Главное, чтобы костюмчик...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

01.02.2019 17:35
0

Читать все комментарии

586

Удачный концертный костюм для артиста - святое дело, как и всё остальное в его образе. Он помогает исполнителю ярче раскрыть концепцию номера.

Артистам Красноярской краевой филармонии повезло: над их внешним сценическим обликом колдуют мастера, каких в городе - единицы. Пошивочным хозяйством уже более двадцати с лишним лет заправляет Ольга Михайловна НЕДЕЛКО.

В юности она мечтала поступить в институт на физмат, потому как легко давались ей физика, математика, химия. Но подруга уговорила пойти в Красноярский технологический техникум и учиться на технолога швейного производства (позже было два курса учёбы на экономическом факультете технологического института).

Начинала Ольга Неделко трудовую биографию в ателье, потом на несколько лет уходила из профессии на КрАЗ, работала в электролизном цехе. Но в итоге снова вернулась в швейное дело: стала членом кооператива по пошиву одежды. В Красноярскую филармонию Ольга Михайловна пришла в 1990 году на должность закройщика.

Теперь под её чутким руководством коллеги по цеху создают сложные, смелые по своему замыслу, оригинальные модели. Например, для Красноярского академического ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко, ансамбля песни "КрасА", ансамбля "Вольница" костюмы шили с учётом мотивов народной одежды, используя специальный крой, подчёркивающий движения артистов. Для детских театров рукодельницы делают яркие, изысканные наряды. Глядя на такие, понимаешь - попал в сказку!

- В своё время мы не только свою филармонию обшивали, но и творческие коллективы городов края и соседних регионов: Кемерова, Назарова, Ачинска, села Ванавары и других. Работали без выходных,- вспоминает Ольга Михайловна.- Многим премудростям научились у коллег из красноярских театров.

В оперном, помню, помогали ставить спектакль "Евгений Онегин" и поняли, что у мужских костюмов особый крой. Например, чтобы артисты могли свободно поднимать руки во время выступления, нужна специальная ткань - лайкра.

В ТЮЗе нас научили грамотно прикреплять лиф к юбке в старинных платьях, а то я долго не могла понять, за счёт чего уголок так ровно лежит? Когда понадобилось пачки для артистов балета делать, мы пригласили закройщика из Музыкального театра.

В общем, учились многому самостоятельно, потому что нигде такие "секретные" вещи не преподают. И одежду сцены на Большой концертный зал сами шьём: кулисы, занавесы и всё, что хотите!

- Ольга Михайловна, где же вы брали ткань? В 90-х годах в магазинах было шаром покати...

- Красноярский шёлковый комбинат в те годы ещё работал, выпускал прекрасные ткани: портьерные, жаккардовые, атласные, мебельные, подкладочные и был единственным таким предприятием на территории Сибири и Дальнего Востока.

На центральном складе филармонии хранились запасы габардина и репса. В перестройку снабженцы успели закупить много ткани для школьной формы, и чего мы только из неё не шили! "Француза" тоже соорудили из ткани Красноярского шёлкового комбината.

- "Француза"?

"Француза" шили пять слабых женщин, а десять сильных мужчин потом еле-еле смогли дотащить его до лифта - такой тяжёлый! И это ещё песка в нём не было...

- Это центральный занавес для Большого концертного зала, который, поднимаясь, образует красивые волны. После реконструкции этот занавес должны были сшить для филармонии петербуржцы, но вовремя заказ не исполнили (прежний занавес в 2000-х сгорел от софитов).

Для пошива гиганта потребовалось порядка двух тысяч метров ткани полутораметровой ширины. На "француза" идёт специальная тесьма (это ремни, напоминающие стропу), металлические кольца, и всё это рассчитывается до миллиметра!

Описанием технологии изготовления занавеса снабдил меня Николай Павлович Тулин. И всё у нас замечательно получилось! "Француза" шили пять слабых женщин, а десять сильных мужчин потом еле-еле смогли дотащить его до лифта - такой тяжёлый! И это ещё песка в нём не было...

Вы знаете, что к занавесу прикрепляют холщовые мешочки? Туда насыпают настоящий песок для того, чтобы, когда "француза" опускают, он не шёл волной и не раскачивался, а ровно упал. И сколько у него будет волн - столько и мешочков. Вот такая хитрость!

- И сколько весит один такой мешочек?

- Килограмм. После того, как пришёл занавес из Петербурга, мы своего "француза" передали в оперный театр. Вообще-то специализация наших мастеров - портные-вышивальщицы, а изготовление одежды сцены - дополнительное умение.

К нам, бывает, приходит на практику молодёжь, и, глядя на нас, девчата всегда удивляются, как многому можно научиться! Каждый работник в цехе незаменим, каждый бесценен.

Однажды нам поставили задачу: сшить около ста костюмов для нового номера Ансамбля танца Сибири. Сейчас-то мы аппликации клеим, а раньше всё руками пришивали. И времени у нас было всего 25 дней и... 25 ночей.

Наши родственники дома вырезали аппликации и пришивали бусы-жемчуг, а мы всё остальное делали в цехе и там же ночевали. Прикорнём немного сидя - и дальше шьём. До сих пор не понимаю, как мы тогда всё успели?

Увидели мы свои костюмы в танце и поняли: не зря старались - всё вышло здорово!

- Ольга Михайловна, какие заказы сейчас выполняет цех?

- У нас трудятся не пять человек, как раньше, а девять, и никогда не бывает такого, чтобы мастера месяц без работы сидели, а потом форсировали - заказов всегда хватает. Более того, очередь к нам до конца года расписана.

Сейчас по эскизам нашего художника Екатерины Исмайловой восстанавливаем красочные, яркие костюмы для авторского номера Михаила Семёновича Годенко "Вдоль по улице".

Задача - воссоздать рисунок прежних костюмов (шили их ещё в советское время в Ленинграде) максимально точно! Здесь как раз используем современную технологию аппликации. Ткань была креп-сатин, а сейчас используем атлас "Россия".

Костюмы не простые - не только техника аппликации применяется, но ещё и роспись. И снова времени в обрез: номер артисты готовят для гостей Универсиады.

- Успеете?

- Думаю, успеем! Никогда ещё филармонию не подводили. А на очереди - обновление 120 костюмов для коронного номера Ансамбля имени М. С. Годенко - хореографической сюиты "Сибирь моя".

Вера КИРИЧЕНКО.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры