Правительство края продолжает опровергать выводы Счётной палаты
На официальном портале «Красноярский край» вечером 5 июня — спустя сутки после скандального заседания Законодательного Собрания с отчётом главы Счётной палаты Татьяны Давыденко появилась информация «Юрий Лапшин дал оценку ситуации в лесной отрасли Красноярского края».
Приводим её полностью:
«Председатель краевого Правительства Юрий Лапшин прокомментировал заявления председателя Счётной палаты Красноярского края Татьяны Давыденко о ситуации в лесной отрасли.
Накануне на заседании Законодательного Собрания главный аудитор представила информацию о реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и анализ результатов деятельности краевых лесничеств.
Оба доклада сводились к негативным выводам: заявленные инвестпроекты не реализованы полностью, лесничества неэффективно и непрозрачно занимаются продажей древесины, в отрасли большая доля теневого оборота, регион недополучает значительные средства от использования лесов, борьба с лесными пожарами выстроена неэффективно.
Перед сессией депутатам была направлена информация с комментариями Минлесхоза края по каждому из почти 80-ти вопросов даже не двух, а трех проверок лесной сферы, что дало возможность главе Правительства сконцентрировать внимание парламента на наиболее весомых моментах.
Ответное выступление Юрий Лапшин начал с того, что многочисленные системные проблемы, характерные для лесной отрасли, возникли не в 2018 году, а формировались десятилетиями, и к списку Счетной палаты можно добавить еще многое, например, отсутствие полноценного механизма контроля за движением древесины и баланса между выбытием лесов от рубки и гибели, и их восстановлением.
"Действительно, эта отрасль имеет большой теневой оборот. Поэтому Губернатор последовательно сводил всех заинтересованных в развитии отрасли вместе и заставил по-новому посмотреть на её застарелые проблемы. Сформулирован ряд серьезных поручений по декриминализации лесного сектора и новой политики в области лесных отношений, суть которой – повысить эффективность лесопромышленного комплекса", – подчеркнул Лапшин.
Первые результаты уже есть. По итогам 2018 года в крае зафиксирован рост производства пиломатериалов на 10% к 2017 году до 3,6 млн кубометров, что является самым высоким показателем за период с 2000 года. Рост инвестиций в 1,5 раза по крупным и средним организациям. Рост налоговых платежей в бюджет края в 2018 году на 15% и платы за использование лесов в региональный бюджет на 68%.
Увеличение объема мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Впервые за 15 лет начала проводиться модернизация сети лесопитомников. Лесовосстановительные работы в 2018 году проведены на площади 70 тыс. га, с ростом на 20% к 2017 году, а в 2019 году Рослесхоз предоставил краю на эти цели 0,5 млрд рублей.
"Но совершенно очевидно, что это только начало большой работы. Все проблемы не являются новыми для Правительства. Они нам известны и понятны. И факты, изложенные Счетной палатой, в том числе основаны на материалах, предоставленных аудиторам самим министерством лесного хозяйства. Важно отметить, что в ходе многочисленных мероприятий, ни одно из которых не было контрольным, а имело исключительно аналитический характер, не установлено ни одного факта хищения или нецелевого использования средств бюджета подведомственными Минлесхозу структурами. При этом становится очевидным, что Счетная палата зачастую выходит за пределы своей основной компетенции и дает оценку решениям, которые фактически относятся к полномочиям федеральных органов исполнительной власти", - отметил глава Правительства.
Так, записка Счетной палаты об оценке реализации в крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов не содержит указаний на нарушение норм действующего законодательства при реализации в крае этих проектов. Но включает большое количество другого рода замечаний, которые председатель краевого Правительства назвал необоснованными.
В частности, вывод о недопоступлении в бюджет налоговых платежей от реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов в размере 7 млрд рублей сделан аудиторами на основании заявленных инвесторами концепций проектов. Но эта сумма в проектировки бюджета не входила.
Предусмотренный отраслевой программой план налоговых платежей от предприятий лесной отрасли за последние два года близок к 100% выполнения, что свидетельствует о высоком качестве прогноза и бюджетного планирования в крае.
При этом сам механизм приоритетных инвестпроектов, при котором заявители не всегда выполняют взятые обязательства по строительству мощностей, регулируется федеральным законодательством.
"Мы периодически сталкиваемся с тем, что проект нам не нравится. Но приостановить процесс мы не можем. Если пакет документов полный и соответствует формальным параметрам, нет правовых оснований отказывать заявителю – заявка отправляется в Федерацию, где уже Минпромторгом России принимается решение о присвоении проекту статуса приоритетного. Конечно, мы стараемся наладить работу по администрированию, и зачастую это дает свой положительный эффект: проект "Сибирского леса", который, кстати, и дал львиную долю, от так называемых не вложенных инвестиций в лесную отрасль, уже исключен из списка приоритетных проектов, сохранен лес на тех площадях, которые в гослесфонде были зарезервированы под исполнение этого проекта. Всего в рамках "приоритетников" в крае в настоящее время производится 16, а не 7 различных видов лесопродукции. Так что при всех недостатках этот механизм работает, а край действует исключительно в рамках законодательно закрепленных механизмов и своих полномочий, в том числе и по контролю над реализацией этих проектов", - отметил Юрий Лапшин.
Биржевые торги древесиной лесничеств, которые стали новшеством 2018 года, Татьяна Давыденко тоже оценила как неэффективные – отметив заниженную цену торгов в сравнении с другими регионами. В свою очередь председатель краевого Правительства напомнил, что сотрудничество с Санкт-Петербургской биржей началось менее года назад, и сравнивать край сейчас с Иркутской областью не вполне корректно, потому что она подошла к 990 рублям за кубометр только через пять лет после старта торгов. В 2018 году лишь 6 лесничеств края из 60 в пилотном режиме торговали через эту площадку.
"Серьезного увеличения объема продаж и роста стоимости кубометра в краткосрочном периоде мы, конечно, не ждали. Но даже несколько месяцев дали положительный эффект. Всего в 2018 году было реализовано 100 лотов. Средняя цена реализации составила 296 рублей за кубометр, что на 16% выше уровня цен в 2017 году. А по итогам пяти месяцев текущего года мы уже имеем среднюю цену 559 рублей за кубометр и рост этой цены в 1,9 раза", - отметил Юрий Лапшин.
В 2019 году по объёму реализуемой через биржу древесины и по уровню конкуренции Красноярский край занимает уже лидирующие позиции. Соответствующее письмо на имя Губернатора направил президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи.
Что касается отмеченных нарушений при формировании планов финансово-хозяйственной деятельности лесничеств и выполнения ими госзадания, по словам Юрия Лапшина, по всем фактам проводятся соответствующие проверки, в случае нарушения законодательства должностные лица будут привлечены к ответственности.
В части борьбы с лесными пожарами выводы Счётной палаты основаны на субъективных критериях оценки эффективности. Главными показателями, по мнению председателя Правительства, здесь должны выступать скорость реагирования: обнаружение пожара на малой площади и время на его ликвидацию. А просто информация о количестве пожаров и их площади, которая каждый год разная и зависит от влияния естественных погодных и природно-климатических факторов, мало что характеризует.
При этом наращивание сил и средств на тушение лесных пожаров происходит с учетом оперативной обстановки, фактических погодных условий, наличия специалистов и техники в местах базирования и возможности их оперативной доставки к местам возгорания.
В так называемой труднодоступной «зоне контроля» пожары могут не тушить: тушение лесного пожара производится в случае угрозы населенным пунктам и объектам экономики и в случае превышения прогнозируемого вреда над объемом затрат на его тушение.
По остальным пожарам в полном соответствии с федеральным законодательством и федеральным же регламентом тушение прекращается на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям. По каждому случаю принимается коллегиальное решение.
"Безосновательным считаем вывод Счетной палаты о низкой кратности авиационного патрулирования. Во-первых, это совершенно точно прерогатива специалистов. Они несут ответственность, в том числе за исключение неэффективных полетов. Во-вторых, фактические показатели по патрулированию лесов улучшаются. Общий налет часов при проведении патрулирования на 27% выше уровня 2016 года и на 40% выше налета 2017 года. А выполнение расчетной (нормативной) кратности авиапатрулирования в 2018 году составило более 92%, что в два раза превышает среднероссийские показатели", – добавил Юрий Лапшин.
При этом вывод аудиторов о невыполнении Лесопожарным центром в 2018 году показателей, установленных госзаданием, был сделан преждевременно, еще до окончания лесопожарного сезона. По итогам года госзадание было выполнено полностью.
Более того, проверка Рослесхоза реализации переданных полномочий в области лесных отношений установила, что, несмотря на сложную лесопожарную обстановку, действующая в крае система охраны лесов от пожаров обеспечивает выполнение возложенных функций. Отмечен высокий уровень организации работ, повышение эффективности системы авиационного мониторинга.
Тезис о неудовлетворительном взаимодействии Минлесхоза края с Рослесхозом тоже является, как минимум, спорным, считает Юрий Лапшин: "В 2018 году из нераспределенного резерва Рослесхоза на тушение пожаров краю дополнительно выделено 232 млн рублей. Это в 1,5 раза больше, чем за три предыдущих года, вместе взятых. В 2018 году край получил пятую часть от такого рода средств, предусмотренных для всех субъектов РФ. Так что взаимодействие с Рослесхозом мы считаем вполне себе эффективным".
Отметив также множество формальных замечаний в материалах Счётной палаты, Юрий Лапшин предположил наличие субъективной основы в отношении аудиторов к этой отрасли.
"Ранее в адрес Губернатора и Правительства края поступил ряд обращений, описывающих признаки конфликта интересов в деятельности главы Счетной палаты и связанные с этим негативные ситуации в сфере оказания авиационных услуг при тушении лесных пожаров в крае, а также многочисленные попытки оказания давления на должностных лиц с целью принятия управленческих и финансовых решений в пользу общества с ограниченной ответственностью "Авиапром" со стороны руководителя Счетной палаты. Поскольку правовая оценка изложенных фактов не входит в компетенцию Правительства, я направил эти документы в установленном порядке в прокуратуру Красноярского края", - подвёл итог Юрий Лапшин.
Прокурор Красноярского края подтвердил депутатам поступление этих материалов и отметил, что свои выводы по ним ведомство сделает до конца июня.
Гость (премодерация)
Войти