Как не наделать ляпов в сочинении
4 декабря российские одиннадцатиклассники будут писать итоговое сочинение. Зачёт по нему - допуск к ЕГЭ. Можно ли ссылаться в работе на Библию и Коран? Сколько источников привести как пример? За что эксперты поставят незачёт? О том, как избежать самых частых и досадных ошибок, "РГ" рассказал председатель Московской ассоциации учителей-словесников, эксперт ЕГЭ Роман Дощинский.
- Роман Анатольевич, какие ошибки повторяются из года в год?
- Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. По сути, используются "домашние заготовки". Искусственный подгон темы - большой риск получить незачёт.
Большое количество фактических ошибок: ребята путают жанры, искажают сюжет, приписывают невообразимые характеристики героям. Нередко указывают название произведения без автора или говорят о герое, даже не упоминая его имени. Экспертам приходится лишь интуитивно догадываться, существует ли вообще такая книга и такой герой.
- А что с грамотностью?
- Она тоже хромает. Допустимое количество ошибок - не более пяти на 100 слов: здесь и орфографические, и пунктуационные, и грамматические. При этом есть подсказка: во время работы разрешается пользоваться орфографическим словарём, выданным комиссией.
- В сочинении не должно быть меньше 250 слов. Как школьнику понять, что написал достаточно?
- Испытание длится 3 часа 55 минут. Советую после того, как черновик готов, остановиться, передохнуть. А затем просто посчитать слова: союзы, частицы и предлоги тоже идут в зачёт. Рекомендуемый объём - 350 слов. Но за это время ребята успевают написать порой и 400, и 500 слов.
Главное условие - самостоятельная работа. Школьник должен показать, что умеет строить рассуждение по выбранной теме, аргументировать тезисы с помощью примеров из литературы. Причём можно опираться не только на школьную программу. Подойдут и дневники, мемуары, публицистика, памятники устного народного творчества. Пожалуй, только малые жанры фольклора - частушки и поговорки - не в счёт. А вот Библия или Коран - интересный и богатый литературный источник.
- Что нового будет на сочинении в этом году?
- Никаких принципиальных изменений выпускников не ожидает. Открытые направления тем были объявлены ещё в начале учебного года: "Надежда и отчаяние", "Добро и зло", "Гордость и смирение", "Он и она", "Война и мир" - к 150-летию великой книги".
Размышляя о войне, о ложном и истинном героизме, о том, как война раскрывает характер человека, можно проводить параллели с другими произведениями. Например, с "Поединком" Куприна, "Белой гвардией" Булгакова, "Обелиском" Быкова, романом "На Западном фронте без перемен" Ремарка.
- Из года в год в топе - тема любви. В этом - "Он и она". Как думаете, большинство школьников выберут именно её?
- Вполне вероятно. Но на самом деле "Он и она" - не такая уж простая тема. Это ведь не только про любовь. Здесь и философский, и социальный, и психологический аспекты. Важно правильно подобрать литературный материал для аргументации.
Могут быть совершенно разные произведения: от "Евгения Онегина" Пушкина до "Преступления и наказания" Достоевского, от "Тёмных аллей" Бунина до "Мастера и Маргариты" Булгакова. Всё будет зависеть от особенностей формулировки конкретных тем. А они станут известны за 15 минут до старта сочинения.
- Правда ли, что в следующем году открытые направления заранее объявлять не будут, и школьникам придётся писать сочинение, что называется, "с колёс"?
- Это обсуждается. Слишком часто выпускники используют готовые шаблоны, активизировался рынок "золотых" сочинений. Поэтому закономерно, что разработчики планируют отказаться от объявления открытых направлений в начале учебного года. А вместо них сформировать закрытый банк на основе тем прошлых лет (их уже более 1300) и ежегодно его пополнять.
В перспективе, возможно, для каждого региона или даже для каждой школы индивидуальный набор тем будет формироваться из закрытого банка автоматически.
- Некоторые вузы добавляют за итоговое сочинение до 10 баллов. Почему не все?
- На проверку сочинений уходит слишком много времени и сил. Нужно выделить сотрудников, которые прочитают тысячи сочинений, оплатить им эту работу. Не у каждого вуза есть такие ресурсы.
Те, кто всё-таки на это решился (например, МГУ), могут разрабатывать свои критерии оценки. Указать, например, требование привести два и более литературных аргументов, опираться на произведения других видов искусств, исторические факты и так далее.
Если выпускник точно знает, куда собирается поступать, ему лучше заранее посмотреть, проверяет ли вуз сочинения. И если да, то какие именно критерии дадут дополнительные баллы.
Ксения КОЛЕСНИКОВА.
Николай
28.11.2019 14:21
Начинать читать "Войну и мир" школьникам надо уже с пеленок, а то времени не хватит.
Войдите, чтобы пожаловаться