Во время Великой Отечественной артисты нашли приют в краю сибирском

К 80-летию возвращения из эвакуации Ставропольского драмтеатра

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

26.02.2024 20:07
0

Читать все комментарии

6189

Восемьдесят лет назад, в сентябре 1943 года, Ставропольский краевой драматический театр (ныне Ставропольский академический театр драмы имени М. Ю. Лермонтова) возвратился в Ставрополь из Сибири.

В годы Великой Отечественной войны жители небольшого Минусинска почти на целый год приютили у себя актёров из тогдашнего Ворошиловска (в январе 1943 года городу возвращено его историческое название - Ставрополь). Дорога с Северного Кавказа оказалась для них долгой, опасной и утомительной.

Спектакли о доблести и мужестве

Ставропольский краевой драматический театр оказался в эвакуации не случайно. Двадцать четвёртого июля 1942 года гитлеровские войска и их союзники захватили Ростов-на-Дону - главные ворота Северного Кавказа.

Это была вторая оккупация города: первая продлилась с двадцать первого по двадцать девятое ноября сорок первого. Восемь месяцев Ростов-на-Дону оставался прифронтовым городом. И всё это время продолжалась его героическая оборона.

После падения Ростова-на-Дону перед немецко-фашистскими войсками открывалась дорога на юг, на Кавказ. Второго августа сорок второго гитлеровцы вторглись в северные районы Орджоникидзевского (Ставропольского) края, а третьего августа заняли Ворошиловск. Немецкое командование поставило перед своими войсками задачу продвигаться как можно быстрее к грозненским и бакинским нефтяным промыслам.

В те трагические дни театр находился на гастролях на юге, в Георгиевске. С первых месяцев войны вся деятельность учреждений культуры страны была подчинена одной главной цели - делу победы над фашистской Германией.

На сцене Ставропольского краевого драматического театра в сорок первом году срочно поставили спектакли по пьесам Владимира Соловьёва "Фельдмаршал Кутузов" и Аркадия Первенцева "Крылатое племя", отвечавшие как никогда теме героической защиты Отечества. Шли спектакли по пьесам Бориса Тренёва "Любовь Яровая", Бориса Ромашова "Огненный мост".

Репетиции спектакля по пьесе Арнольда Пласкова "Наши дни" ("Дни 2-й Отечественной войны"), написанной ещё в 1915 году, ставропольские актёры начали в конце июня сорок первого. Премьера состоялась одиннадцатого июля сорок первого на летней сцене. Спектакль посмотрели свыше трёх тысяч человек.

Театральный сезон 1941-1942 годов актёры Ставропольского драматического театра открыли спектаклем по исторической пьесе Михаила Гуса и Константина Финна "Ключи Берлина", рассказывающей о доблести и мужестве русского воинства и о провале похода Фридриха Великого на Россию.

В марте сорок второго, как сообщала "Орджоникидзевская правда", на сцене Ставропольского краевого драматического театра шёл спектакль по исторической драме Игоря Луковского "Адмирал Нахимов".

По оценке критика "Орджоникидзевской правды" Ф. Юрьева, "поставленная драматическим театром пьеса пользуется большим успехом у зрителей краевого центра... В центре действия - адмирал Павел Степанович Нахимов, руководитель севастопольской обороны, любимец моряков, не пользующийся, однако, благосклонностью придворного общества из-за своей прямоты и любви к простому народу. Образ этого замечательного патриота создан в спектакле артистом М. Корниловым..."

В Сибирь отправились пешком

Возвращаться в августе сорок второго в Ворошиловск, где оставались семьи актёров, означало одно - погубить себя и дело, которому они служили. О трагической странице истории краевого драматического театра спустя годы писала директор Георгиевского историко-краеведческого музея, кандидат исторических наук Наталия Владимировна Ильичёва:

"Актёры стали готовиться в эвакуации вглубь страны, для чего собрались на железнодорожном вокзале в ожидании эшелона. Рано утром 4 августа враг начал бомбёжку. Многие были ранены, контужены, оглушены взрывами, 13 человек погибли, среди них художник драмтеатра Александр Васильевич Троицкий, его жена, талантливый режиссёр Майя Борисовна Матлина, и их малолетняя дочь. Во время бомбёжки погибли и военнослужащие - лейтенанты Ильин и Юхно.

На железнодорожной станции Георгиевск сложилась более чем критическая ситуация. Из строя были выведены станционные и парковые пути. Само здание станции было также разрушено. Сожжено нефтехранилище, разбомблена водокачка. Клубы чёрного дыма заволокли город. Взрывались цистерны, горели вагоны. Фашисты добились поставленной цели: движение поездов в южном направлении стало невозможным, так как на тридцатикилометровом перегоне Минеральные Воды - Георгиевск скопилось 32 поезда (12 из них - санитарные), в которых эвакуировали раненых бойцов из госпиталей Кавминвод. Питьевая вода и продукты для раненых закончились, топливо тоже.

На георгиевской железнодорожной станции начались экстренные интенсивные восстановительные работы, которые производились в недолговременных перерывах между налётами вражеской авиации, а иногда даже и под бомбёжками, в результате которых были и погибшие..."

Во время бомбёжки Георгиевска был ранен актёр Алексей Иванович Бочков. Его отправили в госпиталь, из которого после оказания первой медицинской помощи он ушёл и вернулся в театральную труппу.

Надежды на эшелон не осталось, и в ночь с четвёртого на пятое августа сорок второго года по распоряжению Георгиевского горкома партии труппа из семидесяти восьми человек ушла на юго-восток, к Моздоку. А девятого августа немцы захватили Георгиевск.

Так начался тяжёлый полуторамесячный путь актёров к месту эвакуации - далёкому Минусинску. Вместе с ними ушёл и Алексей Бочков.

Ответственность за коллектив взяли на себя заместитель директора театра К. Д. Залесский, художественный руководитель Н. Ф. Лукин и председатель месткома, актёр М. М. Никольский. Все понимали, что коллектив, оказавшись в сложной ситуации, "без твёрдой дисциплины, без строгого подчинения попросту развалится, а потому решения "тройки" обязательны для всех", вспоминал через годы Михаил Никольский.

О своём пешем маршруте ставропольские актёры имели "отдалённое представление". Карт у них, конечно же, не было. Достоверной информации о положении дел на фронте тоже никто не знал. Актёры решили идти параллельно железной дороге, надеясь, что она "куда-нибудь да выведет": "Но на следующий же день пришлось свернуть на просёлок - дорогу усиленно бомбили".

В Моздоке по счастливой случайности встретили на улице секретаря крайкома партии по кадрам П. М. Копейкина. Он помог Залесскому и Никольскому встретиться с первым секретарём крайкома партии М. А. Сусловым, штаб которого временно располагался в местной гостинице. Состоялся предметный разговор.

"Михаил Андреевич поставил задачу: обязательно сохранить ядро коллектива, чтобы, вернувшись в Ставрополь после его освобождения, сразу же начать работу, и посоветовал двигаться в сторону Баку пешком, потому что сразу посадить в проходящие эшелоны такое количество людей не представлялось возможности; выдал письмо с просьбой оказывать коллективу театра всяческое содействие и помог получить эвакуационные деньги",- вспоминал Михаил Никольский.

В станице Стародеревской актёрам повезло: "...нагрузили два вагона просом и овсом и за это получили разрешение ехать с этим эшелоном до Баку".

Приняли очень радушно, но...

В управлении по делам искусств при Совнаркоме Азербайджанской ССР Залесский, Лукин и Никольский встретились с его начальником Мирзой Ибрагимовым, драматургом и прозаиком, ставшим впоследствии известным государственным и общественным деятелем.

При встрече Ибрагимов подтвердил решение комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР: актёрам Ставропольского краевого драматического театра надлежит отправиться далее в Минусинск.

Михаил Никольский на всю жизнь запомнил такую картину: на пристани в Баку несколько тысяч пассажиров, сотни тысяч тонн различных грузов, не предусмотренных никакими планами. И всё это предстояло перевезти в очень сжатые сроки с одного берега Каспия на другой.

Оставив раненых и их семьи в Баку, остальных актёров Ставропольского краевого драматического театра и их семьи разместили на палубе танкера. "Окатываемые с головы до пят водой Каспия", как писал Михаил Никольский, актёры благополучно добрались до пристани Красноводска.

В Красноводске им снова "повезло": разыскали в тупике "вагон столь древнего происхождения", подтащили его своими силами к формировавшемуся составу. И этим отдельным вагоном, который чудом "не развалился за такой долгий путь", через Ташкент и Семипалатинск добрались до Абакана.

В те годы железнодорожного сообщения между Абаканом и Минусинском не было. Попутными машинами, с переправой на пароме через Енисей и протоку, актёры театра прибыли во второй половине сентября в Минусинск.

"Нас приняли очень радушно, но... с некоторым недоумением - ждали артистов краевого театра, а перед глазами предстала толпа грязных, оборванных людей, с жадностью набросившихся на рисовую кашу с повидлом - угощение, приготовленное минусинцами к нашему приезду",- вспоминал Михаил Никольский.

Первый ночлег ставропольским актёрам минусинцы организовали "в довольно большом фойе театра, предоставленного в качестве временного общежития... Все с радостью растянулись на полу: кто на простыне, кто на пальто, кто расстелив полотенце, а кто просто подложив под голову кулак. Заснули с приятным сознанием, что всё страшное осталось позади, и мало кто понимал, что настоящие трудности только начинаются".

После всего пережитого "тепло, электричество, устойчивый пол под боком и белый потолок над головой - представлялся верхом блаженства!"

Время сохранило имена

Театр, о котором вспоминает Михаил Никольский, располагался на улице Подсинской, 75. В здании Минусинского театра до приезда ставропольских актёров работала местная театральная труппа.

Уступив осенью 1942 года свою сцену актёрам из Ворошиловска, она репетировала в Доме учителя на улице Октябрьской, 65. Об этом свидетельствует архив театральных афиш того времени, сохранившийся в фондах Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова.

На календаре - конец сентября. В Минусинске зима наступала рано. Перед Залесским, Лукиным и Никольским стояла задача в течение двух-трёх дней решить десятки проблем. На них с надеждой смотрели пятьдесят голодных, оборванных, без копейки денег, без работы:

"А не сегодня-завтра начнётся зима с сибирскими морозами! Если театр не начнёт работать - люди могут разбежаться - жить-то надо! Но... ни костюмов, ни оформления, ни пьес. Сцена без занавеса..."

В горкоме партии и исполкоме горсовета Минусинска актёрам и их семьям выделили немного денег, разместили людей по квартирам, выдали карточки на хлеб и другие продукты, прикрепили к столовой для эвакуированных. А ведь кроме ставропольских актёров город принял людей из Кривого Рога, Мариуполя, Москвы, Пскова, Харькова, Ялты и... Польши.

В городском архиве более восьмидесяти лет хранятся "Списки по учёту эвакуированного населения, проживающего в Минусинске", датированные 1941-1945 годами. Официального списка актёров и членов их семей из Ворошиловска, эвакуированных осенью сорок второго, в архиве Минусинска не обнаружено.

И всё же время сохранило имена некоторых из состава театральной труппы, прибывшей в Минусинск. Среди них - художественный руководитель и режиссёр Н. Ф. Лукин, актёры В. А. Беляев, Г. С. Бородин, А. И. Бочков, А. О. Бравич, Л. Д. Вельбе, Н. Х. Вент, П. К. Довгаль, К. Д. Залесский, Е. Д. Зорина, Б. Г. Кеворков, П. В. Макаренко, П. А. Молчанов, О. А. Муховская, М. М. Никольский, Г. С. Онищук, С. Д. Рахманинов, Г. Г. Романов, И. Д. Ротнов, М. Я. Суслов, А. П. Третьяк.

Не забыты также заведующий музыкальной частью С. Л. Эльман, концертмейстер З. К. Ахферова, артисты оркестра В. П. Браво и Н. П. Браво, режиссёр-администратор М. И. Мишин, заведующий костюмерным цехом Г. В. Цукович, реквизитор М. Т. Довгаль, столовый рабочий Г. А. Ермак.

Первым приказом по Ставропольскому краевому драматическому театру всем прибывшим работникам предоставлялись четыре дня отдыха - с 23 сентября по 1 октября 1942 года.

А приказом от 26 сентября 1942 года руководителями театра назначались Н. Ф. Лукин и Михаил Михайлович Никольский, творческая жизнь которого с 1925 года связана со Ставрополем - сначала с художественной, затем с театральной студией. Работал он и на театральных сценах Ростова-на-Дону, Таганрога, Оренбурга, Новосибирска, Севастополя, Омска, Ашхабада, Николаева. За двенадцать лет сыграл около полусотни главных ролей. В 1938 году Михаил Никольский вернулся в Ставрополь и до конца жизни не расставался с краевым драматическим театром.

У театральной труппы не было директора, двух режиссёров, художников и декораторов. Все эти обязанности взял на себя Михаил Никольский:

"В тяжёлые дни Михаил Михайлович Никольский был душой театрального коллектива. Он проявил недюжинные организаторские способности и волю для спасения театра, его эвакуации. Надо прямо сказать, что Никольский оказался тем человеком, который сумел сохранить Ставропольский театр..."

Все билеты были распроданы

Из наработанного в Ворошиловске репертуара для первого спектакля художественный руководитель и главный режиссёр Н. Ф. Лукин предложил взять весёлую и смешную комедию "Собака садовника", более известную под названием "Собака на сене", испанского драматурга Лопе де Вега.

Главный аргумент Лукина заключался в том, что состав актёров, исполнявших роли в этом спектакле, не был растерян по дороге. Не хватало лишь исполнителя роли слуги Тристана. Никольский предложил на эту роль Георгия Онищука, который обычно играл отрицательных героев.

"Я как-то интуитивно чувствовал, что Жора меня не подведёт,- рассказывал Михаил Никольский.- К счастью,- не ошибся. Онищук с моей лёгкой руки стал очень неплохо играть комиков".

Минусинск с нетерпением ждал открытия театрального сезона. Все билеты на спектакль были распроданы за несколько дней до объявленной премьеры.

"Театр очень уютный, но маленький, всего 300 мест. В мирное время он полностью обеспечивал потребности населения. Но в те дни приезд эвакуированных увеличил население больше чем вдвое. Деньги у населения были, развлечений, кроме кино,- никаких",- вспоминал Михаил Никольский.

Двадцать восьмого октября сорок второго года вышел очередной номер городской газеты "Власть труда". Читатели обратили внимание на небольшую заметку "К началу зимнего театрального сезона" за подписью художественного руководителя и главного режиссёра драмтеатра Н. Лукина. В заметке сообщалось:

"В сезон 1942-43 гг. в Минусинске будет работать драматический театр из г. Ворошиловска. За время своего существования театр создал ряд полноценных спектаклей в духе социалистического реализма. В репертуаре театра такие драматические произведения, как "Человек с ружьём" и "Кремлёвские куранты" - Погодина, "Павел Греков", "Чапаев", а также пьесы русской и иностранной классической драматургии: "Маскарад" - Лермонтова, "Отелло" - Шекспира, "Анна Каренина" - по роману Льва Толстого, "Мещане" - Максима Горького. В дни отечественной войны театр поставил ряд патриотических спектаклей: "Адмирал Нахимов", "Фельдмаршал Кутузов" и "Партизаны в степях Украины".

Свою работу в Минусинске коллектив драмтеатра начнёт с таких спектаклей, как "Поздняя любовь" - Островского, "Крылатое племя" - Первенцева, "Проделки Скопена" - Мольера, "Собака садовника" - Лопе де Вега, "Дети Ванюшина" - Найдёнова, "Беспокойная старость" - Рахманова, "Парень из нашего города" - Симонова и "Фронт" - Корнейчука.

В коллективе театра высококвалифицированные артисты Вент Н. Х., а также Вельбе Л. Д., Зорина Е. Д., Муховская О. А., Никольский М. М., Кеворков Б. Г., Бравич А. О. и артисты Романов Г. Г., Бочков А. И., Третьякова А., Суслов М. Я. и ряд других. Каждый работник театра исполнен горячим желанием показать зрителю полноценные волнующие спектакли, создать на сцене глубоко правдивые художественные образы героев наших пьес. Всей силой театрального искусства воодушевить наших зрителей на ещё более упорную и настойчивую борьбу за окончательную победу над ненавистными немецко-фашистскими захватчиками.

Несомненно, что при помощи и поддержке городских партийных, советских и общественных организаций мы выполним поставленные перед нами задачи".

Премьера первого спектакля актёров из Ворошиловска на театральной сцене Минусинска совпала с днём рождения Михаила Михайловича Никольского: тридцать первого октября сорок второго ему исполнилось тридцать пять лет! О себе он писал, что был, пожалуй, самым молодым актёром в труппе.

Премьера прошла успешно. И с того октябрьского дня, как вспоминал Никольский, "спектакли обеспечивались ежедневными сверханшлагами". Как писал в газете "Власть труда" театральный критик Горин, "с первых же своих спектаклей театр завоевал симпатии зрителей и стал очагом театральной культуры в городе, преодолев серьёзные трудности на месте".

Жизнь театрального коллектива постепенно вошла в нормальную колею. Из местных жителей подыскали плотников, двоих рабочих сцены, появился свой парикмахер, выполнявший обязанности гримёра.

Михаил Никольский вспоминал: "...Общими усилиями мы добились, что спектакли стали принимать вполне профессиональный вид. Мы ставили и классику, но главным образом пьесы К. Симонова, А. Корнейчука и других авторов, отражающие боевые подвиги нашей славной армии".

Самыми посещаемыми спектаклями в Минусинске были "Русские люди" Константина Симонова, "Шут Балакирев" Анатолия Мариенгофа, "Фронт" Александра Корнейчука, "Нашествие" Леонида Леонова.

Актёрам из Ворошиловска особенно близкой оказалась пьеса "Нашествие", действие в которой происходит в маленьком русском городке в дни Великой Отечественной войны. Трогательные слова молодого паренька в шинели из "Нашествия": "Не горюй, дедушка. Русские вернутся. Русские всегда возвращаются..." со сцены в Минусинске звучали как всенародная клятва, как обещание, как надежда, как вера в победу!

В этих пьесах главные роли исполняли выдающиеся актёры театра М. М. Никольский, С. Д. Рахманинов, A. И. Бочков, А. О. Бравич, М. Я. Суслов, Г. С. Бородин.

Плюс фонд обороны страны

По воспоминаниям Михаила Никольского, "коллектив театра поставил перед собой задачу не только выполнять производственный план, но и собирать средства в фонд обороны страны, в помощь ленинградцам, на танковую колонну и т. д.".

По архивным данным, на постройку танковой колонны "Красноярский рабочий" и эскадрильи "Советский артист" ставропольские актёры собрали 150 тысяч рублей.

В правительственной телеграмме в адрес Ставропольского краевого драматического театра за подписью Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза И. В. Сталина говорилось:

"Прошу передать сотрудникам Ставропольского театра, собравшим кроме ранее внесённых 51 088 рублей, дополнительно 40 тысяч рублей на строительство танковой колонны "Красноярский рабочий" и эскадрильи "Советский артист", мой братский привет и благодарность".

С конца октября 1942 года по сентябрь 1943 года на театральной сцене Минусинска состоялось двести пятьдесят спектаклей - по двадцать семь представлений в месяц. Их посмотрели свыше двухсот тысяч зрителей. Финансовый план за этот период театр выполнил на 159, годовой - на 97, а репертуарный - на 120 процентов.

Архивные документы, сохранившиеся в фондах Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова, Центральной городской библиотеки имени А. С. Пушкина, свидетельствуют о том, что в 1942-1943 годах Ставропольский краевой драматический театр стал центром культурной жизни Минусинска.

Из воспоминаний очевидца: "В то время как минусинцы уходили на фронт, театр помогал жить и работать. Здание театра не отапливалось. Репетиции были мучительны. Зимой вечерами зрители сидели в зале в тёплых полушубках и валенках. Артисты продолжали играть в лёгких костюмах, несмотря на мороз. Однако никто не жаловался. Спектакли давали каждый вечер".

Обратимся к ещё одному свидетельству тех лет - публикации в газете "Власть труда" за 27 августа 1943 года критика Горина "Счастливый путь! (К закрытию театрального сезона)", в которой он подвёл некоторые итоги работы театрального коллектива из Ставрополя на театральной сцене Минусинска.

"За десять истекших месяцев театром проведена большая творческая работа,- писал Горин.- Отражая героику Отечественной войны, театр показал такие замечательные патриотические спектакли, как "Русские люди", "Жди меня", "Парень из нашего города" - К. Симонова, "Фронт" - Корнейчука, "Нашествие" - Леонова и другие.

Размах творческой работы театра велик. "Шут Балакирева" - Мариенгофа, "Урок жизни" - Головчинера, спектакли малых форм - вечера старинных водевилей и советских миниатюр вошли в репертуар театра.

Полноценными спектаклями явились постановки пьес русской классики и иностранной драматургии. От "Собаки садовника" - Лопе де Вега, "Коварство и любовь" - Шиллера до "Фландрии" - Сарду, "Женитьба" - Гоголя и "Поздняя любовь" - Островского,- таков, далеко неполный, перечень творческих удач театра.

Одним из важнейших условий, обеспечивших успех театру, явился хороший ансамбль, сыгранность актёрского коллектива. Творческий успех принесли театру исполнители ведущих ролей, создавших ряд сценических образов на высоком уровне социалистического реализма.

Долго не изгладятся в нашей памяти художественные образы героя-танкиста Луконина ("Парень из нашего города"), партизана Сафонова ("Русские люди"), Теодоро ("Собака садовника") и борца за национальную независимость Карло ("Фландрия"), созданные актёром М. Никольским. Светлые образы женщин-героинь талантливо созданы артистками Вельбе и Зориной в спектаклях "Евдокия Ивановна", "Русские люди", "Жди меня", "Фронт", "Нашествие", "Урок жизни". Много творческого труда и таланта вложили артистки Зорина и Вельбе в спектакли "Пигмалион" - Б. Шоу, "Собака садовника" - Лопе де Вега и "Хозяйка гостиницы" - Гольдони.

Актёр Н. Х. Вент благодаря недюжинному мастерству заслуженно пользовался большим успехом у зрителей и создал ряд полноценных художественных образов. Бесспорно, запомнится талантливость исполнения ведущих ролей актёром Б. Т. Кеворковым в "Проделках Скопена", "Коварство и любовь", "Пигмалион" и "Урок жизни".

Со всей полнотой своих творческих сил и способностей работал весь коллектив театра - тт. Александрович Л. В., Бравич А. О., Муховская А. А., Зорина Е. Д., Бочков А. И., Романов Г. Г., Довгаль П. П., Залесский К. Д., Тиноваль В. С., Онищук Г. С., Беляев В. А., Никольская Ю. А., Суслова М. Я., Славинская, Бородин Г. С., Молчанова П., Макаренко П. В., Мишин М. И. и другие. Немалая заслуга руководителей театра тт. Маленского А. Г.- директор, Лукина Н. Ф.- художественный руководитель, С. Б. Рахманова - режиссёр, Крохмаль А. Д.- заведующий постановочной частью и других работников, обеспечивших успешную творческую работу коллектива.

За время пребывания в Минусинске театр провёл большую общественную работу. Путём устройства дополнительных спектаклей коллектив театра собрал свыше 150 тысяч рублей в фонд Красной Армии и получил приветственную телеграмму от товарища Сталина. До 20 выездных спектаклей в селе Знаменка, на предприятиях и в учреждениях города поставил театр. Обслужено за десять месяцев свыше двухсот тысяч зрителей. Таков краткий итог плодотворной работы Ставропольского театра в Минусинске.

Сегодня мы прощаемся с театром. На днях коллектив театра выезжает в освобождённый от немецких оккупантов родной город Ставрополь. Счастливого пути, товарищи! Больше творческой работы на помощь фронту, на благо Родины, во имя победы над ненавистным врагом".

...Когда я работал над очерком, мне пришло письмо из отдела краеведческой информации Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края. Ольга Викторовна Сиренко прислала мне выписку из "Отчёта краевого отдела по делам Искусств о художественном обслуживании трудящихся в 1943 г. (с 1 января 1943 г. по 1 января 1944 г.)", в которой оказалось несколько очень важных строк:

"По распоряжению Комитета Искусств при СНК СССР 1 сентября Ставропольский драмтеатр, работавший в Минусинске, выехал в родной, освобождённый от немецких оккупантов, город Ставрополь. Этому театру была оказана большая практическая помощь в финансовом снабжении, постановочными материалами, тёплой одеждой коллективу, костюмами, питанием.

Театр пользовался большой любовью трудящихся г. Минусинска и за 10 месяцев работы в Минусинске, Ставропольский театр показал Минусинскому зрителю: "Русские люди" Симонова, "Евдокия Ивановна" Чекина, "Пигмалион" Б. Шоу, "Фландрия" Соржу, "Синий платочек" Катаева, "Уроки жизни" Головчинера, "Нашествие" Леонова, "Проделки Скопена" Мольера, "Крылатое племя" Первенцева, "Собака садовника" Лопе де Вега и др.

Театр, преодолев все стоящие перед ним трудности, выехал в родной край окрепшим, работоспособным, с разнообразным большим репертуаром, способный отчитаться о своей работе в Сибири с положительной стороны".

* * *

О последних днях в Минусинске Михаил Никольский вспоминал: "Наконец Ставрополь освобождён от немцев, и все с нетерпением ждали вызова. И вот телеграмма, подписанная Михаилом Андреевичем Сусловым, получена. Несмотря на прекрасное отношение к нам минусинцев, руководства города и заманчивое предложение оформить нас, как армейский театр, с пайками, обмундированием и прочими благами, мы всё же стали собираться домой, в Ставрополь. И в конце сентября сорок третьего года, ровно через год, тронулись в путь".

Это событие случилось восемьдесят лет назад!

Ставрополь.

На снимках:

Автор:

Николай Блохин, член Союза журналистов России

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры