Ушёл из жизни Эдуард Панов, посвятивший жизнь красноярской архитектуре

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

07.09.2020 15:33
1

Читать все комментарии

2557

В августе 2020 года ушёл из жизни Почётный гражданин нашего города, Заслуженный архитектор России, главный архитектор проекта реставрации и реконструкции здания органного зала Эдуард Михайлович Панов. Светлая ему память!

В январе 2013 года в "Красноярском рабочем" появились воспоминания Эдуарда Михайловича. Я считаю, было бы уместным повторить эту публикацию.

С уважением,

Вячеслав КРИВОКОЛЕСКО.

Редакция выполняет просьбу читателя, ещё раз - через семь с половиной лет - публикуя материал Э. М. Панова.

Как рождался органный зал

Костёл был разрушен в 1929-1930-х годах. Разрушен при жизни его создателя - замечательного красноярского архитектора Владимира Соколовского (он умер в 1959 году). Представляю, каково было ему - католику (очевидно) и автору - видеть совершаемый на его глазах вандализм. Были обрушены обе башни-звонницы, с вершины щипца скинута фигура Христа, орган с хоров выброшен на улицу.

Мой тесть - И. И. Быстров, заведовавший в ту пору железнодорожным клубом имени Карла Либкнехта, вспоминал, как он нашёл несколько органных труб, валявшихся в снегу, которые использовались самодеятельным театром для производства шумовых эффектов при постановке "пролетарских" спектаклей. Внутреннее пространство костёла было совершенно варварски изуродовано устройством трёх (!) этажей с тесными клетушками кабинетов, для которых в готических фасадах, не считаясь с их архитектурно-тектонической структурой, прорубались новые оконные проёмы. Поначалу в изуродованном здании расположился радиокомитет, позже - кинокомплекс краевого телевидения.

В таком практически руинированном состоянии памятник архитектуры простоял до конца 1979-го - начала 1980 года. Краеведы от случая к случаю в прессе ставили вопрос о его реставрации. В строительном институте (ныне институт архитектуры и дизайна) по инициативе Ю. И. Гринберг студенты иногда выполняли дипломные проекты по восстановлению костёла. К сожалению, эта общественная озабоченность не вызывала интереса в верхах.

Где-то в конце 1978 года, будучи в командировке в Иркутске, я узнал, что там, как и у нас, есть почти такой же по размерам и архитектуре костёл, который тоже поначалу использовался радиокомитетом, затем студией кинохроники; как и у нас, здание сильно пострадало от усердий активного атеизма. Но в середине 1970-х оно было освобождено, профессионально отреставрировано и к 1978 году приспособлено под зал органной музыки с установкой органа из ГДР. Мне даже довелось послушать небольшую пьесу в исполнении немецкого настройщика: не Домский собор, но впечатление было завораживающим.

По возвращении из командировки я тут же направил докладную записку секретарю крайкома КПСС К. М. Чернову, курировавшему культуру: мол, чем красноярцы хуже иркутян? Но обращение оказалось не ко времени: Чернова направили на дипломатическую службу не то в ГДР, не то в Италию, а записка, как водится, не получила ходу.

Ровно через год, уразумев, что "письменные ходатайства граждан" воспринимаются властью как досужие фантазии, я решил этот вопрос облечь в наглядную форму, так сказать, "визуализировать" предложение. Вычертил эскизно, от руки, пером - планы, фасады, разрезы, иллюстрирующие возможные результаты реставрации нашего костёла с приспособлением его под органный зал; сопроводил их краткой пояснительной запиской с соображениями по потребности в материалах и общей стоимости работ.

Сброшюровал это в тоненький томик и отнёс прямо в первую приёмную крайкома КПСС с просьбой передать Павлу Стефановичу Федирко, без особой надежды на ответную реакцию. Однако ошибся. Не учёл, что партийное руководство серьёзно относилось к своему почину - "Превратим Сибирь в край высокой культуры" - и все сибирские регионы весьма ревниво соревновались в этом.

Не прошло недели, как П. С. Федирко созвал большое совещание, где были выработаны конкретные поручения и жёсткие сроки их исполнения: кинокомплексу - освободить костёл; "Гражданпроекту" - немедленно приступить к разработке проектно-сметной документации; Ремонтно-строительному тресту горкомхоза - начать разборку хламья и ремонтно-строительные работы; кирпичному заводу N 3, что на правобережье,- наладить производство специального кирпича; ЭВРЗ - подключиться к изготовлению кованых решёток ограды; художественным мастерским Худфонда - выполнить цветные витражи и бронзовые светильники; ДОКу - изготовить кресла для зрительного зала; краевому управлению культуры - обеспечить приобретение органа.

Руководителем штаба стройки был назначен тогдашний глава города В. Л. Глотов. Текущие планёрки вела его заместитель Л. В. Ноткина, которая была, кроме того, председателем Красноярского отделения ВООПИК. Общая координация всех процессов восстановительных работ осуществлялась секретарём горкома КПСС В. П. Капелько.

Проектирование и строительство велось в напряжённом параллельном режиме, с еженедельными планёрками прямо в костёле.

Соавтором проекта реставрации и реконструкции костёла был А. И. Соловьёв, замечательный архитектор, тонко чувствовавший особенности стиля восстанавливаемого архитектурного памятника.

В костёле не было подвалов, за исключением небольшого помещения под апсидой, где размещался тепловой узел. При реконструкции здания был вырыт подвал под всей площадью костёла для обустройства в нём гардеробов, буфета и туалетов для зрителей.

Между костёлом и домом ксёндза, в котором была организована детская музыкальная школа, сооружён подземный переход.

Цветные витражи в окнах исполнены красноярскими художниками В. В. Жекаловым и С. Лапко. Уникальные светильники-бра и торшеры из бронзы созданы дивногорскими художниками Е. Г. Белоусовым и Г. В. Кузаковым из материалов Дивногорского завода низковольтной аппаратуры. Расцветку кожаной обшивки зрительских кресел (красный цвет - в центральном нефе, чёрный - в трансептах), сконструированных А. Соловьёвым, буквально мимоходом, но весьма удачно, подсказал дизайнер В. О. Кастерин.

Орган приобрели в Чехословакии в известной фирме "Ригель-Клосс". Несмотря на то, что фирме была передана вся необходимая архитектурно-строительная документация, тем не менее её специалисты приезжали в Красноярск и тщательнейшим образом обмеряли интерьеры костёла, поскольку органы - инструменты эксклюзивные, и делаются строго под конкретные характеристики акустической конфигурации объёмов концертных помещений, и звучать хорошо могут только в них.

Реконструкция костёла закончилась в 1981 году. А в 1982 году известный советский органист Гарри Гродберг выступил с первым концертом в отреставрированном костёле, высоко оценив его акустику и орган.

Эдуард ПАНОВ,

главный архитектор проекта реставрации и реконструкции здания костёла.

Наша справка

Эдуард Михайлович ПАНОВ родился 10 мая 1931 года в селе Тасеево. В 1949 году окончил школу N 36 Красноярска, позже, в 1956 году,- Новосибирский инженерно-строительный институт.

В Красноярске он прошёл ступени от архитектора проектного института до главного архитектора города.

Эдуард Михайлович - автор проектов жилых и общественных зданий в Красноярске, проектов гражданской застройки Шарыпова, Игарки, Иланска, Боготола, автор реконструкции памятников архитектуры. Он один из авторов новой застройки Красноярска конца 70-х годов, главная идея которой - рациональное размещение и благоустройство новых жилых микрорайонов; обеспечение удобной связи между районами и центром.

Эдуард Михайлович является автором проектов гостиницы "Турист", института "Водоканалпроект", памятника воинам Сибирской дивизии (парк "Гвардейский"), реставрации Покровской церкви и римско-католического костёла (в соавторстве).

Долгие годы он работал со студентами и руководил дипломным проектированием объектов реконструкции и реставрации памятников истории и культуры на кафедре градостроительства Красноярского политехнического института (ныне СФУ).

Э. М. Панов являлся членом Союза архитекторов России, возглавлял правление его Красноярского отделения. В 1985 году был удостоен почётного звания "Заслуженный архитектор РСФСР".

В 1994 году ему было присвоено звание "Почётный гражданин города Красноярска".

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Комментарии (1)

Гость


11.09.2020 12:27

Вечная память!

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры