Читать все комментарии
0 526Когда Красноярск стал городом-миллионником, многие его жители восприняли это событие как повод попижонить. Вот, мол, какие мы стали большие и важные. Говорили, что за этот самый миллион народа мы получим дополнительное финансирование из федерального бюджета.
Признаюсь, до меня самого только недавно дошло, что эти деньги выделяются не забавы ради, что огромный мегаполис требует к себе особого внимания, да и управлять им нужно несколько иначе, чем это было всегда. Нынешнее лето ещё раз подтвердило, что Красноярск со своим новым статусом и фактическим демографическим ростом справляется едва-едва...
Даже энергия молодости нашего нынешнего губернатора не позволяет ему разогнать над городом "чёрное" небо. Газификация региона тоже пока откладывается, потому что этот проект мыслился как попутный, к тому самому газопроводу, который должен был направиться в Китай. Но в Поднебесной всё ещё торгуются с Россией, а красноярцам ждать милости от наших внешнеторговых связей становится всё труднее.
Наконец, нынче выяснилось, что мы разучились строить и ремонтировать в городе дороги. Они то разваливаются, то проваливаются, то асфальт не тот, то отраслевые начальники оказываются под следствием.
По привычке раздаются требования, что пора бы в очередной раз поменять главу города. Но этот способ едва ли можно считать достойным нашего родного Красноярска. Очевидно, одному из самых динамично развивающихся сибирских городов требуется обновить саму систему управления, устранив из неё, в первую, очередь, самые системные ошибки.
Вы думаете, что я говорю о каких-то заумных вещах, что реформа местного самоуправления в отдельно взятом Красноярске невозможна, по крайней мере, до её одобрения в московском Кремле? Отнюдь, всё это у нас уже было и не раз, стоит только вспомнить...
Например, вспомнить то, что через несколько месяцев исполнится 160 лет Степану Васильевичу Востротину, жителю Енисейска, выучившемуся в Париже на ветеринара, который принял от отца управление семейными золотыми приисками, но затем начал заниматься совсем другими проектами.
Он по собственному разумению увлёкся развитием Северного морского пути, успешно торговал с Англией, но настоящим его призванием стало развитие институтов земства, то есть как раз системы местного самоуправления в России.
Уважаемый Енисейский голова, а затем и депутат царской государственной Думы третьего и четвёртого созыва, Степан Васильевич Востротин доказывал, что Сибирью в целом, а её городами в особенности, нужно управлять иначе, чем Москвой или Петербургом, что степень самостоятельности и ответственности сибирских чиновников должна быть тем больше, чем дальше они находятся от центра страны.
Мысль по нынешним временам немного крамольная, но по существу здравая, потому что как может быть иначе. Сейчас сам глава Красноярска - по статусу чуть пониже заместителя губернатора, а главы районов города вообще больше похожи на свадебных генералов, у которых давно нет, а может быть и никогда не было никакой армии...
Хотя ведь очевидно, что тот же жилой массив Солнечный - это город в городе, а Октябрьский район, стремительно шагающий своими многоэтажками в сторону плодово-ягодной станции и убегающий от границ бывшего мясокомбината, требует ускоренного решения множества инженерных и социальных проблем.
Но есть ведь ещё просторы Советского района, до сих пор не развязанный толком узел транспортной развязки у Николаевского моста в Свердловском районе... Кто всем этим будет заниматься, кто защитит столь различные интересы горожан? Одного мэра на всех не хватит, губернатора - тем более.
Кстати, за тем же Степаном Востротиным какое-то время пристально следила царская охранка, потому что подозрение вызывали его контакты с англичанами, хотя именно такие торговые пути открывали перед Енисейской Сибирью совершенно особые перспективы, от которых даже сегодня дух захватывает.
Но не будем о грустном. На этой неделе начался очередной учебный год. Нарядные ребятишки вышли на улицы с большими букетами. Некоторые ещё крепко держатся за мамину руку. Но впереди школа - а это уже новая жизнь. Дети взрослеют очень быстро, ещё быстрее они становятся самостоятельными, поэтому обязательно захотят устроить жизнь в своём городе более интересной и комфортной. А почему бы и нет?
Кстати, Востротин со своим братом в свой первый самостоятельный приезд в Красноярск поселились в гостинице "Чижик". Место им понравилось, поэтому через какое-то время Степан Васильевич выкупил эту землю и построил здесь особняк уже для своей семьи. В Советское время дом, к сожалению, был снесён, зато на этой площадке был возведён Сибирский технологический институт, который во многом определил темпы развития и индустриализация всего Красноярья.
Сам Востротин был убеждён в том, что Красноярск ждёт большое будущее, какие бы руководители ни стояли у его штурвала, они, даже помимо своей воли, должны будут решать серьёзные задачи по развитию города на Енисее...
Так происходят и сегодня... Улица Карла Маркса превращается в строительную площадку будущего метро. Центральный проспект тоже разбужен напряжённым движением транспорта. И тут уж, как в песне: Чижик-пыжик, где ты был и чего с тобой случится завтра...
Гость (премодерация)
Войти