Прислать новость

03.06.2019 11:04

|

4 374 1

Год назад не стало Н. А. Фокина

Год назад, в начале июня, на стало Николая Андреевича Фокина. АНДРЕИЧА, как его называли... Толковый депутат, успешный руководитель, надежный друг и глава семейства, просто хороший человек. В эти дни его вспоминают не только в родной Хатанге и Красноярске.

Судьба отвела ему чуть больше 70 лет. Молодым приехал на Таймыр, начинал рабочим, через 20 лет возглавил Хатангский район – самое большое муниципальное образование в мире. Девяностые и начало двухтысячных – сложное для России время, особенно на Крайнем Севере. Можно сказать, что арктические регионы финансировались по остаточному принципу. Особенно не задалось у военных, авиации, геологоразведки и федеральных структур, обеспечивающих трассу Севморпути. Все их проблемы валились на местную власть. Чтобы они не стали кошмаром, приходилось проявлять чудеса управленческой мудрости.

Безденежье тех лет ставило крест на многих структурах и организациях, но Фокин как-то умудрялся находить инвесторов и спонсоров. Успели построить несколько жилых пятиэтажек, еще кое-что и большую больницу – лучшую по тем временам во всем автономном округе. Организация полетов на Северный полюс помогла местному авиаотряду продержаться дольше остальных на Таймыре. Это сейчас туристы добираются туда через Шпицберген, а раньше, по весне, иностранцы сотнями летели в Хатангу.

Полюсной туризм – это суперэкстремально и суперсложно организационно. Это куча разрешительной документации и максимальные допуски к работе у летного состава. В 1995 году на Таймыре побывал президент WWF принц Филипп – для посещения Большого Арктического заповедника (Диксон). Прилетел он именно в Хатангу, и дальше – только с местными летчиками. Позже в Хатанге была организована серьезная международная лаборатория по изучению ископаемого мамонта. Все эти проекты требовали от местного руководства нестандартных управленческих решений. Фокину приходилось отстаивать свою точку зрения, тесно взаимодействовать с населением, сотрудничать и находить компромиссы с вышестоящими органами, выстраивать отношения с «Норильским никелем».

Его знали все, и он знал всех на своей территории, во всех поселках. Вникал до мелочей в проблемы предприятий и организаций, чтобы вовремя направить «на путь истинный». Без жесткости и требовательности на Севере далеко не уедешь. От разгильдяйства или безалаберности отдельного персонажа может зависеть многое - тому примеры диксонская коммунальная авария 93-го и недавняя в Дудинке. Диксон – на трассе Севморпути, у Дудинки – Норильск под боком, а Хатанга оторвана от мира на многие сотни километров. Как жесткий руководитель Фокин нравился не всем, но его понимали и уважали.

В 2007-м его избрали депутатом краевого Заксобрания, работал в комитетах по госстроительсту и делам Севера. Законотворческая деятельность, она незаметная: чтобы отстаивать интересы своих избирателей, надо вникать в каждый документ, каждую строчку, цифру, букву. Фокин методично рассказывал коллегам о специфике Крайнего Севера, организовывал выезды краевого руководства, где на сходах местные жители «на пальцах» разъясняли свои проблемы и, возможно, подсказывали решения.

На одной из встреч в Хатанге Николай Андреевич Фокин отметил: «Я не считаю себя оторванным от Таймыра, меня волнует его настоящее и будущее, стараюсь быть максимально полезным». Именно таким АНДРЕИЧ и запомнился – максимально полезным. Патриотом Заполярья.

Федор Татарский.


Войдите, чтобы оценить

Комментировать
4
Пожаловаться

Гость


03.06.2019 12:55

Жаль, что таких талантливых руководителей и организаторов от "бога", так сильно не хватает в нашей стране. Светлая память о Николае Андреевиче Фокине сохраниться в наших сердцах!

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


03.06.2019 16:29

Грустно. Мужик был! Надеюсь, он принят в лучший мир...

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Опубликуем в среду, 5 июня, и в газете.


Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


04.06.2019 11:43

Пора восстанавливать высокоширотный туризм в крае. Ледовые аэропорты до сих пор делают по методичкам, разработанным в Хатанге. Это из европ через Шпицберген короче летать, а Китай и Япония? Им ближе и удобнее через Таймыр, нечего удобнее нет. Это сколько же там туристов, готовых деньги платить в наш бюджет. Восс