Из почты "КР": "Сердца заходились от счастья и муки"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

05.01.2020 19:31
0

Читать все комментарии

498

Вот и закончился год. Зима... Слава Богу, наша - русско-сибирская: снег лежит великолепными коврами, и морозы, пусть не лютуют, но своё дело знают.

Как всегда, время бежит быстро - не успели мы как следует поздравить друг друга "с наступающим", как уже и новогодние праздники позади, а на носу весна.

Как же завершился год? У всех по-разному. У "Красноярского рабочего" был день рождения, 114 лет ему. Немало. Как говорится, дай Бог, ещё столько же!

Когда я сейчас беру в руки газету и вижу на её первой полосе легендарный логотип, то испытываю какое-то неоднозначное чувство. В этом чувстве и привычный интерес (что там, на страницах - какие темы, какие авторы?), и что-то похожее на душевное облегчение, и радость вкупе с уважительным признанием факта: свежий номер газеты в руках - значит, гордый красавец "Красраб" выходит, он не побеждён, хоть изо дня в день "бьётся с неравною силой". Да какие ещё бывают бои!..

Творческих сил и удач вам, а также просто человеческого счастья, сотрудники редакции нашей уникальной краевой газеты! Пусть она выходит, статьи пусть "гремят", друзья к вам на подмогу спешат!

В моём родном городе Бородино шли и идут свои бои: в траншеях разреза за уголь, на улицах города - со снегом, в школах - за успеваемость, в больнице - за выживаемость... И так далее, всё, как и должно быть.

Земное наше существование - это по большей части, конечно, проза. Однако рядом с ней всегда живёт поэзия - разная, но, как правило, воодушевляющая и романтизирующая суровые реалии бытия.

Оглянусь я немного назад - в осень. Поздняя осень... Природа в это время, как и положено ей, замирала, готовясь к долгой зиме, а бородинская поэзия искрилась праздничными брызгами вдохновения - событие за событием, дата за датой.

В нашей городской библиотеке была презентация: у местной поэтессы Натальи Константиновны Тихоновой наконец-то вышла в свет книга стихов. К стихосложению она стала тянуться ещё ребёнком-дошколёнком, и первым её рифмованным опусом было описание собственной детской жизни:

"Дети бегали в саду,

Весело играли,

Вместо куклы кочергу,

Завернув, качали..."

На мой взгляд, для шестилетнего автора неплохо, даже деепричастный оборот есть. Разве классическое, к примеру, "Котик мохнатый по садику ходит, а козлик рогатый за котиком бродит" - мудрёнее?
 
Но строгий Наташин отец вынес суровый приговор: поэтессы из неё не получится. Он ошибся (ещё бы!), и впоследствии ошибку свою признал, и был рад творческим успехам своей дочки.

Жаль, что отцы не вечны, уходят они, и потому не смог Наташин папа поздравить её (и себя!) с выходом в свет сборника избранных стихов под названием "Тихое позднее счастье".

Лично я знакомилась с поэзией Натальи Тихоновой на страницах газеты "Бородинский вестник", и началось это знакомство в девяностых годах уже прошлого века. И вообще я со всеми местными авторами прозы и стихов знакомилась через городскую газету.

Тогдашний редактор Александр Смирнов часто повторял своим подчинённым, что внештатными авторами надо очень дорожить - это как свежая кровь газеты, то, чем она близка читателю. И было, по-моему, тогда "авторов из народа" много - разных и интересных.

Между прочим, члены той, прежней, редакции были на презентации, поздравляли Наталью Константиновну, вспоминали прошлое. Александр Смирнов, Татьяна Кайзер, Оксана Серенкова, Анастасия Елашкина - все они были рады встретиться друг с другом.

И такими знакомыми, светлыми были их лица, что я на какое-то время забыла о том, что они уже не работают в газете и даже не все живут в городе Бородино. И мне казалось, что вот тут в сборе та редакция, к которой я привыкла (да и не только я, их, наверно, никто не забыл), и что сейчас, покинув библиотеку, они дружной компанией, по пути оживлённо обсуждая темы и прочие дела, зашагают привычной дорогой к себе на работу...

В 1996 году я, наверно, впервые обратила пристальное внимание именно на стихи Натальи Тихоновой, напечатанные в "Бородинском вестнике". Тогда я ещё не жила в городе Бородино, а приезжала в отпуск, и у меня в 1992 году скоропостижно и неожиданно, в 45 лет, умер единственный брат, и это было страшным ударом для нашей семьи.

И когда я прочла стихотворение, которое Наталья Тихонова посвятила прощанию с ушедшим также преждевременно из жизни директором бородинского угольного разреза Пожарниковым, то строчки этого посвящения разбередили мне рану своей утраты. Умом я понимала, что это о директоре, а душой воспринимала, как о брате.

"...Рано ушёл, было мало отмерено,

Вот и ещё одно сердце потеряно...

Оттуда назад не бывает пути,

Правых, не правых, всех нас - прости!

Плачет природа: то дождик, то замять...

Пухом земля тебе, вечная память".

Я повторяла эти строчки, наверно, сотни раз...

И было другое стихотворение, которое позже также тронуло меня. Оно было посвящением уже на смерть отца поэтессы - Константина Иосифовича Люто.

Наталья Константиновна очень уважала, любила его и всегда им гордилась. И сейчас гордится и любит, и потому очень много стихов у неё посвящено воспоминаниям о детстве, родных людях. И настолько искренне эта память звучит в её поэтических строках, что при их прочтении и у тебя вслед за автором "детства чистый горний свет вдруг озарит души пространство".

Как и у Натальи Тихоновой, у меня отец тоже был участником войны - настоящим фронтовиком. Я тоже дорожу памятью о нём, и потому то, что высказано её сердцем, заставляет трепетать и моё:

"...Где они теперь, друзья-солдаты?

Помолчит - и снова про войну...

Нет его. И нет здесь виноватых,

Только всё же чувствую вину

Перед ним и этим поколеньем,

В Лету уплывающем от нас,

И сквозь время слышу, как прощенье,

Тот отцовский сбивчивый рассказ".

Муза Тихоновой откликается на всё. Сколько вдохновенных строк посвятила она городу Бородино и Бородинскому разрезу...

Помню, когда болел мой отец, мы с ним не раз перелистывали юбилейное издание, подаренное ему, - книгу "Бородино - чёрное золото России". И в самом её начале, на развороте обложки, каждый раз вслух читали строки, напечатанные прямо на фотопанораме угольного разреза:

"Что было здесь? Ювенильное море?

Суши ли полоса?

Ящером спит экскаватор на взгорье,

Пашни, поля, леса.

Точка на карте, и то не на всякой,

Маленький город мой.

Чётко отмечен провинции знаком

И не совсем такой..."

В общем, Наталья Тихонова - наш поэт она, бородинский! Хотя, если верить её поэтическому пожеланию, упокоения своей душе она желала бы там, где прошло её детство - в селе Красная Речка Боготольского района:

"Эта улица помнит и славу мою, и позор,

По-библейски строги, на коленях сложив свои руки,

Здесь сидели старухи. Свернёшь - и открылся простор,

Да такой, что сердца заходились от счастья и муки.

Эта улица вечно манила куда-то идти,

Бормотала своё, чудеса впереди обещала,

Эта улица стала для многих началом пути,

Мы по-доброму помним своё молодое начало.

...Я на суд твой вернусь, только всхлипнет последний звонок,

Перед очи старух, молчаливо следящих за мною,

И когда доведётся исполнить заветный урок,

Моё сердце уснёт на высоком холме над рекою".

На той презентации в библиотеке присутствовали и другие бородинские поэты, чьи стихи я тоже узнавала в основном из "Бородинского вестника". Был Леонид Викторович Рыжов. Мне всё представлялось - ему лет сорок, а он 25 октября отметил шестидесятилетний юбилей, и мне не верится, кажется, что неправда.

Стихов у него - море! Директор городской библиотеки Екатерина Валентиновна Сотникова в своём выступлении говорила о нём, как о достойном и ожидаемом претенденте на следующую презентацию.

Но собирает ли, хранит ли свои творения сам Леонид? Или просто пишет, когда с души неудержимо "прёт"?

"...Перо сжимали пальцы, чуть дрожа,

И стройным хором строчки звучно пели...

...Да, были те мгновенья хороши,

Как будто ковш хмельной ядрёной браги,

И я все чистые сокровища души

Выкладывал на чистый лист бумаги".

Леонид может откликнуться на любое событие. Он, на мой взгляд, замечательно пишет про природу. Строки из стихотворения "Холодный май" читаешь и будто у того неласкового окна стоишь:

"Нависшей тучей сквозь проём оконный

С усмешкой горькой небосвод глядит..."

Или стихотворение "Середина июля", там опять окно, только картина совсем другая:

"Едва светает. Тихо. Тело спит.

И время сна часы отмеривают стрелками.

А у окна душа на цыпочках стоит

И смотрит в утро летнее, как в зеркало.

...Ещё немного, и восход мой сон прогонит,

И новый день родится с новою строкой,

Прохладным ветром, пойманным в ладони,

Своё лицо умою я, как чистою водой".

Или вот предновогоднее - "Мандариновый ветер":

"...На тройке сказочных быстроногих коней

На праздник - Новый Год!

Где стоит ёлка в сияньи разноцветных огней

И вокруг весёлый хоровод,

Где детский взгляд, восторжен и светел,

Застыл в ожидании чуда...

Там дует тёплый мандариновый ветер...

И ты, и я - мы все оттуда..."

У Анастасии Елашкиной в ноябре тоже был юбилей, нынче ведь отмечают не только те юбилеи, что с цифрой "0" на конце, но и с цифрой "5" тоже. Вот у Насти как раз на "пять, а сколько - не важно. Она молодая, красивая, и стихи её с каким-то изяществом и "изюминкой".

И с такой изюминкой-смешинкой она пишет о себе, как о поэте:

"Чихуахуа.

У меня есть правило: ни месяца без стиха!

Я поэт маленький, как чихуахуа.

Другие бульдоги пишут - ни дня без строчки!

А у меня не бывает такой заморочки.

В месяц раз!

Муза моя ленива.

Немногословна,

Но многорука, как Шива.

Только жаль, что руки растут не оттуда,

Зато спокойна, улыбчива, словно Будда.

Спускает слова на ниточке, не спеша,

А я их ловлю кончиком карандаша".

Или вот, уже без смешинки:

"Сорочка.

Раньше стихи приходили при лунном свете,

Злые, упрямые - стая диких волчат.

Сегодня приходят, как послушные дети,

В солнечной комнате ясно смотрят, молчат.

Раньше писалось остро, кололась строчка,

Резались буквы, как зубы у малыша.

Сегодня на ветру трепещет сорочка,

Будто в ней запуталась чья-то душа".

Ещё в октябре отпраздновали юбилей поэтического клуба "Алые паруса", что образовался при городской библиотеке 10 лет назад. Своим рождением он обязан появлению в нашем городке Зои Фёдоровны Пестеревой, которая и очень любит поэзию, и сама пишет стихи.

До переезда в Бородино она долгое время жила в суровом северном Норильске, и хоть здесь у неё появилось множество друзей, здесь её дом и семья, своей поэтической душой стремится туда - в тот угрюмый край:

"Скудость природы и щедрость души -

Тем норильчане и хороши:

Встретят тебя, как родного,

Сразу поймёшь - дома снова.

...Я хочу в этот город заснеженный

Хоть на пару деньков вернуться,

Пообщаться с друзьями верными

И светло ему улыбнуться".

Долгое время наша городская библиотека была без имени, а потом стала носить имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Почему выбрали такое? Да потому, что мы - Бородино. А уж где "Бородино", там сразу: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром..."

Поэтому 205-летие со дня рождения гениального русского поэта отмечали довольно обширным мероприятием под названием "Бородинские лермонтовские чтения". В них вошли выставки, викторины и, конечно, конкурсы чтецов.

Юбилею Лермонтова посвятили одно из своих занятий и слушатели университета "Активное долголетие". Декан факультета "Культура и искусство" Мария Николаевна Михайлова в октябре была награждена почётным знаком "За заслуги перед городом". Хочется воскликнуть: "Наконец-то!"

Мария Николаевна - настоящий подвижник-общественник культурного просветительства, прирождённый организатор. Она негромко и мягко, по-настоящему интеллигентно, умеет увлечь и организовать людей. На её факультете очень разнообразная программа занятий, причём студенты не сидят всё время на месте: на какие только экскурсии они ни ездят, какие только концерты и спектакли ни посещают...

В конце ноября Мария Николаевна убедила меня съездить с их компанией в драмтеатр города Канска, в котором они бывали неоднократно и полюбили его. Кстати, 2019 год был в этом отношении знаменательный - Год театра.

Я в Канском театре была впервые и с благодарностью убедилась, что декан Михайлова была права. Поехать стоило: труппа хорошая, актёры играют талантливо. Шёл спектакль "Фото, на котором меня нет" по Виктору Астафьеву.

Казалось бы, взят незначительный момент из жизни писателя, а какой интересный спектакль создан! Внимание всё время было приковано к происходящему на сцене, скучать просто не предоставлялось возможности. И поэзия там была: актёр, исполняющий роль Учителя, замечательно читал некрасовского "Школьника":

"...Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа столько славных, то и знай..."

Я коснулась немногого, сделав всего-то несколько штрихов из нашей обыкновенной жизни, где, порой незаметно, сливаются проза и поэзия.

А по случаю праздника можно пожелать - пусть всем нам "тёплый мандариновый ветер" принесёт на своих новогодних крыльях вдохновение, удачу, мир и любовь!

Екатерина ОДИНЕЦ.

Бородино.

Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры