Великих много, а Валентин Распутин один

К 85-летию писателя Валентина Григорьевича Распутина

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

02.06.2022 21:11
0

Читать все комментарии

2920

Болело сердце, страдало,

Себя, не щадя, сжигало.

За Матушку-Русь печали,

И нет им конца и края!

Галина ЧЕРНОВА.

* * *

"Читающий человек, неравнодушный к судьбе России и болеющий за неё, знаком со всемирно известными произведениями Валентина Распутина или хотя бы с одним из них: "Память" (роман-эссе), "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", "Уроки французского", "Пожар", "Василий и Василиса", "Прощание с Матёрой", "Дочь Ивана, мать Ивана", и другие. А фильм "Уроки французского" режиссёра Евгения Ташкова - 1978 год, думаю, видели все.

Экранизация трудов В. Г. Распутина значительна: "Рудольфио", реж. Динара Асанова; "Рудольфио", реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК); "Продаётся медвежья шкура" и "Встреча", реж. Александр Итыгилов; "Прощание", реж. Лариса Шепитько и Элем Климов; "Василий и Василиса", реж. Ирина Поплавская; "Деньги для Марии", реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов; "Живи и помни", реж. Александр Прошкин.

Большое значение в жизни писателя имели озеро Байкал, реки Ангара и Енисей, речушка детства Уда. Ряд художественных и публицистических творений Валентин Григорьевич посвятил теме охраны этих водных объектов от бездумного промышленного освоения, грубого вмешательства в их прекрасную, неповторимую природу, в самобытный мир живущих на их берегах старожилов.

Он был инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков целлюлозно-бумажного комбината. В годы перестройки занимал непримиримую, консервативную позицию, подписывал групповые антиперестроечные письма - "Письмо писателей России", "Слово к народу", обращение сорока трёх - "Остановить реформы смерти"...

Прямо выражал отношение к власти: "Политика - дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены..."

"Россия с её тысячелетней историей по всем меркам - молодая цивилизация. И грозит ей не старость, не усталость, не изношенность, "красивая" жизнь в пучине безнравственности и отвержения традиций",- считал писатель.

Боль и горечь в этих словах, напряжённость ума и сердца.

Сокрушается и негодует душа за свою землю и за свой многострадальный народ.

Валентину Григорьевичу было страшно представить, как мы теряем людей, богатую природу, многовековые устои, историю предков, малую Родину. Больно и нам, обыкновенным людям, которые живут от пенсии до пенсии, от зарплаты до зарплаты. Он ушёл, так и не приняв новую российскую действительность.

В последнем своём произведении "Дочь Ивана, мать Ивана" он напрочь отверг спекулятивный характер ценностей, нравственных ориентиров, подштукатуренных непривычным для русского уха словом толерантность, которые нам навязывают, предав анафеме целомудренность и как явление русской глубинной жизни, и как признак высокой литературы. И культуры...

Я прочёл до последнего слова

Твою повесть - и вышел за дверь.

Грудь моя разорваться готова,

Я не знаю, что делать теперь.

Нет, кричать понапрасну не буду,

Что куда ты ни кинь - всюду клин.

От того, что творится повсюду,

Плакать хочется мне, Валентин.

Всё чужое, повсюду чужие,

Боль в душе от опущенных рук.

В нашей бедной, богатой России

Мы уже не хозяева, друг...

Николай РАЧКОВ.

После прочтения повести "Дочь Ивана, мать Ивана".

Ленинградская область.

* * *

"Спасибо каналу "Культура", который несколько уже раз показал нам документальный фильм-прощание, вечное прощание с обжитой землёй, режиссёра Сергея Мирошниченко, как жизнь и судьба целых поколений окажется под водой ещё одного рукотворного моря. Фильм был снят к 75-летию Валентина Распутина, две серии - "Мёртвая вода" и "Живая вода".

Глазами трёх замечательных современников - Валентина Распутина, иркутского издателя Геннадия Сапронова и критика Валентина Курбатова, которые встречаются с жителями на берегах Ангары, беседуют, соболезнуют вместе с ними об исчезновении огромного пласта культуры - духовного, мастерового, краеведческого.

Уходят под воду уникальные памятники истории, погосты, церкви, сельскохозяйственные угодья, невосполнимый мир растений и животных. И тянутся руками к свету многовековые деревья, и всё под водой стонет и плачет, спрашивает нас - "Зачем? За что?" Страдает вся планета. А если не сможет выдержать сердце земли-матушки? Нет ответа. Молчит вода... Молчим мы".

* * *

В июле 2009 года, совершив поездку на Ангару, в том числе в Нижнее Приангарье, писатель посетил на Енисее родину Виктора Петровича Астафьева - Овсянку.

В ходе поездки по Енисею Валентин Григорьевич познакомился с жизнью и работой речников Енисейского пароходства. В Книге почётных гостей ОАО "ЕРП" он оставил такую запись:

"10 июля 2009 г.

Дорогие речники Енисея!

Как человек, выросший на берегах реки (Ангары), с детства и по сей день больше всего почитаю речников; из всех средств связи предпочитаю воду, чувствую себя с вами всегда хорошо.

Начинал свою литературную работу с описания реки и путешествий по ней на малых и больших пароходах. Даже в лодке представлял себя моряком. Моряком стать не удалось, но любовь к реке неизбывна и уважение к речникам бесконечно.

Удач вам, дорогие речники! И помните, мы на вас всегда смотрим с любовью и уважением.

Валентин РАСПУТИН,

писатель".

Полдня он провёл на теплоходе пароходства "Чайка", дошёл до Красноярской ГЭС, попросил порулить, встал за штурвал, как в юности управлял небольшими судёнышками на Ангаре. Подробно расспрашивал членов экипажа теплохода о житье-бытье, интересовался, изменилось ли за последние годы и как изменилось судоходство на Енисее. И подолгу молча всматривался в скалистые берега у Дивногорска, в могучий поток великой реки.

* * *

Из переписки Валентина Распутина с Валентином Курбатовым:

"Подошла пора, когда не хочется никого ни в веру свою обращать, ни доказывать что-то (всё одно без толку), а хочется исповедоваться и радоваться даже через муку и страдания. Люди грамотные поймут, а неграмотные всё равно нас не читают и не слушают. Я часто вспоминаю слова Василия Шукшина: "Тише было бы громче"...

Валентин РАСПУТИН.

20 марта 1983 года".

"Не вели казнить, вели миловать. Виноват очень за молчание, но поверь, что нет в нём ничего такого, что имело бы отношение к тебе. Я виноват, только я... Ничего не хочется, одно желание остаться одному.

Я вспоминаю Алеся Адамовича, который не однажды говорил, что прежде Красной книги каждому народу надо составить Чёрную книгу своего национального характера с перечислением тех черт, от которых следовало бы излечиваться. Мы ведь привыкли уже, что мы самые лучшие и самые милые.

Куда ушла наша мессианская предназначенность? В водку, в демагогию, в самоубийство? Или в Афганистан?..

Валентин РАСПУТИН.

9 апреля 1986 года".

"...Почта тоже иссякает, осталась по большей части зарубежная, откуда вопрошают: почему ничего не делаете и даёте погибнуть России? А я уже не знаю, нужно ли что-то делать. Если что-то зреет и созреет, то само собой, по своим законам созревания. Видно только, что люди не хотят слушать авторитеты, теперь уже никакие. А талдычить без толку одно по одному уже и талдык отказывает.

Валентин РАСПУТИН.

3 апреля 1994 года".

Из легендарной книги "Подорожник" Валентина Яковлевича Курбатова (1939-2021).

* * *

Очень трогают за душу слова и мысли великого автора:

"Люди богатые таких книг не читают. У них даже солнце своё, отдельное от бедных,- на каких-то экзотических островах отнятое и вывезенное из рая; у них народились фантастические вкусы: играть в футбол они летают на Северный полюс, для прогулок в космос нанимают в извозчики космонавтов, любовницам дарят виллы в миллионы долларов. А бедные между тем спорят, ходить или не ходить им на выборы, и, в сотый раз обманутые, всё-таки идут и голосуют за тех, кто о них тут же забывает... Ни там и ни там нет согласия внутри себя - у одних от непривычки к неправой роскоши, у других от непривычки к нищете. И никто не знает и знать не желает, удастся ли когда-нибудь притереться друг к другу и стать одним народом или никогда не удастся, кому-то в конце концов придётся уходить."

"Иногда такое отчаяние охватывает и такой стыд, что хоть беги. Не за страну, не за правителей наших. Это уже как бы позор естественный. А за литературу. За то, что она оставляет читателей сиротой..."

"Знаменитая триада, необходимая для жизни каждого государства,- Вера, Власть, Народ - разрушена. Если мы бы сейчас получили зримую картину нашего общего дома, она напугала бы нас больше, чем мы представляем. Веровая опора восстановлена, но властная, полностью разрушенная, представляет собой сыпучий курган, неспособный держать свою долю ноши. И поэтому вся непомерная тяжесть здания взвалена на плечи народа".

"Нет, надо верить... И праведники ещё остаются, и не выжили совершенно люди из бескорыстия, благоразумия, веры. Да, издержался, издерзился, окунулся в срамной балаган человек - да ведь не всякий же! И пусть он, неподдавшийся, осмеян нынче, затравлен, загнан в молчание и одиночество, но стоит неколебимо он, ни за какие пряники не способный расстаться с совестью".

Валентин РАСПУТИН.

Из книги "Сибирь, Сибирь...".

* * *

Валентину и Светлане Распутиным

Как спится у Распутиных на даче!

День закатился, словно медный грош.

Мой сон, как пух небесный, не иначе,

Мой сон на детство давнее похож.

Настой черёмух и настой сирени,

И хвойный воздух с млеком тишины

Мне кажутся божественным твореньем,

Вдыхаются до самой глубины.

Не слышатся ни ангельские плачи,

Ни гомоны вечерних городов.

Как спится у Распутиных на даче,

Как будто в поле посреди цветов!..

В шитье живых черёмуховых кружев

Ночь зыбкою летит берестяной.

А мирозданье каруселью кружит

И выпрямляет сосны надо мной.

Как будто в кокон - в одеяло прячусь

И улетаю по ночной тропе.

Как спится у Распутиных на даче,

Как в раннем детстве в маминой избе.

Владимир СКИФ,

член Союза писателей России.

* * *

"И вот, с 14 марта 2015 года, Валентина Григорьевича не стало. Ушёл от нас не только знаменитый писатель, но и порядочный, честный, скромный человек, переживающий за настоящее и будущее своей страны и её людей. Светлая ему память! Похоронен В. Г. Распутин на территории Знаменского монастыря в городе Иркутске.

*
*

Горький триптих

1

Распутин умер, стал мелеть Байкал.

И это не простое совпаденье,

Ускорилось всеобщее паденье,

И злобный дух ещё сильней взалкал.

"Распутин умер",- снова повторяю

И, кроме Бога, я не доверяю

Теперь на этом свете никому.

2

Страшны сибирские масштабы:

Детишки, мужики и бабы -

Все поднялись с его страниц

И как один упали ниц,

Да так, что вздрогнула планета.

Я не один, кто видел это.

3

Один он ведал, может быть,

На этом свете, в этом веке,

Чего нельзя никак убить

В обычном русском человеке".

Николай ЗИНОВЬЕВ,

поэт.

Краснодарский край.

* * *

"Хочется надеяться, очень хочется надеяться...

Когда на Родину приезжаю, выйду утром: солнышко светит, травка растёт, тишина, чистота, до того хорошо. И думаешь: всё минует, лишь бы вот это было. А если это сохранится, если мы сумеем чувствовать, видеть красоту, будем пускать её в свою душу - значит, выберемся. Сохранить бы эту землю.

Говорю так не потому, что мне хочется закончить своё слово надуманной доброй нотой. Нет, я действительно верю: выстоим, выберемся обязательно".

Валентин РАСПУТИН.

Москва, декабрь 2005 года.

Подготовила

Галина ЧЕРНОВА.

п. Ермолаевский Затон,

Берёзовский район.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры