Георгий ДМИТРИЕВ: "Артисту необходимо сохранять в себе ребёнка"
Высоченный, с выразительным лицом и неповторимым басом, актёр Георгий Дмитриев несколько лет назад буквально ворвался на сцену Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, сыграв заметные роли в таких спектаклях, как "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", "Я. Другой. Такой. Страны", "Маленькая колдунья", "Мы, герои".
Не так давно Георгий Дмитриев выпустил моноспектакль "Я такое дерево" - о жизни, творчестве, любви...
- Хотелось, чтобы это был не просто концерт, а чтобы присутствовали сюжет, драматургия,- поясняет создатель спектакля.- И я впервые в жизни осмелился написать сценарий. Здесь мне очень помогла заведующая литературной частью театра Лариса Лейченко. Мы вместе выбирали истории из моей жизни, чтобы они сложились в единую сюжетную линию. В итоге получился автопортрет на музыку Микаэла Таривердиева.
Конечно, это никакой не творческий вечер, а просто истории из моей жизни, которые так собраны, чтобы у каждого человека сложилось ощущение, что эта история про него. Мне безумно приятно, что на спектакле происходит момент взаимного сопереживания, когда вдруг с первых секунд складывается ощущение, что мы говорим со зрителем на одном языке и вместе с ним приходим к эмоциональному финалу.
- О чём прежде всего ваш спектакль?
- О любви - к родителям, к жизни, к профессии, к близкому человеку. В последнее время слова "Я тебя люблю" становятся если не банальными, то порою слишком пафосными. Когда я сам впервые в жизни произнёс эти слова, то было ощущение, будто ты срываешься со скалы и куда-то летишь.
Наверное, в этом спектакле вместе со зрителями мы подходим к подобному, чтобы человек смог вновь ощутить те яркие эмоции, которые он когда-то испытывал. Конечно, каждый раз спектакль получается разным - более откровенным или менее, но всегда хочется, чтобы к концу его в зале возникло ощущение счастья.
- Как вы открыли для себя "Я такое дерево" Микаэла Таривердиева?
- Абсолютно случайно. В 2008 году в Ташкенте делал вечер камерной музыки русских композиторов XX века. Наткнулся на музыкальный монолог Микаэла Таривердиева "Я такое дерево" на гениальные стихи Григория Поженяна, а затем услышал его пластинку с одноимённым названием в исполнении самого композитора. С того момента у меня возникло желание спеть эти песни самому, я вновь и вновь возвращался к этой музыке, а сейчас это наконец случилось.
- Несколько слов об оформлении спектакля.
- Безумно благодарен Елене Турчаниновой. Мышление художника абсолютно другое. Из трёх вешалок она в итоге сделала и фонарные столбы, и мачты корабля, и кресты, и срубы деревьев... Всё очень просто и лаконично.
- Случались ли во время спектакля какие-то неожиданные моменты?
- Одна зрительница, видимо, подумала, что пришла в караоке. И вот в этом переаншлаге, когда зрители сидели в маленьком зале даже в проходах, началось действие, и вдруг она начала подпевать. Эти час двадцать минут показались мне адом, потому что шла постоянная борьба.
- Насколько в этом спектакле вы обнажаете собственную душу?
- Так боюсь этих слов - "обнажать душу". Любой моноспектакль - это открытость до предела. Однако при этом тебе должно быть что сказать зрителю, иначе лучше на сцену не выходить. У артиста должна быть потребность высказаться.
В октябре прошлого года мне исполнилось сорок. И это переломный момент в моей жизни, когда прежний Жора, возможно, где-то растворился, а новый ещё не сложился, и поэтому для меня не случайно появление в спектакле песни со словами "Куда мой путь и где пристанище?"
- Меня поразило ваше лицо, когда уже первым появлением на сцене вы, мужчина двухметрового роста, вдруг глянули в зал с очаровательной улыбкой ребёнка, а затем в течение полутора часов буквально на наших глазах вырастали до взрослого мужчины. Однако Клавдий в "Розенкранце и Гильденстерне" - нечто страшное. Не забыть бы милую улыбку строгого дяденьки-милиционера в "Я. Другой. Такой. Страны". А ваш портрет на официальном сайте театра - абсолютно иной жанр. Вас учили этому в вузе, или всё это приходит к актёру с опытом?
- В театральных вузах педагоги всегда говорят студентам о необходимости сохранять в себе ребёнка, чтобы не потерять наивность и чуткость в восприятии мира и веры в предлагаемые обстоятельства.
Помню, когда родители в детстве водили меня в театр, мне нравились артисты, от которых не знаешь чего ожидать, и не можешь предугадать, какими они выйдут в следующей роли. Такой была заслуженная артистка Узбекистана Ольга Володина. Она могла быть и клоунессой, и лирической героиней, и надменной царицей.
Наверное, подсознательно во мне заложилось, что в каждой роли, неважно, большой или маленькой, я должен найти в себе какого-то другого человека. Самое страшное - повториться, хотя и это порой случается.
- Вы окончили драматическую школу "Ильхом" и Государственную консерваторию Узбекистана. Как это в вас совместилось?
- В семидесятых годах прошлого века, когда в СССР стали возникать андеграундные театры, в подвале ташкентской гостиницы режиссёр Марк Вайль организовал студию и вместе с профессиональными артистами из других театров начал ставить спектакли, которые отличались своим особым языком общения с современным зрителем. Так из маленькой студии родился театр "Ильхом", который стал брендом республики и объехал полмира.
В 1991 году, когда страна распалась, в театральном институте пропал русскоязычный курс. При театрах начали открываться студии, в которых преподавали профессионалы. Открыл свою студию и театр "Ильхом" - школу драматического искусства, в которую я поступил в 1995 году.
При этом она была на таком уровне, что к нам приезжали по контракту учиться студенты Вашингтонского университета. Им в диплом выставлялись те оценки, которые они получали в Ташкенте.
Когда я стал там заниматься, педагоги по вокалу услышали мой голос и начали мягко переманивать в оперу. Можете представить? Мне дарят пластинку Шаляпина, на которой написано: "Победи его". В семнадцать-то лет!
Окончил школу, и меня взяли в 1997 году в театр "Ильхом", в котором я проработал до 2011 года. Параллельно стал заниматься вокалом, а в итоге в 1998 году сначала поступил в музыкальное училище, окончил его за три года с красным дипломом, затем - консерваторию тоже с красным дипломом. В 2001 году меня взяли солистом-стажёром в Ташкентский государственный академический театр оперы и балета имени Алишера Навои, где и проработал 16 лет.
- Каким образом вы попали в Красноярск?
- В 2012 году заслуженная артистка России Вера Баранова услышала меня на Шаляпинских сезонах в Кисловодске, которые ежегодно проводятся в доме-музее "Дача Шаляпина", и предложила приехать в Красноярск, чтобы принять участие в фестивале "Парад звёзд", посвящённом Шаляпину.
- И вот вы в Красноярске?
- Нет, я окончательно переехал сюда только в 2017 году и сразу пошёл на прослушивание в оперный театр, но, вероятно, выступил недостаточно хорошо, и меня не взяли. Тогда оставил своё резюме в театре имени А. С. Пушкина.
На следующий день мне позвонили и пригласили на встречу с главным режиссёром Олегом Рыбкиным, который знал Марка Вайля и театр "Ильхом". Был разговор, было прослушивание, а после мне сказали, что принимают в труппу. За что я очень благодарен судьбе.
- Как не случайно, что за три года вы уже третий раз выезжаете с театром в Москву на фестиваль "Золотая маска"? Было ли для вас неожиданным, что в довольно стабильном составе спектакля "Мы, герои" жюри выделило вас и Александра Хрякова?
- Я был в шоке и скакал до потолка. Естественно, мысленно. Безусловно, это мечта. Получу - здорово. Не получу - буду ждать своего часа. Значит, ещё рано. И моё время всё-таки придёт.
Сергей ПАВЛЕНКО.
Фото пресс-службы драмтеатра имени А. С. Пушкина.
Наша справка
Георгий ДМИТРИЕВ. Актёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина с 2017 года. Окончил Школу драматического искусства театра "Ильхом" и Государственную консерваторию Узбекистана. Лауреат I премии IX международного фестиваля авторской песни имени Андрея Миронова, дважды лауреат международного конкурса молодых исполнителей русского романса "Романсиада", автор программ "Песенки ВертинскАга", "Я такое дерево", участник проекта "ВЫСОцКИЙ".
Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Гость (премодерация)
Войти