные в Москве маковые булочки, а ночью становится колдуньей. Бедная родственница старухи, бесприданница Машенька, мечтает разбогатеть и выйти замуж, и колдунья поможет ей, вот только каким образом?..

К сожалению, в Красноярске это был единственный показ, гости представили "Лафертовскую маковницу" также в Железногорске и ещё привезли для самых маленьких спектакли "Сказки Пушкина" и "Мойдодыр".

13 театров из Кургана, Сургута, Челябинска, Улан-Удэ, Барнаула, Екатеринбурга, Томска, Перми, Иркутска, Барнаула, Кемерова, Красноярска показали 16 лучших, на их взгляд, спектаклей для детей и взрослых.

Специально отмечаю фразу "на их взгляд", поскольку, как мне показалось, в гастрольной тенденции присутствует сегодня принцип привозить так называемые выездные спектакли, не требующие особых затрат на доставку, с минимум декораций, кукол, актёров.

Таковым был, к примеру, простенький, непритязательный "Летучий корабль" Кемеровского театра кукол имени А. П. Гайдара. Таковой могла бы стать "Кукла. Блокадная история" Екатеринбургского театра кукол, если бы не тема, блистательно, волнующе поданная актёром, режиссёром, художником Николаем Бабушкиным.

Режиссёр и трое актёров рассказали историю детства в военное время с его чудесами, страхами, разочарованиями. А если это к тому же происходит в блокадном Ленинграде...

Непростую "сказку" артисты театра разыграли с небольшими шарнирными куклами с доверительной интонацией, за что получили на закрытии фестиваля несколько дипломов - за лучшую женскую роль были отмечены актрисы Алла Антипова и Наталья Елисеева. Сам Николай Бабушкин получил специальную премию жюри за благородство и искренность интонации в раскрытии военной темы.

- Фестиваль призван показать, насколько сильна, разнообразна и интересна театральная карта Урало-Сибирского региона. 37 театров существуют на этой территории - они прошли большой конкурсный отбор, после которого только 12 смогли привезти сюда свои работы,- отметила директор Красноярского театра кукол Татьяна Попова.

Лучшим спектаклем для детей была признана сказочная история для людей и кукол по пьесе Анны Богачёвой "Откуда берутся сказки" Томского областного театра кукол и актёра "Скоморох" имени Романа Виндермана в постановке хорошо известного красноярцам настоящего кудесника сцены Сергея Иванникова ("Соседи", "Пиковая дама"). За эту же постановку отмечен художник по свету Кирилл Дейкун.

Лучшим спектаклем для взрослых стали приключения с актёрами и куклами по поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" Бурятского республиканского театра кукол "Ульгер".

Приз за лучшую мужскую роль достался актёру Виктору Евдокимову (он же режиссёр), сыгравшему в агонизирующем апофеозе по книге Рубена Давида Гонсалеса-Гальего "Белое на чёрном" "Летучего театра" из Сургута.

Лучшим художником за музыкальную фантазию "Детский альбом" стал мастер Челябинского государственного театра кукол Андрей Ефимов.

Победу лучшего режиссёра праздновал Александр Борок, поставивший в Пермском театре кукол оксюморон по мотивам одноимённой новеллы Франца Кафки "Превращение" (спектакль отмечен также за актёрский ансамбль) и уже упоминавшийся "Детский альбом" в своём родном Челябинске.

Специальными призами жюри были одарены Сергей Иванников за яркое воплощение творческого процесса ("Откуда берутся сказки"), Яна Тумина за талантливый синтез различных культурных традиций ("Руслан и Людмила"), Иркутский областной театр кукол "Аистёнок" за открытие драматургии Александра Вампилова ("Утиная охота. Сны Зилова" режиссёра Бориса Константинова), Красноярский театр кукол за блестящую организацию и проведение первого Урало-Сибирского фестиваля и главный режиссёр театра Евгений Ибрагимов за мастерство в работе с актёрским ансамблем ("Побег").

А ещё были многочисленные лекции и мастер-классы от ведущих кукольников Европы и мира. Театральный критик, историк театра кукол, профессор Варшавской театральной академии, председатель жюри фестиваля Марек Вашкель прочитал содержательную лекцию на тему "Кукольники XXI" века, показал фрагменты из лучших европейских спектаклей, рассказал о тенденциях выразительного языка, об экспериментах в кукольных постановках.

Стоит добавить, что во внеконкурсной программе, кроме рязанской "Лафертовской маковницы", были показаны трагикомическое соло в две руки французской компании "MalaStrana" в постановке Марции Гамбарделла и Валентины Делла Торре "Альцгеймер-оперетта", история для взрослых "Сияющая в ночи" по мотивам японской сказки "Принцесса Кагуя" в постановке Ёити Нисимуры и Курганского театра кукол "Гулливер". Атмосферный спектакль для самых маленьких возраста 1+ "День и ночь" Александра Хромова предложил Красноярский театр кукол.

Последний показал также совершенно "горячую" философско-ироническую сказку по пьесе Г. Х. Андерсена "Огниво" в постановке Войцеха Кобржински и литовского художника Юлии Скуратовой.

Конечно, многим из нас памятна яркая, красочная лента Надежды Кошеверовой "Старая, старая сказка" с Олегом Далем, Мариной Неёловой, Георгием Вициным, Владимиром Этушем, легко и непритязательно рассказывающая о власти, пагубной страсти денег, любви и предательстве.

Однако красноярские постановщики решили не делать спектакль красивым, а сосредоточились именно на мрачной стороне происходящего, описанной великим датским сказочником. Одним только подземные собаки, появляющиеся перед отважным Солдатом и расплывающиеся в ночи, чего-то стоят.

Красноярское "Огниво" поднимает непростые вопросы, которые юные зрители должны решить сами. Например, принесёт ли счастье и любовь Принцессы Солдату богатство и власть? Остро ставится вопрос, который у Надежды Кошеверовой проигрывается легко и непринуждённо: чтобы получить богатство и власть, нужно убить пожилую женщину, пусть даже она Ведьма.

Помните, как в фильме Ведьма поёт: "Нет, я не старая, совсем не старая... Я с детских лет была такой!" И Солдат играючи сносит саблей бессмертной Ведьме голову, подхватывает её и, похохатывая, убегает.

В Красноярском "Огниве" всё по-другому, ведь, став в своё удовольствие Королём, Солдат, аналогично старой-старой истории Евгения Шварца "Дракон", забирает себе все отрицательные качества и пороки Короля, занимая его место на троне. Да к тому же Солдат становится мужем Принцессы, убив её родителей...

Ужас какой-то, на который даже взрослый не сможет найти ответа...

Сергей ПАВЛЕНКО.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры