Насильно мил не будешь

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

26.12.2019 16:11
0

Читать все комментарии

841

В феврале 2015 года "Красноярский рабочий" рассказал, как коллектив и родительская общественность отстояли красноярскую школу № 27 от попыток чиновников объединить её с гимназией № 2 в образовательный комплекс. Пять лет спустя они вернулись...

Дежавю

Та же школа № 27 на улице Конституции. То же предложение объединения с гимназией № 2. Те же доводы чиновников от образования в пользу объединения. То же стойкое неприятие этих доводов родителями...

Неужели в Красноярске изобрели машину времени? Да вроде нет. После баталий 2014-2015 учебного года, точку в которых пришлось ставить ни много ни мало вице-мэру Красноярска, школа № 27 осталась самостийной, в неё пришёл грамотный инициативный директор, а вместе с ней - сильные, интересные учителя. Можно сказать - жизнь налаживалась...

Однако позднее директор Ольга Бредова ушла на повышение в министерство образования края. Около года длилось безвременье, когда в школе были лишь исполняющие обязанности руководителя. Затем по результатам конкурса директором была назначена Юлия Грызова.

Многие родители отдают ей должное как достаточно эффективному менеджеру-администратору, но выстроить нормальные межличностные отношения в коллективе школы она не смогла.

- Итог - 30 уволенных преподавателей (кого-то вынудили, кто-то ушёл сам по личным обстоятельствам). В любом случае по школе был нанесён очень серьёзный удар,- вспоминает Марина Ярошенко, бывшая в период "Первой войны за независимость" заместителем председателя родительского комитета 27-й школы.

Надо сказать, что многие из родителей школьников сейчас называют последние пять лет "межвоенным периодом". Это ж как надо было "постараться" чиновникам благое вроде дело модернизации образования организовать так, чтобы родители поднялись на "отечественную войну" в защиту школы и своих детей?

Впрочем, народ у нас сейчас нервный, порывистый, но к долгой кропотливой родительской работе не привыкший...

- Школа № 27 - особенная. Родители детей, которые учатся здесь, очень разные, семьи - не из самых обеспеченных, и люди очень импульсивные,- говорит председатель управляющего совета школы и отец девятиклассника Максим Кольвинковский.- Вот надо было пять лет назад школу отстоять - пошли, отстояли! Но потом решили, что всё сделано, и расслабились - зачем что-то ещё делать своими руками или головой, или посильным денежным вкладом?

Все перечисленные выше факторы привели к тому, что отчётные показатели образовательного учреждения к настоящему моменту оказались едва ли не хуже, чем 5 лет назад, во времена "первой войны за независимость". А на пороге была уже вторая...

Вторая мировая

- Проектная вместимость школы - 725 учеников, на сегодня их 669 (92,3 процента), то есть образовательное учреждение недоукомплектовано. После 9-го класса только половина детей осталась в школе, тогда как в среднем по городу - 61 процент. Подушевое финансирование подразумевает классы не менее 25 человек. Мы посмотрели наполняемость в 27-й школе на протяжении пяти лет: от 24,12 в 2015 году до 24,74 в 2019 году. Нагрузка педагогов - 1,14 ставки. Это означает, что у педагогов достаточно невысокая нагрузка...

Выступление начальника территориального отдела ГУО Красноярска по Железнодорожному и Центральному районам города Ольги Харламовой на встрече с наиболее активными родителями учеников 27-й школы всё больше начинало походить на чтение обвинительного заключения прокурором. А я сидел и поражался чиновничьей логике!

Наполнение школы на 92,3 процента - это, по их мнению, плохо, а 150 процентов (и таких немало) - это хорошо? Кому хорошо? Уж точно не детям в переполненных школах с двухсменным обучением!

И разве плохо, что половина ребят в 27-й после 9-го класса пошла в средние профессиональные образовательные учреждения? У нас губернаторы с президентами и премьерами из года в год твердят про важность рабочих профессий, Красноярский край хвастает в отчётах своим участием в WorldSkills, а чиновники от образования по-прежнему меряют успешность общеобразовательных учреждений количеством тех, кто перешёл в 10-й класс и по окончании школы пошёл в любой вуз - лишь бы не в армию и "корочки" диплома получить?

А фразу о "низкой нагрузке" педагогов в 1,14 ставки как понимать? Это заявление не просто о возможности, а о необходимости переработок учителей? О каком качестве образования тогда можно говорить? Впрочем, качество-то как раз на собрании представители управления образования мерили лишь отчётными показателями и рейтингами школ.

- До собрания мы ходили на педсовет, чтобы узнать мнение учителей по поводу объединения,- сказал мне Максим Кольвинковский.- И завуч Ольга Шагдуровна Мосиелева, работающая в этой школе уже много лет, напомнила слова кого-то из руководителей российского образования о том, что у учителей с высоким рейтингом, как правило, ученики - изначально настроенные на учёбу, талантливые, из обеспеченных семей. Гораздо больше сил и умения нужно положить на то, чтобы двоечника из неблагополучной семьи сделать троечником или даже ударником, но никакие рейтинги это не учитывают. Хотя в реальной жизни такая работа, такой талант настоящего педагога гораздо более важны!

Впрочем, родители лукавым цифрам не поверили, да и не в цифрах дело! Даже если они точны, есть как минимум несколько способов их исправления. И объединение с более сильной гимназией № 2 - лишь один из них. И не факт, что лучший в силу едва ли не полярного положения школьников этих образовательных учреждений и их родителей в социуме.

- Многие школы в Центральном районе отличаются от школ в других районах Красноярска,- констатировала руководитель Главного управления образования Красноярска Татьяна Ситдикова.- Как правило, до 40 процентов детей в них - приезжие из других районов. Это те (или чаще - их родители), которые выбирают имиджевые и профильные образовательные учреждения. В их случае шаговая доступность перестаёт быть приоритетом - родители просто возят детей в выбранную школу.

Вторая гимназия - как раз из таких. И инициатива поглощения "элитным" учреждением "пролетарского" - будь то ради призрачной экономии бюджетных средств или для неочевидного повышения качества образования (гимназия № 2 - гуманитарная, "языковая", а школа № 27 - с углублённым изучением математики) - совершенно прогнозируемо "вывела на баррикады" родителей.

К счастью, до рукопашной не дошло, но на приём к мэру протестующие уже записались и к пикету у администрации приготовились. Страсти поутихли лишь после того, как руководитель Главного управления образования то ли в третий, то ли в пятый раз заверила "бунтовщиков", что уговаривать их на объединение, и уж тем более "ломать" никто не собирается.

- Сегодня нет идеи вас уговаривать объединяться. Если вы определяете ситуацию для себя как новый старт школы № 27 с новым руководителем, тогда давайте возьмёмся всем миром! Другой вариант - 2-я гимназия рядом, где уже достигнуты высокие результаты, объединение с ней, но это другая история,- подчеркнула Татьяна Ситдикова.- Я пришла сегодня к вам, понимая, что это наши с вами дети. И это не популизм никакой. Просто вам объясняю условия современного образования. И я слышу все ваши опасения. Мы с вами вместе ищем выход из сложившейся ситуации. Теперь я поняла, что мы больше ничего не обсуждаем - здесь будет назначен новый директор. Я правильно поняла? (Аплодисменты в зале.) Но сразу говорю - будет непросто! Я прошу сохранить вашу активность в построении новой школы № 27.

Так "Вторая война за независимость" закончилась в школе № 27 мировой.

Ответственны за то, что получили

Сейчас в школе № 27 сформирована инициативная группа, избран новый родительский комитет. Нового директора обещали назначить в начале нового, 2020 года.

- Мы попытались донести родителям сознание того, что расслабляться сейчас не придётся,- поясняет председатель управляющего совета школы.- Поскольку нам пошли навстречу, соответственно, и нам придётся со своей стороны какие-то действия совершать, в том числе принимать активное участие в жизни школы, в том числе где-то и финансово. Потому что третьего раза у нас такого больше не будет.

Надо настроить работу иначе, чем прежде, распределить контроль за жизнью школы между родителей, уверен Максим Кольвинковский. Раньше, как и в большинстве школ, фактически там работал только председатель общешкольного комитета и председатели родительских комитетов классов, и считалось, что эти люди - в помощь руководству.

Они лишь "доводят" его политику до рядовых родителей: педагоги на то и учились, чтобы работать с детьми, администрация тоже не будет вредить своей школе - зачем вмешиваться в процесс? Но такой принцип самоустранения, увы, не сработал.

- Правильно говорит начальник районного отдела образования Ольга Юрьевна Харламова: "Вы должны контролировать!" - включается в разговор Оксана Кузнецова, мама восьмиклассника.- Контролировать питание, охрану и образовательный процесс в том числе. И педагоги должны понимать, что мы вовсе не собираемся вмешиваться в их работу. Но они ответственны за результат своей работы перед нами, перед нашими детьми, а не только перед чиновниками из управления образования!

Сейчас у инициативной группы родителей учеников 27-й школы много работы, а будет ещё больше. Им предстоит доказать всем, себе и, самое главное, своим детям, что они могут не только принять самостоятельное решение, отстоять его в борьбе с очень серьёзными оппонентами, но и выполнить.

На этом нелёгком пути рядом с ними и словом, советом, и делом помогали директор детского дома имени Хазрета Совмена Анастасия Сизых, чьи воспитанники учатся в школе № 27, и депутат городского Совета Марина Малышева, которая более четверти века возглавляет школу № 86. Да и с руководителем Главного управления образования Красноярска "повстанцы" теперь, похоже, по одну сторону баррикад.

Андрей КУЗНЕЦОВ.

Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры