Ценники в магазинах могут стать двойными - с ценой за упаковку и за килограмм или литр
Депутаты Госдумы пытаются бороться с "обвесом", когда производители снижают вес продуктов, но оставляют прежнюю цену. Чтобы не вводить покупателя в заблуждение, парламентарии предлагают по-честному указывать на ценнике стоимость литров или килограммов. Для потребителя это будет удобно, но для торговли затратно, считают опрошенные "РГ" эксперты.
Как рассказали "РГ" в комитете Госдумы по промышленности и торговле, изменения в законе о защите прав потребителей будут обязывать информировать покупателя о цене за единицу измерения продовольственных товаров. Иными словами, ценники могут стать двойными - за штуку и за литры/килограммы.
Такой законопроект внес вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Документ получил положительный отзыв правового управления Госдумы и рекомендован к рассмотрению. В настоящее время он уже находится на рассмотрении правительства, в первом чтении законопроект может быть рассмотрен в октябре, уточнили в комитете. А после его принятия будут внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусмотрят административную ответственность за его нарушение.
Зачастую производители снижают объем, вес товара при сохранении размера упаковки и отпускной цены, а также уменьшают количество продукта в упаковке без изменения цены.
Это делается для того, чтобы сохранить объем продаж и увеличить рентабельность продажи единицы товара. Российские покупатели привыкли традиционно приобретать товары в упаковке эталонного количества, объема или веса.
Вместе с тем, сегодня часто можно увидеть, что цена за товар сохраняется или становится немного меньше, а количество продукции сокращается. Так, вместо кг гречки - 900 гр, вместо 1 л кефира - 900 мг, вместо 10 яиц в упаковке девять и т.д., указывают в комитете.
Закон о защите прав потребителей уже сейчас обязывает продавца предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора, пояснил "РГ" Борис Чернышов.
"Однако он решает проблему шринкфляции. Так называются манипуляции производителей и маркетологов по снижению количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении отпускной цены. Важно понимать, что за этим термином прячется обыкновенный обман покупателей.
Почти 90% молока на прилавках - меньше литра, хотя визуально неотличима от "честного" литра молока или кефира других производителей. Найти упаковку крупы весом 500 г или 1 кг практически невозможно. Все производители выпускают упаковку в разном весе - покупателю крайне сложно понять, какой товар дешевле или дороже", - говорит вице-спикер.
По его словам, внесенный законопроект дополняет существующую норму прямым требованием указывать на ценниках стоимость одного килограмма или одного литра товара. Так покупателям будет удобно сравнивать цены и делать выбор, считает Чернышов.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ полностью поддерживает этот законопроект и напоминает, что Союз уже выступал с подобной инициативой в 2020 году, предлагая внести соответствующие изменения в правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи.
Сейчас по этим правилам, на товаре нужно указывать его наименование, вес, цену за единицу измерения товара или вес, дату фасования и срок годности. А Союз предлагал указывать и ту, и другую цену. Но изменения не были приняты из-за критики представителей бизнеса. Отдельные торговые сети так и делают, говорит Шелищ. И, поскольку сейчас можно встретить в магазинах, допустим, пачки масла как по 200г, так и по 170-180 г, для потребителя удобно сравнить стоимость из расчета за 1 кг, поясняет эксперт.
Инициатива может снять бесконечные обсуждения о снижении количества продукта в упаковке и облегчит покупателю сравнение товаров в категории по цене, если для них это важно при выборе, соглашается зампред Правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов.
"Для покупателя это дополнительное удобство, для розничной торговли чревато пересчетом на единицу массы и добавлением строки ценника", - считает он. Но к существенным изменениям на рынке это вряд ли приведет - по некоторым категориям сети уже указывают цены за целую единицу измерения, говорит Леонов.
Инициатива депутатов Госдумы указывать на ценниках стоимость килограмма и литра приведет к усложнению информации о ценах для покупателей и росту издержек розничных операторов, заявил "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
По его словам, сейчас предприятия торговли получают готовые к продаже продукты от производителей в упаковке и по стоимости веса, указанного на упаковке. В этом случае торговле придется пересчитывать вручную в абсолютные килограммы и литры стоимость товаров в "мелкой упаковке" непосредственно в магазинах. Это приведет к значительному удорожанию процессов выкладки товаров и изготовления ценников, считает эксперт.
Отдельные крупные торговые сети для дополнительного привлечения потребителей по своей инициативе размещают на ценниках расфасованных продовольственных товаров цены за единицу фасованного товара и за килограмм такой продукции. Также на этикетках расфасованных и упакованных продовольственных товаров, например, кондитерской, овощной, колбасной, мясной, рыбной продукции и т.д., производителями и продавцами зачастую указываются и цена за килограмм продукции, объем и стоимость единицы расфасованного товара.
"Полагаем, что и в дальнейшем подобная практика не должна быть обязательным требованием, а может использоваться в качестве конкурентных преимуществ для привлечения потребителей", - считает Игорь Караваев.
Распространение даунсайзинга (снижение веса или объема продукта) - тенденция, характерная как для России, так и для мирового рынка в связи с ускоренными темпами инфляции в последние годы, отмечает заместитель генерального директора Союзмолока Мария Жебит. "Производитель, выбирая между повышением цен на свой товар и снижением объема при той же цене, часто выбирает второе. Психологически многим покупателям так комфортнее остаться верным своему любимому бренду. Конечно, не всем потребителям это по душе, так что нужно быть бдительным и обращать внимание на объем, если он для вас важнее бренда", - говорит она.
При этом, по словам Жебит, отдельные потребители положительно воспринимают сокращение объема упаковки, поскольку для них всегда нужен "традиционный" объем. В результате это приводит к сокращению объемов продовольственных отходов.
Автор:
Татьяна Карабут/РГ
Гость (премодерация)
Войти