На контроле самые актуальные темы
Среди вопросов, которые освещает Счётная палата края по роду своей деятельности, не все получают достаточный резонанс в СМИ. Причину здесь следует искать не в том, что одна тема по каким-то причинам важнее другой, считает председатель Счётной палаты края Дмитрий ВОРОПАЕВ.
На самом деле темы контрольный орган выбирает не самостоятельно, а формирует их в плотном контакте и взаимодействии с Законодательным Собранием и губернатором Красноярского края. И трудно сомневаться в необъективности выбора, поскольку решения по-настоящему коллегиальные. А то, что больший или меньший интерес вызывает затрагиваемая проблема, зависит от многих факторов, не всегда прогнозируемых.
- Дмитрий Владимирович, к числу вопросов, которые попали под общественное обсуждение и которые были анонсированы даже раньше, чем соответствующий отчёт был рассмотрен профильным комитетом Законодательного Собрания края, явилась проверка деятельности ФК "Енисей". К сожалению, как это порой бывает в таких случаях, появившаяся информация страдала определёнными неточностями и излишним алармизмом. Что-то в стиле: спасите, помогите, футбол убивают.
- С некоторых пор анонсировать деятельность Счётной палаты стало модным, и не только, кстати, нашу, а и правоохранительных органов. Порой, заведомо предрекается раскрытие фактов фантастических хищений и невиданной халатности при финансировании каких-то масштабных мероприятий. Затем же ставится в вину контролёрам, что проверяемые избежали заслуженного наказания, якобы по причине некачественной работы проверяющих органов. Этим очень грешат так называемые диванные эксперты или лица, пытающиеся таким сомнительным способом двинуть себя в политику.
Здесь нарочито упускается из виду одно важное обстоятельство. Дело в том, что система государственного финансового контроля даже в новейшей истории России работает достаточно давно. Вот и Счётная палата края приближается к своему четвертьвековому юбилею. Работала такая система эффективно и в СССР.
Второе. Мы, прежде всего, стоим на страже законности, и наши документальные проверки опираются на ту законодательную и нормативную базу, которую имеем, со всеми её нерешёнными вопросами. В качестве примера могу привести такие проблемные в части контроля сферы, как строительство, ЖКХ, функционирование контрактной системы.
Но вместе с тем хочу заметить, что организации, которые мы проверяем, принадлежат бюджетной сфере и являются государственной краевой собственностью. То есть это системы, особо привлекающие внимание контролирующих структур ввиду их общественной значимости. И поэтому не так много найдётся людей, которые могут себе позволить незаконно обращаться со средствами в данных сферах, предвидя возможные последствия. И наша задача в том числе - поддерживать эти системы в тонусе.
- Очень уместное замечание. Так что с футбольным клубом?
- Главный вывод аудитора Ларисы Титовой состоит в том, что создание профессионального клуба в форме автономной некоммерческой организации привело к высокой степени его самостоятельности. За счёт незначительности требований по регламентации его деятельности. При этом надо иметь в виду, что основным источником финансовых ресурсов клуба являются средства краевого бюджета.
Согласитесь, немного можно привести примеров того, чтобы в этих условиях относительной свободы действий, да ещё при минимизации контроля, возникала мотивация для поиска и привлечения иных источников финансирования. Зачем? И так всё неплохо. Что в нашем конкретном случае и подтвердилось регулярным уменьшением собственных доходов клуба и снижением поступлений от спонсоров.
Выявились проблемы в целом в системе управления профессиональным спортом, в обеспечении регламентации использования средств государственных субсидий, выделяемых на содействие развитию клубного спорта, в организации ведомственного контроля.
В ходе контрольного мероприятия мы отметили отсутствие преемственности в организации спортивной подготовки. Состав основной команды в сезоне 2018/2019 лишь на 16 процентов сформирован из "доморощенных" игроков. При этом подготовка высококвалифицированных спортсменов-футболистов является одной из целей деятельности футбольного клуба.
У специалистов, причастных к профессиональному футболу, зачастую присутствует ошибочное мнение, что уж в футболе разбираются все поголовно и готовы бесплатно давать советы. Это, конечно, не так.
В последнее время в крае очень много построено спортивных объектов, в том числе и для развития спорта высоких достижений. И всё это должно максимально использоваться в первую очередь для молодого поколения. И пусть у нас не будет команды, равной питерскому "Зениту" с его суперспонсором ПАО "Газпром" или "Локомотиву" со всей мощью поддержки РЖД. Поскольку в финансовой части мы совсем не конкуренты.
Кроме того, мы живём в Сибири, здесь низкая плотность населения, в конце концов. Но веско замечу - пусть благодаря новым появляющимся возможностям будет шанс для выигрыша счастливого билета в Высшую лигу для кого-то из наших мальчишек и девчонок.
Безусловно, в центр обсуждения попала зарплатная составляющая в расходах клуба и показатели среднемесячной начисленной заработной платы работников списочного состава. Привлекла она внимание и в сопоставлении с результатами, демонстрировавшимися командой в прошедшем сезоне.
Это лежит на поверхности. А при более глубоком рассмотрении анализ оплаты труда футболистов свидетельствуют о возможном наличии коррупционных рисков. На такое предположение наталкивает факт, что, к примеру, размер заработной платы не зависит от нагрузки игрока и его результативности в игровом сезоне.
- Вы болельщик?
- Я ценю красивый футбол.
- Кстати, о заработной плате. В начале беседы вы упомянули как раз о теме, рассмотренной на недавнем заседании коллегии Счётной палаты, посвящённой этому вопросу. О чём речь?
- Я могу позволить себе только очень контурно осветить результат, полученный по итогам экспертно-аналитического мероприятия, поскольку профильный комитет Законодательного Собрания ещё не рассматривал вопрос. Это - с одной стороны.
С другой - здесь не просматривается никакого опережения событий, как в предшествующем случае со спортивной темой, поскольку мы сами являемся первоисточником информации. Речь идёт о мероприятии с достаточно длинным названием. Если сформулировать его покороче, то посвящено оно теме комплексного анализа труда работников органов государственной власти края, подведомственных им учреждений, а также предприятий государственного сектора экономики края.
Предыстория вопроса такова, что уже достаточно продолжительное время мы усматривали определённые накопившиеся диспропорции и несоразмерности в оплате труда. Как внутри организаций бюджетной сферы и её руководящего звена, так и в соотношении с другими субъектами Российской Федерации.
С нашей точки зрения присутствует необходимость унификации подходов к определению размеров вознаграждения в системах оплаты труда. Как в краевом госсекторе, так и во всех регионах страны. Поскольку, слава Богу, мы живём в едином экономическом пространстве, хотя и с разной отраслевой экономикой.
Тем не менее шустрость и "продвинутость" руководителей отдельных субъектов Российской Федерации не должна являться решающим критерием для определения потолочных значений уровней вознаграждения за управленческий труд.
Кроме того, с моей точки зрения, присутствует много вольностей и домыслов в отношении уровня оплаты труда сектора государственного управления. Необходимо было прояснить ситуацию, выявить слабые звенья, а также резервы для мотивирования и роста эффективности управленческих трудозатрат.
Итогом явилась следующая картина. В крае сформирована в целом достаточная нормативная правовая база для решения вопросов, отнесённых к полномочиям субъектов РФ в сфере оплаты труда. Это касается лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы края, работников органов государственной власти края, краевых государственных учреждений, госпредприятий и хозобществ с краевым участием.
Вместе с тем проведённый анализ среднемесячной заработной платы работников органов государственного сектора края по всему обозначенному спектру свидетельствует о высокой степени её дифференциации. В основном обусловленной существенными различиями в организационной структуре органов государственной власти края.
Не имею права пока оперировать цифрами. Но несколько показателей общего плана приведу. Так, в 2018 году общая штатная численность работников краевых учреждений, госпредприятий и обществ составляла более 172 тысяч человек, из которых 70 процентов приходится на работников краевых бюджетных учреждений.
Несмотря на ежегодное повышение расходов на оплату труда в 2017-2018 годах, в 90 процентах краевых государственных учреждений заработная плата работников сложилась ниже средней по краю. Работники госпредприятий и хозяйственных обществ края в среднем зарабатывали почти в 1,5 раза больше, чем работники краевых учреждений.
В ходе проведённого анализа отмечено, например, превышение заработной платы руководителей отдельных учреждений и предприятий над заработной платой министра или руководителя органа исполнительной власти, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия в соответствующей области госуправления. Есть вопрос по поводу того, как рассматривать эти отношения.
- Как смотрится Красноярский край на фоне других регионов России?
- Красноярский край входит в относительно небольшой пул субъектов Российской Федерации, у кого расходы бюджета перевалили за отметку в 200 миллиардов рублей. Это примерно восемь территорий. Включая то, что здесь же прописались город Санкт-Петербург и Московская область с бюджетом более 400 миллиардов рублей и столичный город Москва с 3 триллионами рублей. Тем не менее отнесёмся к данному факту, как к показателю нашей статусности.
А опустившись на наши сибирские реалии, где в существенной степени формируется валовый внутренний продукт государства, отмечаем, что в 2018 году (данные проверки обычно оперируют отчётной информацией, а не оперативной) край занимал последнее (шестое) место по уровню заработной платы всех ветвей власти без учёта районного коэффициента и северных надбавок.
Это - среди субъектов РФ с сопоставимым уровнем расходов регионального бюджета. И находился он на шестом месте среди субъектов СФО по уровню заработной платы в органах исполнительной власти. На восьмом месте - в органах законодательной власти, занимал последнее десятое место в органах судебной власти.
- Какие бы ещё приобретающие остроту вопросы вы отметили, исходя из материалов ваших проверок и экспертных оценок?
- Ещё я обратил внимание на ситуацию, складывающуюся в отдельных специализированных медицинских учреждениях в связи с проблемой физического и морального старения основных фондов. Привёл в качестве примера краевую психиатрию. Сюда можно добавить и специализированные медицинские учреждения, занимающиеся лечением туберкулёза.
К сожалению, вне присутствовавших позитивных прогнозов, доставшихся от предыдущего столетия, болезни с такими нозологиями продолжают прогрессировать, и всё больше граждан нуждается в их лечении и профилактировании.
Но здания лечебных корпусов имеют либо 100-процентный износ, либо находятся в аварийном состоянии, либо уже совсем не вписываются в современные СанПиНы. Общий аудиторский вывод здесь такой - простым увеличением финансирования ни качество, ни эффективность на действующих рабочих местах в данных учреждениях не поднять, а ухудшением ситуации можно только оттолкнуть оставшихся специалистов.
В настоящее время также мы отслеживаем ситуацию, касающуюся краевой онкологической службы. Здесь совершён прорыв. И на качественно другой уровень оказался выведен ряд иных крупных профильных медицинских учреждений. Но уйдя в отдельных направлениях в отрыв, мы сильно упустили ситуацию в упомянутых мной узких местах.
Вот, кстати, и губернатор края Александр Викторович Усс в докладе о деятельности правительства края за 2019 Законодательному Собранию края обратил внимание на необходимость "изыскать возможности для реконструкции 20-й больницы в краевом центре". Как он далее заметил, тема эта давно назрела и перезрела.
- Спасибо за беседу, Дмитрий Владимирович. Успехов коллективу Счётной палаты!
Гость (премодерация)
Войти