Система власти Красноярского края дала слабину
В рейтинге глав российских регионов, составленном Центром информационных коммуникаций "Рейтинг", губернатор Красноярского края Александр Усс занимает лишь 45-е место.
На оценку деятельности Усса в мае - июне негативно повлияли неэффективность борьбы с коронавируом, разлив мазута в Норильске.
Вот что сказал о сложившейся ситуации красноярский политолог Юрий Москвич:
- В последние месяцы Красноярский край испытывает ряд ощутимых сложностей. Говоря точнее – губернатор Александр Усс и его правительство проходят настоящее испытание.
С моей точки зрения, этот период начался ещё с прошлого года, когда обострились не по вине красноярской власти проблемы, связанные с резким изменением климата и целой волной пожаров, охвативших не только Красноярский край.
Существовавшее федеральное законодательство не в полной мере на тот момент соответствовало этим угрозам, и губернатор предпринял неточные шаги и слишком жёсткие, что вызвало серьёзный негативный отклик населения.
И на уже сложившийся не очень благоприятный фон в этом году добавились новые проблемы: коронавирус, который, по ощущениям, воспринимался как нечто локальное, и его готовились купировать имеющимися средствами, а также ситуация с разливом мазута в Норильске.
Думая, что отразить новую инфекцию достаточно просто, власти Красноярского края не приняли необходимых жёстких решений по изоляции и самоизоляции, как это было сделано в Москве и других городах. Расплата настигла уже в середине мая, когда Красноярский край занял ведущие позиции по темпам заражения коронавирусом жителей региона.
Не были, видимо, предприняты необходимые действия по предупреждению инфекции и в крупных компаниях, где распространен вахтовый метод – в Североенисейском районе, где расположена золотодобывающая фабрика.
Сейчас ситуация взята под контроль, хотя в Красноярске по-прежнему наблюдается высокий уровень заражения: до 180 человек ежедневно. И губернатору пришлось продлевать режим самоизоляции до 12 июля.
Для многих людей это означает подтверждение ошибочности поведения краевой власти в начале пандемии, и это уже вызывает определённый скепсис и определенную растерянность у разных политических и социальных групп края.
Его определение к губернатору уже чётко сформулировано: вы должны были действовать жёстко и быстро, почему вы не сделали так, как в других городах, где пандемия уже сходит на нет?
Это довольно серьёзный удар по репутации краевой власти и лично губернатора Усса.
Разлив мазута в Норильске подбавил «масла» в и без того полыхающий огонь кризисной ситуации. И эта тема вызывает не меньше справедливых вопросов и упрёков. Почему так плохо налажено информирование? Почему странную позицию занял губернатор, сообщая президенту достоверные факты, но не предлагая главе государства план разрешения этой проблемы.
Эта неожиданная история является таким же частным случаем общего природного кризиса, как массовые лесные пожары, полыхавшие здесь в прошлых годах. Меняется климат. А в Сибири меняется с большей интенсивностью, чем на европейской территории. Но руководство ТЭЦ, подразделение Норникеля, не учла в своих планах и техзаданиях важность ужесточения мониторинга почвы.
Между тем, в этом году весна в Красноярском крае наступила раньше на полтора месяца, чем обычно, что, естественно, спровоцировало проседание почвы. Удивительно, что такая серьёзная организация, как Норильский никель, одна из успешных глобальных компаний в России и мире, отличилась отсутствием должного контроля качества почвы и других сопровождающих производство процессов.
Ответственность Норникеля в данной ситуации совершенно очевидна. Но не сработала и система власти. Непонятным образом, как уверяет губернатор, информация о ЧП дошла до него не вовремя и в искажённом виде. Фактически повторилась прошлогодняя ситуация, когда Усс заявил, что не надо тушить лесные пожары, потому что закон позволяет этого не делать.
А сейчас мы стали свидетелями не очень подготовленного выступления Усса на видеоконференции с президентом. Оба выступления вызвали волну негодования и критики СМИ, активистов и президента страны. Снова у губернатора не было анализа, чёткого плана действий, всё свелось к одной фразе: «Доклад закончен».
Возмущение президента в Красноярске многие разделяют: очевидно, что-то идёт не так в работе всей системы власти края. Чреда фатальных событий, затрагивающих жизнь Красноярской территории, не повышает доверия совершенно разных групп населения к власти в целом, к её способности действовать в непредвиденных экстремальных ситуациях.
В свое время возвращение Усса на губернаторские позиции было с высокой степенью одобрено многими наблюдателями и простыми людьми: он много лет работал в краевой власти, хорошо знает территорию, достаточно требователен. Ожидалось, что он подтянет все системы власти до определенного уровня. И я по-прежнему считаю, что он пытается это сделать.
Но среди моих знакомых современные реалии обсуждаются в таком ключе: власти – молодцы, в стабильных условиях научились работать, но не могут действовать в экстремальных ситуациях. Именно в таких ситуациях в последние годы часто оказывается Красноярский край.
Пожары, перепады температур и как следствие – техногенные катастрофы. Но корпорации, которые работают в особо опасных районах, работают по старинке – власть не оказывает на них необходимого давления.
Конечно, власть что-то пытается делать. И правительство края, и губернатор Усс в своё время достаточно быстро и эффективно решили проблему оставшихся без жилья золотодобытчиков при прорыве дамбы в одном из районов края. Но возникает вопрос – в стабильных условиях работать могут, а как мы будем жить, если количество экстремальных событий будет и дальше нарастать?
Я формулирую это общее тревожное ощущение – здесь речь идёт уже не столько об одном человеке, конкретном губернаторе, сколько о всей системе власти края. Здесь в ситуации кризиса она оказалась слаба. Хотя я не исключаю, что не только власть, но и общество виновато в формировании такого отношения к последствиям каких бы то ни было опасных событий. Но власть-то на что?
Власть должна быть более жёсткой и предусмотрительной, если на самом деле есть тенденция роста числа различного рода катастроф, связанных с климатическими катаклизмами. Власти необходимо быть способной на опережающие действия. Иначе мы окажемся на фронте этих быстрых глобальных изменений, и не на стороне победителей.
Владимир Павловский
25.06.2020 22:17
А если не переходить на личности? Не навешивать ярлыки? Лучше пускать в ход аргументы, а вот с ними туговато. У каждого фонда своя методика опросов. Юрий Москвич - лишь один из экспертов. Он дал комментарий, но это совсем не значит, что Москвич определил место Усса в рейтинге. Мне его мнение интересно, хотя не во всём с ним согласен. Молодец, что не поддакивает. Поддакивающих экспертов сейчас пруд пруди. Кстати, и Юрий Москвич, и упомянутый в комментарии Владимир Тетельмин имеют профессорские звания, так что поуважительней надо бы...
Сергей Орловский
26.06.2020 14:14
А с другой стороны - в чём причины "проколов" во всём. Да только в том, что у власти стоят ставленники "забугорья", не имеющие нашего Российского гражданства Им и вирус, и лесные пожары и др. "по барабану", главное- "бабки срубить" и их за границу спрятать. Дай Бог после принятия поправок в конституцию изгонят эту камарилью поганой метлой, Быкова А.П. поставят и заживём. Но это мечты, реальность другой бывает. Увы.
А про Москвича и 90-е мог ы многое написать- но надо ли старое ворошить.
Сергей Орловский
01.07.2020 00:02
Гляжу на фото Усса в начале статьи. Вижу в его взгляде презрение к "унтерменшам", живущим в возглавляемом им крае. И становится обидно, что когда то во времена СССР богатейший край- донор, лидер страны по промышленности так упал. Закрыты около 100 заводов, потерян кадровый потенциал, богатства ушли в зарубежные банки, промышленность тоже перешла под контроль "пиндосов". Как жить, видя всё это.???