Миф о том, что в условиях самоизоляции человек станет больше читать, опровергнут

01.08.2020 15:30
4 1098

На какое-то время книжная жизнь в Красноярске остановилась. Замерли магазины, библиотеки.

Конечно, те, кто читал до нашествия коронавируса, будут читать и дальше, пользуясь своим собранием литературы, либо беспроблемно скачивая её из Сети. А вот как быть остальным? "Нелюбопытным", как говорил Александр Сергеевич Пушкин...

Однако понемножку стали открываться те немногие книжные магазины, но самоизоляция, кажется, даёт о себе знать, поскольку некоторые книготорговые точки всё-таки не выдержали и закрылись. Не устояли, например, некоторые магазины сети "Городской бестселлер".

А что ещё делать? Цены на литературу высоки и не каждому по карману. И если в Западной Европе на 10 тысяч читателей приходится один книжный магазин, в одной Франции на 65 миллионов жителей - 3,5 тысячи торговых заведений, то в нашей стране - один на 60 тысяч.

А какое изобилие их было до распада СССР! "Планета" на Горького, где продавалась литература на иностранных языках. "Меридиан" на Дубровинского, где занимались подписными изданиями. А ещё "Наука", "Знание", "Русская книга", "Книжный мир", "Родник", "Буревестник", "Академкнига", шикарный "Букинист" на "Родине".

Конечно, книжный дефицит был огромный, но всё равно можно было найти в бумажных залежах что-то интересное. Сегодня на весь город работают насколько крупных сетевых компаний, потому что местные конкуренции с ними не выдерживают.

Остаются, впрочем, такие мелкие магазины, как "Бакен", но слишком узок круг этих людей, слишком быстро такие точки, как, скажем, "ФёдорМихалыч" или "КорнейИваныч", закрываются из-за нерентабельности. Отсюда, наверное, столь высокий интерес к ежегодному осеннему КРЯККу.

Душит небольшие магазины высокая арендная ставка. Помнится, ещё до умерщвления разговаривали мы об этом с директором вольготно раскинувшегося на Копылова замечательного магазина "Светоч". Удобное расположение, прямо рядом с остановкой общественного транспорта, большие площади, неплохой, динамично пополняющийся ассортимент. Чего, кажется, надо? Продавай и развивай.

Главное, места для проведения тех же встреч с писателями, как это бывает в Москве, полно. Да и писателями наш Красноярск не обделён. Однако городским властям, в чьём владении находились территории магазина, всё это было неинтересно, и катастрофически быстро "Светоч" начал съёживаться, словно шагреневая кожа, пока не исчез совсем.

Аналогичная судьба ждала маленький, уютный некогда "Родник" рядом с кинотеатром "Мир" (его в девяностые годы беспощадно уничтожили, как и все остальные киноточки Красноярска), в котором в детстве я провёл столько времени в поисках книг и журналов. Сегодня книги там не продают, перейдя на канцтовары и прочие мелочи...

Пошёл на дно гордо, словно не сдающийся врагу "Варяг", "Меридиан". Исчезла красноярская книжная сеть "Литэкс", магазинчик которой торговал на Дудинской литературой по оптовым ценам (было настолько недорого, что в девяностые мне удалось неплохо пополнить собственную библиотеку), а на проспекте Мира (в том, кстати, доме, где когда-то размещалась редакция газеты "Красноярский рабочий") радовали литературным изобилием аж на двух этажах.

Долго сопротивлялся "Букинист" - не тот, что на "Родине" (его закрыли гораздо раньше), а существовавший уже на левобережье в двух лицах - на проспекте Мира и улице Железнодорожников. Обидно, право...

В Москве десятки подобных магазинов благополучно соседствуют с пресловутыми шкафчиками буккроссинга, торгуя по минимальной цене в 10-20 и более рублей. У нас же уничтожены последние. Правда, есть, говорят, магазин "Глобус" где-то в районе бывшего кинотеатра "Строитель", но там хозяйка благоразумно откупила небольшие площади и за аренду не платит, спокойно занимаясь своим более чем скромным бизнесом.

Весной прошлого года Минэкономразвития попыталось выступить с благой инициативой - предложило освободить от торгового сбора те магазины и киоски печати, которые получили за год более 60 процентов доходов от реализации именно печатной продукции. Но инициатива не прошла.

Однако если власти идут навстречу, то ситуация меняется. Скажем, в Воронеже для киосков периодической печати, где продаются и книги, отменили арендную ставку, и таких торговых точек становится больше.

Открываются новые книжные магазины в Санкт-Петербурге. Там же запущена мобильная библиотека - состав метро с открытым доступом к 750 тысячам электронных книг. По итогам Всероссийского конкурса "Самый читающий регион" победил именно Санкт-Петербург.

Кстати, по поводу самых читающих. Похоже, библиотекам всё-таки придётся заново привлекать людей в свои залы, хотя они боятся в этом признаться. Иначе почему в этот коронавирусный период библиотечные работники активно проводят семинары и разного рода учёбы?

Скажем, не так давно прошёл краевой обучающий семинар "Книги о войне, которые нужно читать и обсуждать вместе с детьми", проведённый Красноярской краевой детской библиотекой и посвящённый юбилею Великой Победы.

Мы-то с вами, люди взрослые, знаем, что читать нашим детям и внукам - "Повесть о настоящем человеке", "Молодая гвардия", "Сын полка", "А зори здесь тихие...", "Четвёртая высота". Вот только подрастающее поколение, похоже, об этом не знает и знать не желает. И ничего, видимо, с этим не поделаешь. Время ушло...

"Никакое знание не даётся человеку с рождения. Оно приходит с родителями, через опыт, педагогов, библиотекарей, и, конечно, через хорошие книги. Но вот как донести это знание до ребёнка?"

Хотя ведущая семинар, заведующая отделом методического обеспечения и инновационной деятельности библиотек Красноярской краевой детской библиотеки Екатерина Иванова считает, что чтение книг о войне - не только сохранение нашей памяти, но и просвещение, необходимое каждому человеку знание истории своей страны, правды, своеобразная прививка, от расизма, нацизма, исторической лжи.

- Никакое знание не даётся человеку с рождения, - убеждена Екатерина Вячеславовна. - Оно приходит с родителями, через опыт, педагогов, библиотекарей, и, конечно, через хорошие книги. Но вот как донести это знание до ребёнка? Как объяснить, что война - это смерть, кровь, страх? Как найти нужные слова?

Заместитель директора библиотеки Виктория Тишакова в обзоре "В книжной памяти мгновения войны" рассказала о литературе, поясняющей, в частности, почему германский народ поддержал приход к власти Гитлера.

Она сослалась на книги Тода Штрассера "Волна", Джона Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" и "Мальчик на вершине горы", Майкла Морпурго "Орёл на снегу", Николетты Бортолотти "Матч смерти", Ури Орлева "Остров на Птичьей улице" и "Беги, мальчик, беги", посоветовала к прочтению литературу современных авторов и советских - Ольги Колпаковой "Полынная ёлка", Виталия Сёмина "Нагрудный знак "OST", Юрия Яковлева "Балерина политотдела".

Информативными были доклады "Прочитал, передай другому!" и "Серьёзная тема в "несерьёзных" жанрах". Теперь осталось одно: убедить мальчишек и девчонок в том, что подобные книги надо обязательно прочитать.

- Книга перестала быть статусной вещью, - считает, впрочем, генеральный директор премии "Большая книга" Георгий Урушадзе. - Раньше люди сдавали кучу макулатуры, чтобы купить заветное издание. Теперь для многих книги отнимают драгоценное место в квартире. Чем больше людей будут иметь тягу к чтению, тем легче будет и распространителям. Конечно, по количеству потребителей печатных знаков мы на уровне. Но что читают-то? Фейсбучные посты, эсэмэски, рекламу, жёлтую прессу. Желание читать хорошую литературу - это ответственность человека перед самим собой.

Когда-то за Советским Союзом закрепилась слава "самой читающей страны", когда-то Евгений Евтушенко писал, что "поэт в России - больше, чем поэт", когда-то мы привыкли считать писателей властителями дум и внимательно относились к тому, что они говорят.

Между тем, согласно исследованию, проведённому международным институтом маркетинговых и социальных исследований в 2017 году, 59 процентов россиян читают каждый день или хотя бы раз в неделю. И это второй показатель в мире после Китая.

Конечно, тиражи растут, хотя какие это тиражи - в пять тысяч для большой страны по сравнению с полумиллионными в СССР? Покупки уменьшаются, цены зашкаливают. В некотором роде спасают недорогие издания, например, серия "Лучшая мировая классика" в твёрдой обложке издательства АСТ по цене до двухсот рублей. Тут и зарубежные авторы, и русские. И серия понемножку пополняется. Однако это капля в море...

- Мы на книжном рынке оперируем продажами, - считает главный редактор журнала "Книжная индустрия" Елена Соловьёва. - А у нас пока покупки не растут в экземплярах. Поэтому говорить о том, что как-то больше становится читателей в стране - сомнительно.

Если смотреть на общий тираж выпускаемых в России книг, за последние десять лет он и вовсе падал: с 760 миллиардов экземпляров, напечатанных в 2008 году, до 432 миллиардов в 2018-м. С другой стороны, эти цифры тоже не являются исчерпывающими: они не учитывают растущий рынок электронных книг, не говоря уже о пиратах. Впрочем, интерес к чтению снижается не только в России, но и во всём мире.

По идее, в условиях карантина люди должны больше читать - высвобождается время, но этого не происходит. Покупки в интернет-магазинах пошли на спад. И миф о том, что в самоизоляции человек станет больше читать, опровергнут.

Наверное, это связано с тем, что отношение к книге как к развлечению, к отдыху уходит. У молодого читателя появляются новые запросы, а старый... С его уходом связки книг отправляются не в букинистические магазины, которых нет, а на свалку. Это, к сожалению, трагические реалии современной действительности...

Но, как бы нам ни хотелось, отсутствие чтения книг, журналов, газет становится поводом для регрессивного движения нации от духовности и образованности к невежеству и мракобесию. Что мы частенько и наблюдаем...

А навстречу книге выходит мутный телевизионный поток криминальных телесериалов, который течёт по экранам, захлёстывая потенциальных читателей без конца и края.

Сергей ПАВЛЕНКО.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Владимир Павловский

03.08.2020 16:21

Отклик из соцсетей:

Ирина Аплеснева
У нас в Дудинке и до пандемия библиотеки не часто ходили, а за время изоляции, когда все закрыто, детей и вовсе отучили от привычки брать книгу в руки. Я не понимаю, для чего закрывать библиотеки? Это ведь не продуктовые магазины, людей не так много. К тому же, книжных магазинов в Дудинке нет, если не считать двух полок с литературой в магазине канцтоваров

Сергей Орловский

11.08.2020 20:21

Цены на литературу высоки и не каждому по карману. Да, это так, но есть магазин электронных книг ЛИТРЕС, где можно купить что душе угодно, и относительно недорого. Беда в другом- не хотят читать. Растёт поколение Z,  которому все наши ценности по барабану. Не так давно в разговоре с внучкой Настей 14-то лет к чему то не помню помянул Зою Космодемьянскую. Спросила- кто это. Коротко рассказал. Ответ- А зачем она на войну пошла. Улетела бы в Турцию, переждала войну в отеле у моря и потом домой прилетела. С соседкой того же возраста поссорился- помянул блокадный хлеб, она спорила_ что 100 грамм хлеба вполне достаточно, с чего умирать. Так и не доказал ей. А уж историю Великой отечественной дети их возраста не знают совсем- ни с кем воевали ни как. И это им не интересно. Ответ один- вот придут хорошие американцы- заживём.