Дороги по полям - как раны на земле
Днём 13 июня в Дзержинском районе возникли сразу два пожара. Один - у деревни Сосновка, второй - в лесном массиве у деревни Топол.
На тушение сразу выехали две группы огнеборцев районной пожарно-химической станции (ПХС). Возглавляющий эту организацию Владимир Конд с десятком пожарных поехал тушить огонь в Сосновку, вторая группа направилась к Тополу.
Дым от пожара и языки пламени в этом месте были видны прямо с дороги Дзержинское - Тасеево. Но вот беда: путь пожарным к очагу возгорания преграждало пшеничное поле. Водитель тяжёлого трала даже остановился, не зная, что ему делать.
Но вот впереди показался дорожный знак, свидетельствующий о пересечении главной дороги со второстепенной, пожарная техника свернула в этом месте вправо и направилась по полю к месту пожара. Огонь быстро потушили, очаг возгорания опахали, и пожарные с чувством исполненного долга вернулись на свою базу.
А в понедельник 15 июня директору совхоза "Денисовский" Петру Сухареву доложили, что пожарные сделали дорогу по пшеничному полю. Пётр Васильевич был вне себя от ярости от такого известия.
И то верно, хозяйство Сухарева, пожалуй, как ничьё другое, постоянно несёт большие убытки от подобных случаев. То лесорубы дождливой осенью на тяжёлой технике избороздят поля озимой ржи, добираясь до своих делян. А про грибников, ягодников и особенно охотников и говорить не приходится. Они без зазрения совести могут спокойно ехать по созревшему полю, втаптывая в землю колосья зерновых. Нередко и пчеловоды без спроса выбирают себе место для пасек в колках, расположенных среди полей. В общем, было от чего расстроиться.
- Хватит терпеть наглецов, будем подавать на их действия в суд, - распорядился Пётр Сухарев, но сначала решил переговорить с начальником ПХС Владимиром Кондом.
Скажу сразу, этот тяжёлый разговор не был конструктивным. Директор совхоза напирал на тот факт, что пожарные повредили посевы и требовал возмещения убытков в размере 40 тысяч рублей, ведь на дороге, по которой прошла тяжёлая техника, пшеница уже никогда не оправится. Начальник ПХС объяснял ситуацию форс-мажорными обстоятельствами - пожар нужно было во что бы-то ни было потушить.
К тому же, уверял Владимир Георгиевич, водитель увидел дорожный знак о пересечении двух дорог и правомерно свернул на поле. А то, что крестьяне самовольно запахали дорогу, это уже их проблемы.
И хотя Пётр Сухарев уверял, что этот знак указывает, где сельскохозяйственная техника может съехать с трассы на поле и выехать с него, Владимир Конд стоял на своём.
Свидетелем это непростой беседы стал ваш корреспондент. Чтобы лучше понять, кто прав, а кто виноват, Пётр Сухарев предложил мне изучит ситуацию на месте в присутствии начальника ПХС Владимира Конда и главного агронома совхоза Дениса Белешева.
Оказалось, что от Денисова до места возгорания совсем недалеко. Вот и тот дорожный знак, который водитель Максим воспринял, как возможность свернуть с дороги краевого значения к месту пожара. Очень хорошо виден на поле и след от тяжёлой техники, тем более, что пожарные проезжали по ней дважды. Видны с этого места и обгоревшие деревья в углу леса, до которых от дороги ровно 650 метров. Как говорится, все факты нарушения налицо.
- Но вы нас тоже поймите, - уверял Владимир Конд. - Когда возникает пожар, мы имеем право добираться до него самым кратчайшим путём.
- Мы и не против ваших действий, - соглашался Денис Белешев. - Верните нам упущенную выгоду, и мы не станем подавать против вас судебный иск.
- Да не могу я ничего платить, - возражал начальник пожарно-химической станции района. - Нет у меня денег, они все в Красноярске, в головной конторе. Но там прежде, чем платить, пришлют в район комиссию, и я больше, чем уверен, что и у вас в хозяйстве будет найдено столько косяков по соблюдению противопожарной безопасности, что неизвестно, кто кому будет больше должен.
Поняв, что разговор на поле результата не принесёт, мы сели в машину и снова поехали в контору совхоза "Денисовский" к Петру Сухареву. На этот раз Пётр Васильевич заметно "остыл" и сразу предложил своему "обидчику" компромисс: хозяйство снимает свой иск к пожарным, но взамен они должны тяжёлом плугом перепахать съезды с трассы на поля в том месте, где проезжала их техника, и сворота на Топол. Соляркой трактор обеспечит хозяйство. Так и порешили...
На этом можно было поставить точку в споре крестьян с пожарными, но на самом деле проблема с полевыми дорогами выходит далеко за пределы совхоза "Денисовский" и других хозяйств Дзержинского района. Она настоящая заноза в крестьянской жизни с наступлением тёплых дней.
И возникла эта проблема не сегодня, а давным-давно, скорее всего, тогда, когда человек стал работать на земле. Но в нынешнее время она обострилась до крайности. На земле стали хозяйствовать частники, а им полевые дороги без нужды.
Скажем, даёт район хозяйству в аренду поле в сто гектаров. Когда крестьяне приезжают его обрабатывать, выясняется, что гектар на поле занимает полевая дорога, которая на карте не обозначена. А зачем она земледельцам, им хлеб выращивать нужно, поэтому дорогу перепахивают. А народ окрестный и даже чужаки знают, что здесь всегда была дорога и со спокойным сердцем прямо по пшеничному полю снова едут на машинах к ближайшему лесу.
- Нужно, чтобы депутаты райсовета и сельсовета определились, какие дороги нужны муниципалитетам, - считает Пётр Сухарев. - После этого они должны быть узаконены и переданы хозяину. Им может быть район или сельсовет, а лучше передать их нам, поскольку они проходят по полям хозяйств. В таком случае не будет ситуации, которая случилась 13 июня.
С мнением Петра Васильевича согласился и Владимир Конд. Ведь районные пожарные, пожалуй, как никто другой, от неразберихи с полевыми дорогами испытывают такие трудности, которые сложно передать словами.
С другой стороны, хочется обратиться к тем, кто любит собирать грибы и ягоды, охотиться или просто отдыхать на природе: разве вы не знаете, что хлеб - всему голова? Поэтому, прежде чем свернуть с дороги на поле, сто раз подумайте, ведь сломанные вами спелые колосья уже никогда не станут аппетитным караваем. Они просто сгниют на земле.
Виктор РЕШЕТЕНЬ.
Фото автора.
Дзержинский район.