Уроки труда возвращаются в школу

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

27.12.2023 09:16
4

Читать все комментарии

11084

С нового учебного года в образовательных школах Госдума ввела судьбоносные изменения -- обязательные уроки труда плюс запрет на использование на занятиях мобильных телефонов.

Складывается впечатление, что на российские школы надвигается грозовая буря, поскольку, правильное, на мой взгляд, решение о мобильниках, скорее всего, будет принято в штыки. Уж больно многие школьники почувствовали собственную безнаказанность, когда можно и ответы в сети находить, и вызывать беззащитных учителей на провокации, а потом снимать гневающихся педагогов на видео и выкладывать всё это в сеть.

Вспоминаю свою школу конца шестидесятых -- середины семидесятых годов прошлого века, когда ни о каких мобильных телефонах, компьютерах и даже калькуляторах речи не шло, поэтому преподаватели чувствовали себя более-менее спокойно и могли вполне адекватно ответить на хамские выпады наиболее зарвавшихся учеников. И затрещину вполне могли влепить, и словцом крепким послать. Сразу скажу, не все учителя поступали адекватно, не все были справедливы, но отчего-то именно они, позволившие кого-то однажды обидеть (накричать на первоклашку на уроке физкультуры за то, что не в ту сторону повернулся или поставить в угол непонятно за что), довольно быстро исчезали из школьной жизни.

Вспоминается в связи с этим яркий случай. Первоклассник-курильщик схлестнулся на уроке с учительницей, и в ответ не её замечание обозвал "ведьмой". Спустя какое-то время в класс ворвался отец мальчишки, ухватил его за шиворот и потащил на школьный двор, где тлели на костре и нещадно дымили осенние листья. Дальнейшее знаю со слов одноклассников. Отец схватил сынулю за ноги и... сунул головой в костёр, приговаривая: "На, кури!" Больше этого мальчишку в нашей школе не видели... А теперь задумайтесь, что бы было, если бы в руках у этого маленького отморозка или его друзей был мобильный телефон? И другие случаи были, когда выведенная из себя завуч могла внезапно стукнуть лежащей на столе книгой по столешнице так, что не убери сидевший на первой парте ученик руки, получил бы по ним. Или линейка прилетала по затылку. Сами выводили -- сами получали. И это было справедливо. Но мы всё равно любили своих учителей и не держали на них зла, хотя и не понимали до конца, что они желают нам только добра.

Возникает вопрос, как будет регулироваться ношение телефонов в школу? Мобилы есть почти у каждого ученика, начиная с первоклашек. Запретить приносить в школу -- родители возмутятся, потому что хотят быть на связи с ребёнком. Особенно волнуются те, чьи дети после второй смены домой идут по темноте. Да и экстренная ситуация может случиться в любой момент. Значит, принести в школу можно, но нельзя доставать из рюкзака и включать во время уроков? Хорошо, а что если ребёнок достанет? Как учитель может заставить его убрать? Или, может, охрана на входе будет собирать в ящичек? Кто проследит, чтобы дети забирали назад свои смартфоны, а не те, что понравятся? Кто проконтролирует, чтобы эти недешёвые гаджеты не разбились и не поцарапались во время хранения? Охране эта задача явно не под силу. Учителя? Вряд ли они могут брать на себя такую ответственность. Не стоит сбрасывать со счетов детскую изобретательность, ведь даже в школах, где телефоны уже давно сдают на время уроков, детвора сразу нашла выход: приносят по два телефона и в ячейку сдают неработающий старенький.

Поправка, добавленная в законопроект, предполагает введение обязательного урока труда в начальных и средних классах с 1 сентября 2024 года. Спохватились, однако, народные избранники, считая трудовое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса, однако до этого в течение десятилетий не только старательно отбивали стремление ребятишек к общественно-полезному труду, но даже отняли у школы право заниматься воспитательной деятельностью. Что мы получили взамен? Объяснять, думаю, не стоит. Ни полы в классе помыть нельзя, ни с доски стереть, ни в школьном дворе убраться, потому что детский принудительный труд был запрещён в разных видах.

Опять-таки вспоминаю своё "босоногое" детство, когда летний труд на благо школы был обязательным. Заводили специальные тетрадки, в которых наш куратор по труду делал отметки. И пару недель мы, не скажу, что с большой охотой, но чем-то занимались: красили батареи, мели двор, таскали тяжеленные дубовые парты (сейчас таких в школах нет, но люди старшего поколения наверняка их не забыли) с первого этажа на второй. Да много чем приходилось заниматься. А в учебное время и дежурили по классу, когда надо было мыть полы в большую перемену либо после уроков, а вечером после уроков приносили с собой тряпки, стиральный порошок, мыло и драили собственные и чужие парты, удаляя с них чьи-то художества. Наверное, кто-то потом задумывался: стоит ли оставлять на столе свой автограф? И ведь отлынивавших от "общественно полезного" труда практически не было. Трудились все. Всем было весело!

Затем труд превратили в предмет "технология", но это уже без меня. Конечно, пап и мам волнует, чему будут учить на уроках труда и как. Раньше во многих школах были мастерские со станками и инструментами, кабинеты со швейными машинками и электроплитами. Сейчас таких кабинетов нет, а знать, как держать молоток в руке, и прибить им гвоздь -- разные вещи. И с борщом та же история.

Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, депутат фракции "Единая Россия" Александр Мажуга сообщил, что возвращение предмета "труд" в школьную программу потребует и пересмотра школьных программ, и дополнительную подготовку учителей, и оснащение классов.

-- Мы это понимаем и будем работать над этим, -- сказал народный избранник. -- Но именно этот предмет в школе делает нас трудолюбивыми, хозяйственными, усердными и сконцентрированными. Не говоря о том, что единство обучения и воспитания -- фундаментальная основа педагогики.

Надо же -- неужели, наконец, начали что-то понимать? Однако опять же вспоминая собственную школу, вижу, какими были наши уроки труда. Согласитесь, чтобы кого-то учить, надо прежде всего научиться самому, то есть получить высшее или среднее специальное образование по соответствующему предмету. Сомневаюсь, что в вузах и техникумах чему-то подобному учат, иначе не шли бы к мальчишкам офицеры в отставке, если и умевшие что-то, то сколотить скамейку.

У девочек, например, было домоводство, которое преподавать всё-таки могла любая женщина, соображавшая в кухне и кулинарии, и показывавшая своим примером, что в скором времени школьницы станут будущими матерями и жёнами, а значит, им надлежит уметь готовить не только борщи, а ещё шить, вышивать, вязать.

Пацанам с этим делом было сложнее, так как фантазии трудовиков хватало разве что на сколачивание пресловутой табуретки, а в остальном могли заставить купить в ближайшем магазине набор "сделай сам", чтобы сляпать самолётик или кораблик. Не припомню, чтобы наш трудовик довёл начатое с нами дело до конца. Ещё одно время нас зачем-то гоняли за несколько остановок от школы в интернат (по-моему, там работал очередной трудовик), где мы учились клепать... дверные крючки. Конечно, надо было учить пилить, строгать, паять, забивать гвозди в бетонную стену, но ничего из того, что бы нам пригодилось в будущем, нам не давали. В последние пару лет появился образовательный предмет, позволявший получить навыки какой-то специальности, однако, скажем, шоферскому делу смогли обучиться из всего класса только два человека (больше не брали), а остальных отправили на радиомонтаж, где хотя бы научили платы паять, что никому опять-таки не пригодилось в жизни.

Благодаря новому закону, в правила школьного распорядка будут внесены требования к дисциплине учеников, и исполнение этих норм должно стать обязательным для всех школьников. За соблюдением правил поведения будут следить как сами педагоги, так и администрация.

-- Труд ещё никого еще не испортил, -- сказал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. -- Талант без трудолюбия проспят на диване, размотают. В итоге даже самый талантливый ребёнок окажется в ситуации тяжелейшей. Потому что у него нет того, что должно появиться ещё в юном возрасте, -- навыков. Ну, и конечно, ребят надо готовить к взрослой жизни. Учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже. Учить держать молоток, либо пускай это будут какие-то новые технологии, потому что в жизни они пригодятся. Надо думать о нашей второй половине, о жёнах. А какой мужчина, если у него нет навыков к труду, если он не будет опорой для женщины в будущей жизни? Ну а тот, кто хочет нашу страну разрушить -- да, они выступают против введения такого предмета как труд. Они за то, чтобы дети вместо занятий сидели в гаджетах.

Комментарии (4)

Уроки труда помню. 8 класс - Барнаул - ученик фрезеровщика на котлозаводе, 9 класс - ученик электрика на фабрике Спартак - чинил электрооборудование. А сейчас???

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Мое мнение такое - труду школьника учить нужно РОДИТЕЛЯМ, а не педагогам. Когда я учился, то будучи, наверное, в классе 3я. с товарищем с местной станции юных натуралистов в марте месяце вытащили ванн с десяток кроличьего навоза. Крольчатник г... зарос хуже некуда, недели две его никто не чистил, но послали нас, ребятишек - ДЕШЕВУЮ РАБСИЛУ, и мы всю работу выполнили - спина долго болела. В десятом классе нас отправили на уборку картошки со школьного поля. Участок, соток 40,  наверное, мы должны были убрать за 4 часа 2 классами. Ну, и какая нафиг это была работа? Большая часть учеников дурака валяла, остальная копала, но полностью лунки никто не прокапывал. Получается, что в земле оставили больше половины урожая. Что выиграла школа? Гораздо дешевле можно было нанять мужиков, нормально рассчитаться, дать по мешку картошки -  и был бы толк. У нас в классе были ребята из местного военного городка (родители их служат), так они все лето балду пинали, да топора в руках никогда не держали - их и нужно было заставлять трудиться, только коснулась эта ситуация и меня тоже.

В нашей семье же было хозяйство: два крупных поля, у деда - куры, у отца с матерью -  поросята и корова с телкой, плюс я еще на покосе помогал да дома, готовили дрова в лесу на зиму. Летом в тайге даже сетка от мошкары не спасала, а трудиться приходилось несколько дней, ездили с ночевкой.  Вопрос - если я занят трудом летом, на хрена я должен еще школу обрабатывать даром? Логично? У меня отец с дядькой, когда метали зароды сена, нанимали мужиков: кормили и поили, заправляли машины. После отец мой рассчитывался молоком и мясом еще после заготовки сена, а дядька-вулканизаторщик ремонтировал им колеса, отрабатывал, так сказать. Почему мои родители за труд наемных работников - платили, а школа пользовалась халявой в виде детей? Этой картошкой нас в столовой бесплатно никто не кормил, родители хорошие бабки платили за обеды.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил Николай Яковлевич


30.12.2023 19:06

Вы правы, Николай Яковлевич На заводе лучше бы практика, но где теперь эти заводы ?

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Николаевич!  Если говорить про уроки труда, то как говорится, мне тоже есть что сказать и написать. В начальной школе- это были просто поделки, всякие игрушки из бумаги и картона, учились даже вышивать. В 5 классе у нас был трудовик Чашкин А.Е, дядя лет 45, под полтора центнера весом, кулаки с мою детскую голову. Мы занимались деревообработкой, класс находился в подвале школе. Делали хлебные лотки, какие-то ручки - уже даже и не помню. "Учитель" даст нам задание, зайдет к себе в подсобку, "остограммится", включит музон, а что мы делаем - ему до мягкого места.

Однажды дал всем мальчишкам деревянные круглые заготовки, чтобы мы взяли их домой, а потом принесли в школу для обработки на станке на следующем уроке. Как-то пришел я в дом к деду, из сумки вытащил тетради и книжки, и почти сразу выпала деталь с урока труда. Дед увидел, спросил, а я ответил - вот на следующем уроке будем на станке обрабатывать. Дед у меня был столяр-модельщик, краснодеревщик 6 разряда с 40-летним стажем, объяснил мне - на детали большие сквозные сучья, и если на станке ее обрабатывать - можем остаться без пальцев. Взял болванку, открыл печную дверцу и бросил её в огонь, проговаривая - гнать вашего учителя надо поганой метлой из школы. А отец, узнав, кто преподает труды в школе, сказал - так он в местной воинской части в снабжении был, откуда знания по столярному делу у него? На следующем уроке наш алкоучитель забыл про детали и дал нам задание править гвозди.

В 7 классе я проходил обучение в межшкольном учебном комбинате по автоделу. Там мы учили Правила Дорожного движения, устройство автомобиля. Ездили на различные соревнования, даже в "КР" печатали про наши детские успехи. В жизни знания устройства автомобиля очень даже пригодились мне, а заодно и с гаишниками могу потягаться на предъявляемые лженарушения.

ЗНАТЬ ПРАВИЛА ПОЛЕЗНО.

Не прошло и двух часов, как Николай Вольф, девятиклассник из Енисейска, стал обладателем сотового телефона и музыкального центра. Его сверстник из Шарыпова Борис Козлов увез домой цветной телевизор, а Сергей Сырцов, ученик красноярской школы N 32, заработал путевку в Сочи. Такие ценные подарки ребята получили благодаря отличному знанию правил дорожного движения. Если бы вы только могли ощутить тот накал страстей, который бушевал в зале краевого Дворца пионеров и школьников!

13-02-2002

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры