Заслужил благодарность потомков
Об увековечивании памяти Александра Телегина
Одним из видов деятельности, которые дают представление о современных тенденциях мирового развития, является судостроение.
И то правда, славен город, где есть достижения инженерной мысли - сооружения, различная техника, где рационально организованы транспортные потоки.
Транспортный комплекс России исстари развивался вдоль водных артерий, одной из наиболее крупных среди которых по праву считается Енисей. Он представляет собой прекрасный ресурс для будущего экономического развития страны.
Со всеми притоками, каскадом гидроэнергетических станций, Осиновскими и Казачинским порогами великая наша река всё ещё не до конца освоена, следовательно, процессы передвижения на сибирском и дальневосточном пространстве не достигли своей оптимальной формы.
Сдерживающим фактором дальнейшего эффективного использования водных ресурсов Красноярья является отсутствие скоростных катеров с малой осадкой.
Подобно тому, как Волга - это главная улица России, в перспективе Енисей должен превратиться в "главную улицу края". Проект экономического развития приенисейской территории, в которую входят Красноярский край, Хакасия, Тува, так и называется - "Енисейская Сибирь".
Река, которая кормила, давала работу, вдохновляла на создание уникальных художественных произведений, должна вновь послужить социально значимым целям, воздействуя на формирование хозяйственной архитектоники (композиции хозяйственных систем - то есть экономических зон).
Целесообразным для актуализации этого ресурса было бы обновление пассажирского, грузопассажирского и круизного флота, которые пребывают в плачевном состоянии, производство самых разнообразных плавсредств. А история у нас славная.
Старейший в мире ледокол "Ангара", сохранившийся до наших дней, свидетельствует о приоритете нашей страны, первой начавшей применять суда подобного типа для улучшения условий навигации. Случилось это в 1864 году. "Дело ледоколов зародилось у нас в России",- писал прославленный адмирал С. О. Макаров.
Чтобы сохранить престиж в арктическом судовождении, судовождении класса "река - море", хорошо бы уделить внимание реконструкции и технической модернизации судостроительных предприятий, начиная с поддержки научных организаций, конструкторских бюро и заканчивая поставками оборудования, дизайном, отделкой. Несмотря на возможность инновационного рывка, в этой области есть и ряд проблем.
Этому препятствует мировая тенденция. В последние два десятилетия бурный рост промышленного судостроения наблюдается в развивающихся странах, где его не было исторически. Ирония судьбы состоит в том, что все государства Европы, когда-то обладавшие развитым национальным судостроением - Германия, Великобритания, Голландия, Италия, Франция и другие,- утратили конкурентоспособность в массовом производстве транспортных судов на мировой арене, не выдержав азиатской конкуренции.
Российское судостроение также зависит от этой тенденции и конъюнктуры мирового рынка. Наша традиционно судостроительная страна сталкивается с проблемой невостребованности кадров и мощностей. Из-за отсутствия заказов стоят как малые, так и большие верфи (судоверфь в Красноярске закрыта). Заказы же размещаются за рубежом.
Меж тем рынок для строительства плавсредств в России огромен - представьте только количество рек, озёр... Нужно проявить политическую волю и создать соответствующие условия. Ибо судостроение заставляет мир вертеться - экономисты отмечают огромную его важность и ключевую роль в обеспечении мировой торговли.
На этом фоне обидно видеть потребительское отношение к техническому наследию, которое особенно заметно в Красноярске. Оно выражается в повальном уничтожении (в том числе - путём превращения в торгово-развлекательные центры и лофты) промышленных зданий и сооружений. Эта пагубная тенденция в том числе может быть преодолена путём приобщения населения к отечественной промышленной истории.
Если ценность религиозных зданий - монастырей, церквей, часовен - благодаря усилиям, прикладываемым РПЦ, уже как-то признаётся на уровне обыденного сознания красноярцев, то историко-культурная ценность индустриальных зданий всячески принижается.
По-прежнему силён тезис, что советское машиностроение на общемировом фоне всегда выглядело отсталым, оно производило для широкого потребления лишь "вёдра с гайками", да и то в недостаточном количестве, модели их к тому же копировали с зарубежных аналогов. Ввиду того, что машиностроительные и приборостроительные отрасли наук, машиностроительный дизайн в СССР-де развивались слабо.
Обзаведясь автомобилями японского, немецкого, корейского и прочего производства, российский обыватель стал "ценителем высоких технических стандартов" и ещё активнее принялся клясть уровень отечественной промышленности, не понимая, что это очень плохое обыкновение, более того - безнравственное.
Параллельно с заявлениями о том, что права народа на культурную среду попираются, нужно всеми мерами изживать потребительскую психологию и добиться того, чтобы культурный уровень общества был высок, чтобы люди осознавали ценность таких объектов и даже воспринимали их порчу, утрату как личное горе, и, не жалея сил, добивались восстановления.
Яркими страницами вписаны в промышленную историю края имена наших инженеров и изобретателей. Широко известной специалистам и историкам личностью был Александр Викторович Телегин (1883-1937 годы) - сын потомственного дворянина. Его весомый вклад в развитие промышленности Красноярска и края не вызывает сомнений у речников, судостроителей, специалистов енисейской навигации.
А. В. Телегин стал инициатором промышленного освоения правого берега Енисея. Созданные под его руководством в 1909 году предприятия действуют и поныне - это Затон, Судоремонтный завод, Судоверфь. Вместе с ними возникла база речного транспорта в Красноярске. Он был первым техническим директором Красноярской судоверфи, затем - начальником судостроительного отдела завода "Красмашстрой".
Александр Викторович впервые в истории спасательных работ применил разработанный им метод подъёма затонувших судов. Этот метод был использован при организации подъёма затонувшей на глубине 300 метров атомной подводной лодки "Курск".
А. В. Телегин - автор принципиально нового водомётного двигателя на катерах с малой осадкой, инициатор освоения реки Нижняя Тунгуска.
Но имя его оказалось забытым настолько, что комиссия экспертов при службе государственной охраны объектов историко-культурного наследия Красноярского края вынесла по дому, где он жил с семьёй, следующий вердикт:
"Связь объекта с широко известными историческими событиями или личностями не установлена. Сведения о проживании в здании выдающихся исторических личностей в архивах не выявлены, следовательно, мемориальной ценностью дом не обладает...
Жизнеописание владельцев усадьбы по ул. Перенсона, 32 не является уникальным для жителей эпохи, в которой они проживали. Отсутствует связь объекта с какими-либо важнейшими историческими событиями и с жизнью выдающихся деятелей науки, литературы и искусства...
Исследуемые объекты не обладают совокупностью особенностей, достаточных для включения объектов в реестр объектов культурного наследия, поскольку не установлено их особое значение для истории и культуры г. Красноярска".
Данные выводы, на наш взгляд, основываются на неполном исследовании обстоятельств, но есть и другой нюанс. Увековечивание памяти выдающегося человека, подвергшегося репрессии, неминуемо "спотыкается" о вопрос: почему избежали ответственности те, кто эту репрессию допустил? Беспристрастный ответ может не пойти на сохранение авторитета правопорядка и даже всего государственного устройства - даже с поправкой на то время.
Если это была исключительная санкция за деяния в условиях чрезвычайного времени (граждане были о такой мере уведомлены), наказание, применённое к Телегину, санкционировано строгостью законов того экстремально тяжёлого времени, так сказать, объяснимо политической необходимостью по принципу: "суров закон, но закон".
Однако, возвращаясь к хозяйственным вопросам, нельзя, справедливости ради, не отметить, что человек принёс городу, стране, отрасли несомненную и очень большую пользу. Почему бы не отметить его заслуги? От этого выиграет престиж науки, интересы дальнейшего развития отрасли.
Концепция технологических укладов, о которой сейчас много говорят, связана с организацией инновационного климата, которого так не хватает для поступательного развития российского общества.
Говорят, что мы подошли к шестому технологическому укладу, и как только его достигнем, у нас сразу будет всё хорошо. Но любой технологический уклад, любая техника финансируется определённым адресным образом. Не составляет исключения и речной транспорт, который может послужить одной из основ устойчивого экономического развития региона.
Через агрессивную рекламу стимулируется ускоренное обновление импортной бытовой техники, её "престижное" показное потребление. Коммерческие СМИ топят массовое сознание в информационных суррогатах, производство которых поставлено на поток. Современный человек, созданный Богом как творческое начало, деградирует.
В числе приоритетных задач должно быть проектирование и строительство судов высокого ледового класса для работы в Арктике. Внимание правительства РФ к арктической сфере, а также планы крупнейших государственных компаний по разработке шельфа, развитию Северного морского пути свидетельствуют о том, что коммерческое освоение этого региона в ближайшие годы будет развиваться ускоренными темпами. И это развитие потребует вовлечения в проект судостроителей.
Считаем, что дом N 32 на улице Перенсона в Красноярске обладал совокупностью особенностей, достаточных для включения в реестр объектов культурного наследия, поскольку установлено его особое значение для истории и культуры. В нём проживал с семьёй (жена и четверо сыновей) выдающийся инженер и изобретатель Александр Телегин.
Решение о не включении здания в реестр и о не постановке его на охрану нарушает конституционное право жителей на культурную среду. Таковы дополнительные доводы относительно предмета судебного спора - установления исторической и культурной ценности объектов краевого центра, а именно дома N 32 на улице Перенсона.
Любая полемика и критика имеет завершённый логический смысл, если она переходит в предметную область, то есть завершается экономическими и технологическими решениями. Право на существование всякого объекта обнаруживается по тому количеству людей, которые в момент опасности приходят на его защиту. Разбазаривание "закромов Родины", наполнявшихся за счёт дешёвого коммунистического труда, недопустимо.
В условиях рынка нет смысла производить что-либо, если это никому не нужно сегодня-завтра или если производство этого товара просто нерентабельно.
И невдомёк некоторым должностным лицам, что, следуя их логике, по сути, у человечества не останется ни одной ценности, которая выступает в этом качестве во все времена. Ибо то, что считают ценностями сторонники этой стратегии, в будущем преемники их мировоззрения ценностями считать не будут. При этом вторая стратегия предполагает, что не заслужит благодарности потомков и нынешнее поколение людей.
Ольга БАРКОВА,
архитектор, заместитель председателя краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, кандидат философских наук.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти