Как помочь селу?
Ежегодно на поддержку агропромышленного комплекса Красноярского края из регионального и федерального бюджетов выделяется около восьми миллиардов рублей.
Прошлой осенью краевые аграрии зафиксировали рекордный урожай зерна за последние четверть века и не смогли не отметить, что в достижении таких высоких результатов свою роль играет и фактор государственной поддержки, оказываемой местным производителям сельхозтоваров.
О том, насколько эффективно расходуются бюджетные средства в краевом агросекторе и что ещё необходимо предпринять для улучшения жизни сельчан, мы беседуем с аудитором Счётной палаты Красноярского края Дмитрием ЛУКАШЕВСКИМ.
- Дмитрий Сергеевич, как часто Счётная палата края проверяет сельскохозяйственную отрасль и на что обращает внимание в первую очередь?
- Прежде всего хочу сказать, что сельское хозяйство невозможно рассматривать как отдельно функционирующую отрасль, поскольку на развитии агропромышленного сектора, безусловно, отражаются все современные социально-экономические процессы.
Именно поэтому в своих контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях Счётная палата края всегда применяет комплексный аналитический подход, рассматривает ту или иную сферу с разных точек зрения, чтобы в конечном итоге сложилась более полная и объективная картина.
Если говорить об агропромышленном комплексе в целом, то проверки, направленные на выявление различных нарушений и недостатков в расходовании бюджетных средств, мы проводим каждый год. Наша задача - совместно с органами законодательной и исполнительной власти края улучшить деятельность как отдельных товаропроизводителей, так и жизнь целых территорий края, где работа людей в большей степени связана с сельскохозяйственным производством.
Традиционно результаты нашей деятельности в виде отчётов либо заключений передаются в Законодательное Собрание края, региональное правительство, а нередко - и губернатору края.
- Итогами каких проверок вы готовы поделиться сегодня?
- Одним из контрольных мероприятий, результаты которого можно назвать показательными, могу назвать проверку сразу трёх муниципальных образований края - Канского, Назаровского и Ужурского районов.
Эти территории были предложены краевыми депутатами в качестве объектов для анализа не случайно. Они являются ведущими сельскохозяйственными территориями региона, имеют схожие социально-экономические параметры.
К тому же многие производственные показатели субъектов агропромышленного комплекса, осуществляющих деятельность в данных районах, растут, и всё это происходит в том числе на фоне ежегодного увеличения объёмов предоставляемой предприятиям государственной поддержки. Казалось бы - ситуация благоприятная, что не может не отразиться на жизни сельчан.
Однако проверка показала, что лидерство Канского, Назаровского и Ужурского районов всё же не обеспечивает достойный уровень жизни их жителей, поскольку действия представителей различных органов государственной власти края и местного самоуправления в вопросах комплексного развития этих сельских территорий нельзя назвать скоординированными.
- Дмитрий Сергеевич, о чём идёт речь?
- Приведу пример. В течение трёх лет на развитие трёх районов из краевого и федерального бюджетов было выделено более полумиллиарда рублей. Мероприятия, направленные на развитие сельских поселений, реализовывались в рамках четырнадцати государственных программ.
Средства направлялись на строительство и ремонт дорожной инфраструктуры, объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, обустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований, поддержку малого и среднего бизнеса, а также на решение других проблем жителей сельской местности. Были отмечены и увеличение объёма бюджетных ассигнований, и рост количества мероприятий.
Однако, нами было установлено, что на сегодняшний день муниципальные образования края не обладают информацией об объективной потребности в финансовых средствах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и обновление материальной базы различных объектов инфраструктуры и благоустройства, поскольку органами государственной власти края и местного самоуправления на протяжении многих лет не проводилась инвентаризация данных объектов.
Подчеркну, что средства на развитие сельских территорий в крае выделяются регулярно, при этом прослеживается тенденция роста этих расходов, но они не могут покрыть все потребности жителей сельской местности и не являются определяющим фактором в повышении качества их жизни.
- Что вы можете сказать о крупных сельских предприятиях, расположенных в Канском, Назаровском и Ужурском районах? Какую поддержку получают они и оказывают ли помощь жителям?
- Господдержку получают все крупные сельхозпроизводители. К примеру, предприятиям Канского, Назаровского и Ужурского районов, которые мы посмотрели в рамках проверки, за три года было предоставлено 42 меры государственной поддержки на общую сумму около четырёх миллиардов рублей.
При этом часть предприятий на самом деле активно помогает власти решать накопившиеся проблемы селян. Согласно информации, представленной министерством сельского хозяйства и торговли края, за три года на развитие сельских территорий из собственных средств предприятий было направлено более трёхсот тридцати миллионов рублей. Наибольший объём средств направили ЗАО "Назаровское" и АО "Солгон".
За счёт внебюджетных источников осуществлялся ремонт автомобильных дорог, водонапорных сооружений, плотин, жилых домов, средства также направлялись на текущее содержание жилищного фонда, социальной инфраструктуры, на материальную помощь и приобретение жилого фонда для специалистов, бесплатное питание работников.
Но есть и другие, отрицательные, примеры. Установлено, что четыре из тринадцати проверенных хозяйств, регулярно получающих государственную поддержку из бюджета, не осуществляли никакой финансовой или иной помощи, направленной на развитие сельских поселений, где они ведут свою деятельность. Это акционерные общества "Новотаёжное", "Гляденское", "Агрохолдинг "Сибиряк" и "Филимоновский молочно-консервный комбинат".
Считаю, что таким предприятиям необходимо изменить свою позицию по отношению к территориям, где они работают, и к людям, которые там проживают, стать более социально ответственными.
Ведь ни для кого не секрет, что проблемы села формировались десятилетиями, решить их можно только совместными усилиями власти, бизнеса и самих жителей. И здесь особая роль отводится именно сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые, с одной стороны, должны планомерно развиваться, улучшать свои финансово-экономические показатели, увеличивать прибыльность своих предприятий, в том числе за счёт получения различных мер господдержки. С другой - каждый из них должен по мере возможностей участвовать в развитии той территории, где действует предприятие, заботиться о своих работниках, способствовать улучшению качества жизни селян.
Без этого, в результате недофинансирования многие объекты, в первую очередь - коммунальной, жилищной и социальной инфраструктуры, ветшают, со временем приходят в негодность. Кроме того, нехватка средств не позволяет реконструировать имеющиеся либо построить новые объекты социокультурного, спортивного назначения, которые могли бы способствовать повышению привлекательности территорий, снизить отток населения, в первую очередь молодёжи.
- Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
- В качестве предложений, которые Счётная палата края сформулировала по итогам контрольного мероприятия, есть как финансовые, так и организационные аспекты.
Безусловно, необходимо увеличивать финансирование отрасли. Согласно существующей Концепции развития сельских территорий края расходы на развитие села должны составлять не менее десяти процентов от общего объёма расходов краевого бюджета. Сейчас, по информации министерства финансов края, эта цифра почти вдвое меньше.
Очевидно, что из-за такого существенного разрыва органам краевой исполнительной власти и местного самоуправления нелегко будет достигнуть поставленных целей государственной политики в обсуждаемой сфере и добиться повышения уровня и качества жизни сельского населения, роста эффективности сельской экономики, рационального использования и воспроизводства ресурсов территорий.
Поэтому Счётная палата края предлагает разработать стратегический документ устойчивого развития сельских территорий края на среднесрочную перспективу, обеспечить его надлежащее исполнение и контроль за достижением целевых индикаторов и показателей результативности.
Такой подход сможет дать региону дополнительные преимущества на уровне Федерации и позволит рассчитывать на федеральное софинансирование как отдельных мероприятий, так и отрасли в целом.
- И в заключение расскажите, пожалуйста, в каком направлении Счётная палата края будет работать в этом году?
- Буквально через две недели мы приступим к контрольному мероприятию по очень актуальной теме. Перед специалистами Счётной палаты поставлена задача оценить, как господдержка краевых аграриев отражается на качестве произведённой ими продукции, в частности, речь идёт о продуктах питания, поставляемых в наши магазины.
Также нам предстоит выяснить, что необходимо сделать на краевом уровне, чтобы на красноярских прилавках всегда была свежая и качественная продукция от местных производителей.
- Удачи вам в вашей работе, и, надеюсь, вы поделитесь с нашими читателями результатами этой проверки. Спасибо за разговор!
Зоя МИХАЙЛОВА.
За три года на развитие сельских территорий из собственных средств предприятий было направлено более трёхсот тридцати миллионов рублей. Наибольший объём средств направили ЗАО "Назаровское" и АО "Солгон".
Гость (премодерация)
Войти