Из редакционной почты: "Не забывайте о нас, но не повторяйте наши судьбы"
11 апреля 1945 года в память о восстании узников Бухенвальда установлен Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. С тех пор он отмечается ежегодно.
С 1988 года существует общероссийская общественная организация "Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей", зарегистрированная и поставленная на учёт геральдическим советом при президенте РФ.
11 апреля 2010 года медаль "Непокорённые" мне вручил председатель краевого общества малолетних узников В. Ф. Мажаров на митинге, прошедшем в Красноярске на площади Победы.
Нам, детям лихолетья, в те далёкие годы почти невозможно было представить, что Великая Отечественная война и Великая Победа войдут в нашу общую жизнь не как два величайших исторических события, а как две основные точки наших личных судеб -- 22 июня 1941 года и 9 мая 1945-го.
Между этими датами -- всенародное горе. Многомиллионные жертвы, беспримерная стойкость и героизм советских людей, всемирная радость первого мирного дня весны. Между этими датами -- нашествие фашистов на нашу Родину, трагическая тяжесть "нового порядка", смерть и страдания мирных жителей на огромной территории Советского Союза.
Неслыханные ужасы выпали на долю детей, самых невинных и незащищённых жертв войны. Линия фронта при его продвижении на восток и запад дважды тяжким катком прокатилась по неокрепшим душам, унося с собой сотни тысяч жизней.
Я, бывший малолетний узник фашизма, к дате 11 апреля отношусь двояко. Во-первых, это напоминание о невыносимых детских страданиях в неволе. Во-вторых, это память о том, что нас освободили партизаны и солдаты Красной армии. Я выжила и могу рассказать о своей боли и тяготах того времени.
Родилась я на Брянщине в 1936 году. Мне шёл пятый годик, когда началась война. Нас, детей, в семье было трое: старшая сестра, я и полугодовалый братик. Многострадальная Брянщина, партизанский край,-- моя малая родина (страдает и сейчас от бандеровской Украины). Святой уголок брянской земли -- деревня Бочары, где я появилась на свет -- стала столицей партизанского движения.
В августе 1941 года Брянщина была оккупирована немцами. В 1941--1943 годах были убиты, сожжены более 75 000 мирных жителей края. Угнаны в рабство 154 000 человек, сожжены 968 населённых пунктов, в том числе и моя деревенька.
Ты для меня, как веточка из детства,
Как ветерок с далёкой родины моей.
Нет для меня прекрасней в мире места,
Чем Брянщина, в ней деревенька Бочары.
Что может быть милей?
Оккупация... Этот ужас длился более двух лет. Постоянные бомбёжки леса, где формировался партизанский отряд. Грабежи, насилие, страх и потери близких. Всё это сохранилось в моей памяти.
Деревня Бочары со всех сторон была окружена лесом, в двух километрах от неё находился лагерь партизан, сформированный из числа отступавших красноармейцев, местной молодёжи и мужчин. В этом отряде был мой папа Илья Евлампьевич Мосин и двое маминых братьев -- Василий Петрович и Александр Петрович Лавреновы -- ему было 16 лет.
Этот отряд под командованием Ф. С. Данченкова и комиссара бригады Гайдукова впоследствии соединился с Красной армией. Немцы панически боялись партизан, так как их поддерживало население. Женщины, в том числе и моя мама Пелагея Петровна Мосина, вязали тёплые вещи, носки, шили маскхалаты, готовили продукты, а ночью с мешком за спиной уносили всё это в лес.
Благодаря нашей маме мы сумели выжить в страшные годы войны в концлагерях. А за помощь партизанам немцы расстреливали на глазах односельчан. Это был их метод устрашения населения.
Перед глазами встаёт такой случай... Собрали на пригорке всё население Бочаров, построили полукругом и вывели на расстрел местного жителя, председателя колхоза дядьку Тимоху (так его звали местные). Подвели его к обрыву, и вдруг он резко повернулся лицом к жителям и спокойным голосом произнёс: "Люди! И всё-таки мы победим эту нечисть!" Это были его пророческие слова.
Раздались выстрелы, и дядька Тимоха упал в обрыв. Мрачные лица людей, но ни плакать, ни причитать было нельзя, фашисты предупредили: сразу будет пуля в лоб. С тех пор это место называли Тимохиной горой.
После расстрела сразу начали жечь дома. Нашу деревню спалили дотла. Всё творили фашисты, чтобы отрезать партизан от мирного населения. А с июля 1942 года мы стали беженцами. Около двух или трёх недель были на районной площади под открытым небом, кругом всё обнесли колючей проволокой, вышками с солдатами и огромными овчарками.
Весной 1943 года начался массовый угон населения в фашистскую неволю -- беженцев в первую очередь. Из райцентра товарным поездом увозили нас в Рославльский концлагерь. Бараки не отапливались, кормили какой-то баландой, за которой стояли в очереди по несколько часов. Многие не выдерживали такой участи, падали и умирали.
Началась массовая подготовка к угону. Провели санобработку какой-то коричневой жидкостью, чтобы мы не завези в Германию вшей. Погрузили нас в товарный вагон, который уже был забит людьми. Лязг закрывающихся дверей гремит в ушах до сих пор.
Наш состав угнать в Германию не удалось, так как шла "рельсовая война": партизаны взрывали железнодорожные мосты и пути. Довезли в товарняке до города Борисова в Белоруссии. Поместили опять в бараки, обнесённые колючей проволокой, на вышках -- солдаты с оружием и огромные овчарки. Кормили очень плохо: от холода и голода -- высокая смертность. Женщин гоняли на торфоразработки, добытый торф увозили в Германию.
Как мы там выжили, одному Богу известно, но выжили. В концлагерях пробыли чуть ли не два года. Освободили нас партизаны и Красная армия осенью 1944 года.
Вернулись на родину в деревню. Жить негде, есть нечего. Сохранился дедушкин погреб, сделали из него землянку, где разместились четыре семьи с детьми плюс дедушка с бабушкой. Попрошайничали в деревнях, которые сохранились во время войны. И всё же выжили, всю свою жизнь работали. Восстанавливали разрушенное хозяйство.
Трагедия нашего детства -- это наша боль и память, наша тревога и забота о будущем. Но мы, малолетние жертвы фашизма, заявляем: война -- это уничтожение детей, детства, а значит -- будущих семей, страны и всего человечества.
Наша задача -- вернуть людей к пониманию детства как к чему-то святому и ценному в память о живших, ради живущих и будущих поколений. С сердечной болью мы переживаем то, что происходит на Украине сегодня, накануне 79-й годовщины Победы над нашим общим врагом -- фашизмом.
Мы, малолетние узники -- жертвы фашизма, понимаем эту боль, потому что изведали её многие годы назад. В наших душах -- боль детей сегодняшнего дня, она отзывается с особой остротой. Хочется обратиться к руководителям стран всего мира: прекратите все военные действия, не добывайте славу, рейтинги, имидж страданиями детей, мы должны спасти, уберечь их от войны во имя нашей памяти и будущего.
В жестокой той войне родилось понятие "дети-узники". Навечно остался в сердцах миллионов образ безвинного ребёнка с полными ужаса глазами, оторванного от родителей, помещённого за колючую проволоку. Быть последними живыми свидетелями бесчеловечной трагедии народа в войне выпало на долю бывших узников, тех, кто пережил колючую проволоку, фашистские лагеря и тюрьмы, гетто,-- это нелёгкая роль.
Мы, узники, запомнили войну такой, какой восприняли её детьми. Мы можем ошибаться в датах, неверно назвать имя или село, но в нашей памяти точно, как на фотоплёнке, запечатлён пылающий родной дом, поезд, уносящий в чужую страну. И колючая проволока вокруг нового жилья. Огромные собаки, на нас лающие, нетерпимый голод и холод, чад труб крематориев.
Неутомимый голод помню
И не забуду никогда,
Как страшный сон, как наважденье.
Всегда хотелось есть тогда.
В лагерях нас голодом морили,
Псов кормили лучше, чем людей.
Плёткам резиновыми били,
Запрягали, словно лошадей.
Ежедневно сотни умирали,
В сутки 200--300 человек.
А как эти трупы убирали,
Не забудется вовек.
Мы, бывшие малолетние узники, приносим слова искренней благодарности нашим освободителям -- доблестным советским воинам и партизанам, спасшим нас от фашизма, от нацистской неволи, от полного физического уничтожения. Мы, малолетние узники, и есть самые горькие, самые беззащитные участники и жертвы войны.
Общество малолетних узников тает на глазах, как весенний снег на солнышке. Но главное, что мы, узники концлагерей, люди закалённые. Мы не зря выжили в страшные годы войны. Честно трудились. Честно прожили свою жизнь, помогаем воспитывать молодёжь в духе патриотизма к свой Родине -- России. Посещаем школы, классные уроки, рассказывая, что собой представляет фашизм, нацизм, война.
Молодому поколению желаю счастливого детства, тепла, уюта в жизни. Учитесь, дерзайте, грызите гранит науки и будьте счастливы. Желаю молодым, чтобы им никогда не выпала моя доля военного детства. Уважайте друг друга и старшее поколение, не будьте злобными. Любите Родину и будьте её патриотами.
Не каждому дано чужую боль понять,
Хвала и честь, в ком сердце не остыло.
Не проходите мимо, помогите падающему встать,
Он улыбнётся, а вам покажется, что солнце осветило.
Узники и ветераны Великой Отечественной многое делают для того, чтобы молодое поколение воспитывалось в духе патриотизма и любви к Родине, хранило благодарную память о жертвах фашизма.
Узникам и ветеранам войны желаю здоровья, долголетия, бодрости, благополучия. Пусть рядом с вами всегда будут родные и близкие люди. Пусть каждый день вас согревают их любовь, уважение и внимание.
Всем вам, уважаемые ветераны войны, труженики тыла, узники, низко кланяюсь и говорю: "Спасибо! С наступающим Днём Победы!
Валентина РОМАНОВА,
бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти